Правительство Ростовской области
 

В.А.Павлов, руководитель РСТ Ростовской области, о тарифной политике (ИА "Интерфакс Юг", 02.06.09)



"Объем перекрестного субсидирования в нынешнем году составляет 3 млрд рублей"

 

Региональная служба по тарифам Ростовской области (РСТ) с 2009 года наделена новой функцией - контролировать размер платы за коммунальные услуги. Чем обусловлена необходимость контроля, как сегодня идет формирование тарифов на 2010 год, возможна ли в ближайшее время ликвидация перекрестного субсидирования - об этом в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал руководитель РСТ Ростовской области Вадим Павлов.

- В администрацию Ростовской области от жителей поступает много жалоб на высокие тарифы на услуги ЖКХ, водоснабжение и т.д. Вадим Алексеевич, давайте разберемся, кто какие тарифы сегодня устанавливает в Ростовской области, кто за что отвечает.

- Ситуация с жалобами повторяется из года в год, потому что тарифы меняются ежегодно с 1 января. Первые полтора месяца наступившего года все живут спокойно: да, слышали, что подорожали газ, вода, электроэнергия, но еще пока ничего не ощутили. А вот когда в середине февраля жители получают первые платежки из ЖЭКа за январь и воочию видят, насколько все подорожало - начинаются массовые жалобы.

Людей понять можно: назвать сегодня тарифы низкими нельзя. Тарифы, которые устанавливаются субъектом РФ или органами местного самоуправления, - это конечное звено длинной цепочки разных цен, включая стоимость продукции и услуг естественных монополистов - газовиков, железнодорожников, а также производителей металла, бензина и т.д. Когда вся цепочка складывается, получается тариф, который ежегодно растет.

Поэтому наша задача - постараться объяснить людям внятно, доходчиво, почему именно такой тариф установлен, а не какой-нибудь другой, сделать процесс тарифообразования максимально прозрачным, а дальше контролировать правильное применение тарифов.

И вообще, говоря о тарифе, нужно понимать, что в платежных документах мы видим другую величину - размер платы за ту или иную услугу, которая получается путем сложения различных составляющих, одной из которых как раз и является тариф.

Приведу пример. Тариф на тепловую энергию в Ростове устанавливает РСТ. В связи с ликвидацией посредника МУП "Теплокоммунэнерго" люди стали покупать тепло напрямую от ОАО "ЮГК ТГК-8", в связи с чем тариф на тепло для них снизился. И мы ожидали, что люди скажут большое спасибо: неужели наконец-то где-то что-то снизили! А по факту мы получили колоссальный вал жалоб из Ростова.

- Почему?

- Мы тоже задались этим вопросом, стали разбираться. Оказалось, что да, тариф снизился, но при окончательных расчетах управляющие компании умножили этот тариф на другой объем услуги по сравнению с тем, на который умножали в прошлом году.

Дело в том, что раньше большинство жителей города оплачивало тепло по схеме 1/12, то есть в течение года - и летом, и зимой - ежемесячно платили одну и ту же сумму. А потом управляющие компании, которые работают на территории Ростова, по указанию городской администрации приняли решение перейти на другую схему - 1/6, которая предусматривает оплату тепловой энергии только в течение отопительного сезона, но в 2 раза больше, а летом оплата не производится. И получилось, что всем объявили о снижении тарифа, а реальная плата выросла в 2 раза. Отсюда вал жалоб.

- Значит, тариф на тепло устанавливает РСТ?

-Да, но только экономически обоснованный. Еще мы устанавливаем для населения тарифы на электроэнергию и газ.

Органы местного самоуправления устанавливают экономически обоснованные тарифы на воду, жилищные услуги, мусор, в их компетенции и размер платежа за тепло.

РСТ контролирует органы местного самоуправления в рамках предельных индексов, которые устанавливаются для каждого муниципального образования. Предельный индекс - это совокупность всех платежей за коммунальные услугу либо за жилье на территории муниципального образования.

Например, мы говорим, что набор коммунальных услуг - подача тепло- и электроэнергии, воды, газа - не должен подорожать более чем на 20%. Если тарифы, установленные органами местного самоуправления, вписываются в эти 20%, значит, нет повода для проверки. Но если жалобы с этой территории поступают, если люди сообщают конкретные факты, тогда мы предметно проверяем экономическую обоснованность конкретного решения органа местного самоуправления и, соответственно, принимаем какие-то меры.

- Как часто муниципалитеты выходят за установленный предельный индекс? Можете назвать конкретные примеры?

- Не далее как месяц назад мы выдали предписание администрации Гуково привести постановление по жилищным услугам в соответствие с законодательством и сделать перерасчеты платы граждан. Недавно предложили администрации Батайска привести в соответствии размеры платы по теплу. Неделю назад ростовской администрации выдали предписание по тарифу на мусор, в течение месяца оно должно быть исполнено.

- Вадим Алексеевич, от чего зависит разница в тарифах по отдельным муниципальным образованиям?

- Масса всевозможных нюансов. Уровень тарифа на тепло в первую очередь зависит от используемого для его производства топлива. Понятно, что тепло, вырабатываемое угольными котельными, будет дороже тепла от газовых котельных. Еще имеет значение загрузка оборудования, его износ, величина потерь.

Если говорить о воде, то имеет значение способ ее добычи. Так, вода в Ростове дешевле, потому что берется из открытого источника - реки Дон, а в Матвеево-Курганском районе - дороже, потому что добывается из скважин глубиной сотни и больше метров.

Поэтому и тарифы отличаются в разы. Например, вода в Ростовской области стоит от 7 до 85 рублей за кубометр, тепло - от 580 до 2 тыс. рублей за Гкал.

Самый низкий тариф на тепло - 580 рублей - у ТГК-8, крупнейшей в регионе компании. Она представлена в Ростове-на-Дону и Волгодонске. Там загрузка оборудования, там газ, но самое главное, что тепло производится посредством так называемой комбинированной выработки и является попутным продуктом.

К сожалению, другой комбинированной выработки в таких масштабах, кроме как в Ростове и Волгодонске, в области нет. Соответственно, тариф в других территориях отличается и весьма существенно.

- Каковы надзорные функции РСТ? Как служба взаимодействует в этом вопросе с муниципалитетами Ростовской области?

- Мы мониторим решения органов местного самоуправления. А пару месяцев назад у нас появилась новая надзорная функция - контроль за правильностью применения порядка расчетов размеров платы за коммунальные услуги. До последнего времени в Ростовской области, да и в целом по стране, не было органа, который контролировал бы размер платы. Мы посмотрели законодательство и увидели, что на самом деле потребителю, который не согласен с размером предложенной платы, некуда обратиться, кроме как в суд.

Мы проанализировали судебную практику по стране - она крайне разнообразна, решения принимаются в одной и той же ситуации и в пользу потребителя, и в пользу управляющих компаний либо поставщиков услуг. И пришли к выводу, что судебные разбирательства могут затянуться, во-первых, на неопределенный срок, а во-вторых, положительный для потребителя результат не гарантирован.

Поэтому мы вышли в администрацию Ростовской области с предложением наделить РСТ функцией контроля за размером платы и правильностью ее формирования, начисления и т.д. Нас поддержали и такие полномочия дали.

Поэтому сейчас, помимо проверки обоснованности тарифных решений органов местного самоуправления, мы также анализируем обоснованность размеров оплаты услуг, которые выставляют нашим жителям управляющие компании. Не поверите, но предписания о прекращении нарушений законодательства теперь подписываю буквально каждую неделю.

Теперь мы стараемся перевести этот контроль на современные и прогрессивные методы. У нас работает "горячая линия", позвонив на которую можно не только задать вопрос, но и оставить жалобу. Еще есть перспектива, надеюсь недалекая, взять полностью под контроль базы данных по начислению коммунальных услуг. Это позволит нам на месте проверить ту или иную платежку конкретного человека, на месте разобраться и вынести решение по обоснованности или необоснованности тех платежей, которые человеку выставляются управляющей компанией, и тем самым упростить работу, которой сейчас занимаемся.

- Как РСТ выстраивает тарифную политику?

- Сейчас идет процесс формирования тарифов на 2010 год. Готовятся документы и отправляются в ФСТ для формирования предельных индексов, которые станут для нас ориентиром по той или иной коммунальной услуге. Думаю, что предельные индексы ФСТ установит где-нибудь в июле, после чего мы обязательно будем информировать наших жителей через прессу о перспективах роста тарифов.

Сейчас пока рано говорить, каким может быть рост тарифов в следующем году, многое зависит от ряда решений правительства РФ, например, по цене на газ, перекрестному субсидированию.

- Вадим Алексеевич, какой объем перекрестного субсидирования ожидается по итогам 2009 года? На сколько финансовый кризис отодвинул перспективу полной ликвидации перекрестного субсидирования?

- Экономически обоснованный тариф на 2009 год - 3,45 рубля за 1 кВт.ч, в городах платят 2,45 рубля, в городских домах с электроплитам и селах - 1,72 рубля. Если все это перевести в деньги, то объем перекрестного субсидирования в Ростовской области в нынешнем году составляет 3 млрд рублей против 2,8 млрд рублей в 2008 году.

Я считаю, что экономический кризис, скорее, наоборот, приблизил перспективу ликвидации перекрестного субсидирования. Кризис со всей очевидностью показывает, что наступило время разгружать промышленность от попутных социальных обязательств, дать возможность развиваться более комфортно. С этой точки зрения необходимо и целесообразно рассмотреть вопрос скорейшей, опережающей ликвидации этой самой "перекрестки".

Мы посчитали, что если ликвидировать "перекрестку" и установить тариф для населения в размере 3,45 рубля за 1 кВт.ч с этого года, то тариф на воду можно было бы снизить на 18%, на тепло - на 4%. Это только прямой эффект для населения. А кроме того, это еще существенная, на 3 млрд рублей, экономия для нашей промышленности, которая могла бы, в принципе, быть вложена в те же зарплаты, в повышение конкурентоспособности бизнеса и всего остального.

Мы живем в парадоксальной ситуации: с одной стороны, даем людям льготу по электроэнергии, а с другой стороны, нагружаем водоканалы, в себестоимости которых доля электроэнергии доходит до 40%.С моей точки зрения нужно смотреть, что важнее.

ИА "Интерфакс-Юг"

Вы можете найти эту страницу по следующему адресу: http://www.donland.ru//Default.aspx?pageid=87431

© Правительство Ростовской области, 2022
www.donland.ru