Правительство Ростовской области
 

С.Г.Кузнецов, заместитель губернатора, о ходе реформы местного самоуправления ("Молот", 07.03.06)

 

ПЕРВЫЕ ШАГИ РЕФОРМЫ –
РАВНЕНИЕ НА САМОУПРАВЛЕНИЕ

Осенью прошлого года вокруг федерального закона № 131, принятого еще в 2003 году, разгорелись споры. Вдруг выяснилось, что большинство субъектов Федерации не готовы к муниципальному самоуправлению. Госдума была вынуждена отложить введение закона на территории страны до 2009 года. Однако руководство Ростовской области, проанализировав  ситуацию, решило, что останавливаться нельзя, к реформе местного самоуправления территория готова.

Прошли первые  два месяца действия закона «Об   общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». О некоторых итогах мы разговариваем с заместителем губернатора области по организационной, кадровой работе и вопросам местного самоуправления Сергеем Кузнецовым.    

- Сергей Геннадьевич, почему именно Ростовская область в числе первых приступила к реализации нового закона о местном самоуправлении и каковы первые шаги, сделанные в этом направлении?

- Одна из составных частей масштабной административной реформы, проводимой в нашей стране, – реформа местного самоуправления, главная цель которой – повысить эффективность государственного и муниципального управления. Наш губернатор Владимир Федорович Чуб является активным сторонником реформы, считает ее важным элементом укрепления государственности. При этом, по его мнению, любые преобразования не должны привести к каким-либо потрясениям, ущемлению интересов граждан.

В предыдущие годы в области была проведена огромная работа на всех уровнях власти, что и позволило нам отказаться от переходных вариантов, которые в соответствии с новыми поправками к закону мы могли использовать. Именно поэтому с 1 января 2006 года поселения приступили к исполнению своих полномочий в полном объеме. Сегодня мы имеем четкую систему власти на всех уровнях, везде сформированы органы исполнительной и представительной власти. Приняты необходимые нормативные документы и утверждены бюджеты всех городских  и сельских поселений.

- Как Вы оцениваете уровень информированности людей о целях и задачах муниципальной реформы?

- В течение всего прошлого года мы вместе со средствами массовой информации проводили активную работу по разъяснению населению целей и сути реформы. Считаю, с этой задачей мы совместно справились, жители области получили представление о содержании муниципальной реформы и порядке ее проведения.

Однако нам нельзя останавливаться на достигнутом. В этом году мы ведем активную просветительскую работу,  которая должна научить людей, как действовать и куда обращаться при решении своих повседневных задач. Здесь акцент будет сделан не только на повышение ответственности органов власти и местного самоуправления за качество предоставляемых гражданам услуг, но и ответственности населения за исполнение решений органов местного самоуправления (например, правил благоустройства и санитарного содержания территорий, правил содержания домашних животных, правил торговли и других). Пока люди не поймут, что только от их заинтересованности и участия зависит качество проводимой реформы, дело будет двигаться очень медленно.

Для более активного привлечения граждан к решению местных проблем губернатор В.Ф.Чуб подписал постановление о проведении ежегодного конкурса на лучшее поселение и райцентр. Участвуя в нем, решая вопросы благоустройства, охраны окружающей среды, физкультуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства и другие, жители сами реально могут сделать свое муниципальное образование лучшим, да еще и премию заработать – 1млн. руб. получат победители в конкурсе «Лучшее поселение» и 2 млн. – «Лучший райцентр».

- Самоуправление – дело сложное. С какими конкретными проблемами столкнулись местная и областная власть в начале реформы? Ведь это можно проследить и по конфликтам, с которыми вам наверняка пришлось  разбираться.

- Конечно, мы столкнулись с некоторыми сложностями и конфликтами. Например, ситуация в Цимлянском районе. Когда формировался  представительный орган, среди депутатов было много сторонников действующего главы. А на выборах того не избрали. И руководитель депутатского корпуса стал в оппозицию к новому главе. Было много жалоб. Мы туда выезжали, разбирались. Оказалось, что зло кроется в непонимании разделения полномочий властей. Составили программу учебы по всем направлениям: для сельских поселений, города и районного центра. Собрали работников аппарата администраций, депутатов, муниципальных служащих и подробнейшим образом рассказали, кто и что должен делать.

В Чертковском районе пришел новый глава, который решил, прежде всего, увеличить налогооблагаемую базу. Это у некоторых предпринимателей вызвало бурю недовольства, начались жалобы. Выезжали в район, посмотрели: с одной стороны, у руководителя есть желание работать, и мы его в этом поддерживаем. С другой – есть и нарушения. Мы предупредили, что глава, коль его избрали, должен выполнять требования  закона, который возлагает на него определенные обязанности, а не быть предпринимателем.

Проблем не бывает там, где ничего не делается. Возникают они, в основном, из-за недостаточно четкого понимания  компетенции органов власти, желания руководителей осуществлять несвойственные им полномочия. Здесь, во-первых, играет роль то, что до сих пор не все акты федерального законодательства приведены в соответствие со 131-м законом. Так, не определен четко порядок распоряжения землями фонда перераспределения, не выделяются местным бюджетам субвенции на осуществление регистрационного учета граждан, четко не урегулированы права местных администраций на совершение нотариальных действий. Во-вторых, пока медленно меняется психология как населения, так и некоторых руководителей органов местного самоуправления.

- А были ли конфликты, связанные с разделом имущества? Эксперты предупреждали, что самым сложным в реформе будет именно этот вопрос.

- «Перетягивание каната» между районами и поселениями действительно есть. Связано это с тем, что только 31 декабря 2005 года был подписан федеральный закон, установивший порядок разграничения собственности. Мы провели большую подготовительную работу, составили реестры, однако  к закреплению за поселениями имущества законодательно сможем приступить только сейчас. Разногласия будут решаться путем согласительных процедур. Поселения в любом случае получат то имущество, которое им положено по закону для осуществления своих полномочий.

Сегодня взаимоотношения между поселениями и районами должны строиться на основе различных договоров и соглашений. Например, за поселением закреплены полномочия по вывозу мусора. А условий для этого пока нет. Традиционно этим занимался районный комбинат по благоустройству. Теперь администрация поселения должна заключить договор с районным комбинатом и за это – платить. Можно поступить и другим образом. Спросить жителей: кто хочет вывозить мусор? Это будет стоить столько-то. Ведь до сих пор никто не говорил, что вывоз мусора стоит денег. Проще было свалить мусор в лесополосу и забыть…  В переходный период, когда реформа только начинает работать, появились функции, которые поселения никогда не выполняли. Поэтому они некоторые свои полномочия делегируют районной власти. А закон закрепил за районами право их выполнять. Вместе с полномочиями передаются и деньги.

- А не получится так, что руководство поселения передаст все свои полномочия району, а само будет только зарплату получать?

- Штатные расписания и денежное содержание служащих рассчитаны с учетом тех функций, которые они должны выполнять. Да, некоторые районы пытаются удержать полномочия на своем уровне. Мол, в  поселениях сделать ничего не смогут, там не получится. Но мы пока не вмешиваемся. Чтобы в период становления у нас не получилось другой крайности: то, что есть, сейчас разрушим.

- Сейчас создаются общероссийское объединение муниципальных образований и общественная организация «Самоуправление России». С точки зрения субъекта Федерации, эти структуры будут помогать или мешать работе с муниципалитетами?

- В Ростовской области с 1998 года действует Ассоциация муниципальных образований, объединяющая города и районы. Органы государственной власти постоянно участвуют в ее заседаниях. Ассоциация муниципальных образований Ростовской области входит в состав Конгресса муниципальных образований Российской Федерации.

В марте-апреле пройдет съезд муниципальных образований Ростовской области, где наряду с городскими округами и муниципальными районами будут участвовать и все поселения. Администрация области содействует созданию Совета и будет взаимодействовать с ним. По замыслу руководителей органов местного самоуправления области, Совет будет координировать их деятельность, участвовать в подготовке кадров, распространять передовой опыт муниципального управления, поэтому кроме помощи, я ничего от его работы не ожидаю.

Региональные советы муниципальных образований в соответствии с федеральным законом должны образовать общероссийское объединение. Кроме того, по инициативе политической партии «Единая Россия» создается общественная организация «Самоуправление России». Ее региональное отделение будет и в Ростовской области. Мы открыты к сотрудничеству с данной организацией, а также с другими объединениями, выражающими интересы муниципальных образований и жителей области.

- Как выглядит типичный депутат и глава вновь созданных муниципалитетов (возраст, образование, опыт работы и другие характеристики)?

- В большинстве поселений на должности в органах местного самоуправления избраны люди, обладающие определенным жизненным опытом. Наибольшему числу глав и депутатов поселений - от 40 до 50 лет (примерно половина), достаточно много лиц в возрасте от 50 до 60 лет, чуть меньше – от 30 до 40. Граждане моложе 30 и старше 60 лет составляют меньшинство, как среди глав поселений, так и среди депутатов. На выборные должности в поселениях избрано достаточно много женщин - около одной трети глав и чуть меньше половины депутатов.

Подавляющее большинство местных глав и депутатов имеют высшее образование. Почти все главы новых муниципальных образований ранее работали на муниципальных должностях. Среди депутатов, напротив, опыт работы в органах местного самоуправления имеют немногие – меньше 10 процентов, и это неплохо, так как одна из главных функций представительного органа – общественный контроль за деятельностью местной администрации.

Постоянная учеба – сегодня это главное во взаимодействии с вновь избранными главами и депутатами. Только в 2005 году прошли обучение по вопросам местного самоуправления около трех с половиной тысяч руководителей и работников органов местного самоуправления. В 2006 году из областного бюджета на подготовку кадров выделено 17 млн. руб.

- Наверняка, в период становления реформы во власть часто будут попадать «случайные» люди…

- Те, кто попадает во власть случайно, быстро отсеиваются. Так, главы двух поселений области, еще не приступив к исполнению обязанностей, оценили свои возможности и написали заявления о сложении полномочий. Однако это как раз то исключение, которое подтверждает правило. Надеюсь, что избранные руководители поселений будут плодотворно работать на благо Донского края.

- Когда, по вашему мнению, самоуправление достигнет такого уровня, что каждое поселение будет жить интересно и богато без вмешательства извне?

- Местное самоуправление – это одна из основных составляющих демократического правового государства. В определенной мере, состояние местного самоуправления является наглядным показателем уровня развития всего общества. Именно оно должно стать платформой для дальнейшего успешного развития российского государства.

На мой взгляд, самоуправление только тогда будет успешным, когда жители города или поселка будут активно участвовать в осуществлении власти на местах при создании областными органами власти необходимых условий  для поддержки всех позитивных начинаний в муниципальных образованиях.

Беседовала О.Космынина

Вы можете найти эту страницу по следующему адресу: http://www.donland.ru//Default.aspx?pageid=81979

© Правительство Ростовской области, 2022
www.donland.ru