Правительство Ростовской области
 

Г.И. Скрипка, председатель комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов, о деятельности комитета по охране зеленых насаждений ("Аргументы и факты на Дону", 30.07.08)


Сохраним зелёный фонд населённых пунктов Ростовской области


На вопросы коррес­пон­дента «АиФ на Дону» отвечает председатель Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Админист­рации Ростовской области Григорий Скрипка.

- Что понимается под «зелёным фондом» населённых пунктов?

- Зелёный фонд представляет собой совокупность зелёных зон, в том числе покрытых древесно-кустарниковой растительностью и покрытых травянистой растительностью территорий в черте населённых пунктов.

Говоря формальным языком, в зелёный фонд входят зелёные насаждения (парки, скверы, отдельно стоящие деревья и кустарники, газоны, цветники и т.д.) и городские леса (участки, занятые лесом). К примеру, в г. Ростове-на-Дону к городским лесам относятся Кумженская роща, насаждения Змиевской балки, левого берега Дона и т.п.

Отношения в сфере охраны, защиты и воспроизводства городских лесов регламентируются Лесным законодательством Российской Федерации. Охрана зелёных насаждений в настоящее время регулируется областным законодательством.

- Существуют ли нормативы обеспеченности зелёным фондом населённых пунктов?

- Нормативная потребность в зелёном фонде определяется в соответствии с требованиями СНиПа 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» и ГОСТа 17.5.3.01-78 «Состав и размер зелёных зон городов».

Чтобы было понятно, рассмотрим это на примере г. Ростова-на-Дону. Его население составляет 1068 тыс. человек. В соответствии с требованиями обеспеченность лесными насаждениями должна составлять 25 га на 1000 человек, то есть 26,7 тыс. га, а зелёными насаждениями пользования – 1,6 га на 1000 человек, то есть 1,7 тыс. га. Таким образом, нормативная обеспеченность зелёным фондом для г. Ростова-на-Дону составляет 28,4 тыс. га.

Общая площадь зелёного фонда, по данным инвентаризации зелёных насаждений города, составляет 11,8 тыс. га, в том числе 8,4 тыс. га - зелёных насаждений и 3,4 тыс. га - городских лесов. Таким образом, в г. Ростове-на-Дону необходимо дополнительно создать 16,5 тыс. га зелёного фонда.

Также не хватает зелёного фонда в городах Таганроге, Шахты, Новочеркасске и других. Соответствует нормативной площадь зелёного фонда в городах Каменске-Шахтинском, Красном Сулине, Донецке.

- Григорий Иванович, если я Вас правильно поняла, охрана городских лесов и зелёных насаждений регламентируется различным законодательством?

- Совершенно верно. Как я уже говорил, относительно городских лесов действует Лесное законодательство РФ. У субъекта РФ полномочия в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства городских лесов отсутствуют. Это полномочия органов местного самоуправления городских округов и городских поселений.

Охрана зелёных насаждений также прерогатива органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений. Однако федеральное законодательство предоставляет субъекту РФ право регулирования в этом вопросе.

До августа прошлого года охрана зелёных насаждений регламентировалась только 61 статьей Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и правовыми актами, принимаемыми органами местного самоуправления. Этого было явно не достаточно. К сожалению, в последние годы мы часто сталкивались с практически бесконтрольной вырубкой зелёных насаждений. Особенно массовый характер это приобрело в крупных городах области. При этом компенсационное озеленение могло или не проводиться вовсе, или быть  неадекватным причинённому вреду.

Поэтому Ростовская область воспользовалась имеющимся у неё правом.

- При выборе стратегии по охране зелёных насаждений комитет пошёл по пути ужесточения правовых норм в этой сфере. Почему и что конкретно было предпринято?

- Нехватка зелёных насаждений и участившиеся случаи их уничтожения привели к необходимости установления единого порядка охраны зелёных насаждений на территории Ростовской области.

Комитетом по поручению губернатора области В.Ф.Чуба был разработан проект областного закона в сфере охраны зелёных насаждений. Он был принят Законодательным собранием Ростовской области ( № 747-ЗС от 03.08.2007 «Об охране зелёных насаждений в населённых пунктах Ростовской области»). В развитие закона уже в этом году было принято постановление Администрации Ростовской области ( № 18 от 25.01.2008 «Об утверждении порядка охраны зелёных насаждений в населённых пунктах Ростовской области и методики исчисления вреда окружающей среде в результате повреждения и (или) уничтожения зелёных насаждений в населённых пунктах Ростовской области») и подписан приказ Ростоблкомприроды (№ 36 от 12.05.2008 «Об утверждении регламента производства работ на объектах озеленения в населённых пунктах Ростовской области»).

С принятием этих документов в Ростовской области были установлены единый порядок управления охраной зелёных насаждений и единые таксы возмещения вреда окружающей среде в случае уничтожения или повреждения зелёных насаждений. Новая методика расчёта вреда окружающей среде основана на фактических затратах на охрану зелёных насаждений, упущенной выгоде вследствие прекращения процесса поглощения деревьями вредных веществ из атмосферы, экологической значимости зелёных насаждений для муниципальных образований.

Экологическая значимость определяется декоративностью насаждений, расположением их на особо охраняемых природных территориях, а также соответствием фактической обеспеченности зелёным фондом населённого пункта нормативной обеспеченности.

Хочу подчеркнуть, что Ростовская область - единственный субъект РФ, за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в котором приняты закон и постановление в сфере охраны зелёных насаждений.

- Можно конкретнее, какие нормы и правила установлены новым областным законодательством в этой сфере?

- В соответствии с областным законом и постановлением в населённых пунктах Ростовской области запрещено повреждение и уничтожение зелёных насаждений за исключением:

  • уничтожения аварийно-опасных и сухостойных деревьев;
  • уничтожения зелёных насаждений при предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • уничтожения зелёных насаждений при невозможности их пересадки. При этом на озеленённых территориях в случае отсутствия альтернативных вариантов возможно размещение только объектов капитального строительства, предусмотренных генеральным планом городского округа, городского или сельского поселения.

В случае необходимости размещения указанных объектов на озеленённых территориях приоритетом является пересадка зелёных насаждений. Её возможность и условия определяет экспертная группа, в которую в обязательном порядке входят представители специализированных научных организаций.

Уничтожение жизнеспособных зелёных насаждений осуществляется в исключительных случаях при невозможности их пересадки по физиологиче­ским показаниям по заключению экспертной группы. При этом проводится компенсационное озеленение и возмещается вред окружающей среде.

При производстве всех видов работ, связанных с воздействием на зелёные насаждения, лица и организации, производящие работы, обязаны обеспечить наличие в месте проведения работ всех разрешительных документов или их заверенных копий и соответствующее информирование населения.

Выдачу разрешительных документов на обрезку, пересадку и уничтожение зелёных насаждений, а также контроль проведения указанных мероприятий осуществляют администрации городских округов, городских и сельских поселений области.

В соответствии с областным законодательством в сфере охраны зелёных насаждений существенно изменились суммы по возмещению вреда окружающей среде в результате уничтожения зелёных насаждений.

Например, до вступления в силу областного законодательства в случае уничтожения зелёных насаждений (одного тополя диаметром 100 см и одной ели колючей диаметром 30 см) в г. Ростове-на-Дону на пр. Коммунистиче­ском на основании разрешительных документов сумма вреда составляла 25 тысяч рублей, а без разрешительных документов - 250 тысяч рублей. Сейчас в случае уничтожения тех же зелёных насаждений сумма вреда составит при наличии разрешительных документов 152 тысячи рублей, а без таковых – 882 тысячи рублей.

Областное законодательство не распространяется только на участки, занятые индивидуальной жилой застройкой, садовые, огородные, дачные и приусадебные участки. Зелёные насаждения, произрастающие в парках, скверах, на набережных, бульварах, улицах, во дворе многоквартирного дома, на территории предприятия независимо от формы собственности подпадают под действие областного законодательства. Повреждение и уничтожение таких зелёных насаждений без разрешительных документов администраций городских округов, городских и сельских поселений недопустимо.

- Григорий Иванович, к сожалению, в России зачастую законодательство не исполняется. Что делается комитетом, для того чтобы принятые нормы работали в полной мере?

- Специалистами комитета регулярно проводятся семинары по применению законодательства в сфере охраны зелёных насаждений для органов местного самоуправления.

Комитетом был проведен анализ применения областного законодательства в сфере охраны зелёных насаждений в первом квартале 2008 года.

Было выявлено, что органами местного самоуправления не уделяется должного внимания охране зелёных насаждений. Пересадка зелёных насаждений в случае необходимости размещения различных объектов на территории населённых пунктов не является приоритетной. В органы местного самоуправления направлены предписания-предупреждения о необходимости соблюдения областного законодательства.

К сожалению, многие проблемы в вопросах охраны зелёных насаждений пока ещё остаются нерешёнными. Так, есть сложности с привлечением научных специализированных организаций для оценки возможности и условий пересадки зелёных насаждений, в администрациях муниципальных образований области не хватает специалистов-дендрологов, контроль за соблюдением законодательства в сфере охраны зелёных насаждений остаётся несовершенным и т.д. Решение этих проблем нам ещё предстоит.

Охрана зелёных насаждений наряду с решением других экологических проблем имеет немаловажное значение и должна стать приоритетным направлением в деятельности органов местного самоуправления и органов государственной власти Ростовской области. Именно о повышении эффективности работы органов местного самоуправления в сфере охраны зелёных насаждений шла речь на видеоконференции с участием заместителей глав администраций органов местного самоуправления, курирующих вопросы охраны окружающей среды, которую провёл заместитель губернатора по вопросам природопользования и экологии С.Г. Курдюмов.

Надеемся, что установление единого порядка на территории области в вопросах охраны зелёных насаждений, увеличение сумм за причинённый вред окружающей среде в результате уничтожения зелёных насаждений, а главное - усиление внимания органов местного самоуправления к этому вопросу, позволят более эффективно охранять лёгкие наших населённых пунктов. Жителям Ростовской области не следует забывать об ответственности за уничтожение зелёных насаждений. Охрана зелёных насаждений в населённых пунктах - наше общее дело.


Елена Медведева

___________________________

<<<< Интервью руководителей

Вы можете найти эту страницу по следующему адресу: http://www.donland.ru//Default.aspx?pageid=86734

© Правительство Ростовской области, 2022
www.donland.ru