Правительство Ростовской области
 

Д.В.Павленко, директор ГОУ "Агентство жилищных программ", о работе агентства по оформлению субсидий на приобретение жилья("Город N" 11.04.06)


«Мы пытаемся согласовать работу банков, строителей и государства»


В последних двух номерах «Города N» выходили материалы, в основании которых лежит опыт людей, оформлявших субсидии на приобретение жилья в областном Агентстве жилищных программ. Впечатления у этих людей остались весьма неоднозначные. На прошлой неделе те вопросы, которые поставили граждане, обратившиеся в редакцию «Города N», корреспондент N адресовал руководителю указанного агентства Дмитрию Павленко.

Директор ГОУ "Агентство жилищных программ" Д.В.ПавленкоN: — Обратившийся к нам в редакцию молодой человек, который оформляет субсидию в вашем агентстве, заявляет о том, что принятие решения по неизвестным причинам затягивается. Он подал все документы, включая кредитный договор с банком, еще в декабре и рассчитывал в этом же месяце получить субсидию. Прокомментируйте эту ситуацию.

Д.П.: — Для того чтобы ее объяснить, нужно сначала сказать о том, как в агентстве принимаются решения о выдаче субсидии. До 2006 года мы работали в рамках областной целевой программы развития системы долгосрочного финансирования жилищного строительства на 2002–2005 годы. На каждый год нам определяется сумма, на которую мы можем оказывать поддержку. В 2002 году это было 29 млн рублей, которых хватило на субсидии для 208 человек, в прошлом году — уже 285 млн для 1561 человека. Мы работаем в рамках бюджетного года. В начале года агентство формирует списки тех заявителей, чьи документы уже подготовлены. Кандидатуры конкретных получателей субсидий утверждаются специализированной межведомственной комиссией (МВК) под председательством заместителя главы администрации области Александра Бедрика. После того как МВК принимает решение, выходит постановление губернатора, которым утверждается поименный список участников с указанием размера господдержки. На основании этого постановления начинается финансирование. Однако типична ситуация, когда нам не хватает выделенных на год средств. Например, на 2005 год выделялось 200 млн рублей. Эти средства были распределены уже к сентябрю. И мы оформляли заявку на дополнительное финансирование — еще 85 млн рублей.

Теперь вернемся к ситуации с молодым человеком, который в декабре подал документы на оформление субсидии. Действительно, в сентябре мы направили уведомления тем молодым семьям, дела которых в этот момент были у нас в базе, уведомления о том, что есть возможность успеть оформить субсидию в этом году. Но здесь важны сроки, поскольку мы должны успеть профинансировать в течение того же года. Срок может быть достаточно коротким. Например, ранее утвержденный участник не смог представить необходимые документы — в таком случае мы можем обратиться к своей базе данных и дать субсидию тому, кто сумеет оперативно оформить документы. Но нужно учитывать, что поводов для задержек при этом достаточно много — в связи с оформлением банковского кредита, с поиском жилья и т. д. Поэтому очень важно представлять документы в указанные сроки, в противном случае у агентства нет объективных возможностей обеспечить финансированием. Те люди, которые предоставили документы в декабре, уже не могли рассчитывать на получение субсидии в том же году. Но, тем не менее, граждане, подавшие документы в прошлом году, имеют первоочередное право на получение господдержки в текущем году.

Справка N. В Агентстве жилищных программ предусмотрены следующие виды господдержки. Работник небюджетной сферы может рассчитывать на субсидирование половины расчетной банковской ставки по кредиту (15%). Молодой семье компенсируется 3/4 процентной ставки. Работники бюджетной сферы могут рассчитывать на субсидию для уплаты первого взноса за приобретаемое жилье (35%), а также на субсидирование 2/3 процентной ставки. Особая программа — для врачей редких профессий.

N: — Но получается, что человек в надежде на субсидию приносит в агентство кредитный договор с банком, а потом ждет несколько месяцев, выплачивая достаточно большие проценты. При этом он может не получить субсидии. Как выходить из этой ситуации?

Д.П.: — Да, действительно, определенный разрыв между заключением кредитного договора и оформлением субсидии случается. У нас заключены соглашения более чем с 30 кредитными организациями. Эти соглашения делают условия кредитования более мягкими. В рамках этих соглашений мы, в частности, договорились с банками, чтобы они оформляли кредитные договоры с отсрочкой получения денежных средств. Такая отсрочка может достигать 90 дней. Этот срок позволяет нам работать с документами, а гражданину — не нести издержек.

N: — А в этом году МВК уже заседала?

Д.П.: — Да, комиссия заседала в марте. По ее результатам 32 человека уже утверждены постановлением губернатора, 111 — внесены в проект постановления. Следующее заседание МВК планируется в середине апреля. Там будет рассмотрен вопрос об утверждении первоочередного права на получение субсидий для работников бюджетной сферы, сформировавших дела в 2005 году (456 человек), а также будут утверждены решения относительно 491 молодой семьи. А граждане, сдавшие документы в 2006 году, будут включены в резервные списки, что позволит оперативно решать вопрос о дополнительном финансировании.

N: — Получается, что гражданин, подавая вам документы, фактически становится в очередь?

Д.П.: — Финансирование программы осуществляется только за счет средств областного бюджета, а агентство действует в пределах бюджетных лимитов. На 2006 год, например, предусмотрено 260 млн рублей. Этого хватит на субсидии для более чем тысячи человек. Но у нас 800 дел оформлено гражданами с прошлого года и около 500 дел принято только за первые три месяца этого года. По­вашему, я должен прекращать прием заявок после того, как выделенная на год сумма распределена? Мы формируем базу потенциальных получателей субсидий, которым можно будет в сжатые сроки предоставить поддержку, как только появится финансирование. К тому же сформированные дела граждан являются единственным аргументом для обоснования дополнительного финансирования.

N: — Это правда, что в связи с проверкой Контрольно­счетной палаты (КСП) у вас были перебои в работе?

Д.П.: — Проверка КСП никак на текущей работе не отражается. Ответ нашего сотрудника, который вы привели в своей публикации, был некорректен. Дело в том, что агентство фактически пытается согласовать работу банков, строителей и государства. Такое согласование необходимо, чтобы соблюдать технологию бюджетного процесса. КСП — один из органов, который определяет эффективность нашей работы. Мы в этом также заинтересованы. Например, по результатам проверки нам предложили внести в структуру агентства изменения, которые позволят сократить срок прохождения документов, — для этого мы будем разделять отдел приема граждан и отдел по обработке документов. Опять же по результатам работы КСП мы пришли к выводу о необходимости повышать доступность услуг агентства для жителей области. Для этого в нынешнем году планируется открыть 10 межмуниципальных представительств. Сейчас мы обсчитываем затраты на эти мероприятия.

N: — Но, увеличив доступность своих услуг, вы просто сделаете длиннее очереди граждан, ожидающих субсидии.

Д.П.: — Этим нужно заниматься для того, чтобы субсидии распределялись более справедливо в условиях ограниченного финансирования. Есть районы области, из которых за годы существования целевой программы лишь 1–2 человека получили господдержку. Это не значит, что там нет нуждающихся. Просто ростовчанам гораздо удобнее заниматься оформлением.

N: — Предприниматель, который прислал письмо в нашу редакцию, был очень удивлен тем, что агентство взяло с него плату за консультационные услуги. Какие у вас расценки?

Д.П.: — Субсидирование части процентной ставки обходится получателю в 0,5% от суммы субсидии в год — это цена оформления, осуществления бюджетного процесса. Бюджетникам субсидии для оплаты части стоимости жилья предоставляются бесплатно. Мы предоставляем также и услуги иного рода — помощь в оформлении документов, подбор недвижимости, согласование условий кредитования с банками. Действительно, мы можем работать на коммерческих условиях со строительными организациями, риэлтерами, физлицами. Право на оказание консультационных услуг прописано в уставных документах организации. Но расходование привлеченных внебюджетных средств производится на основании сметы расходов, и по каждому рублю мы ежегодно отчитываемся. Сейчас, например, мы заказали разработку компьютерной программы, которая позволит нам упростить работу с документами и сократить сроки их обработки.

N: — Тот же предприниматель говорит о постоянных задержках в перечислении субсидии на погашение части процентной ставки. Чем это объясняется?

Д.П.: — Есть объективные сложности при организации бюджетного процесса. Да, действительно, у нас есть задержки. Но мы сами пошли на ежемесячные выплаты, хотя нам технически легче было бы перечислять субсидию раз в год всей суммой. Однако мы понимаем, что в таком случае приобретенное жилье стало бы менее доступным.

Беседовал Владимир Козлов

Вы можете найти эту страницу по следующему адресу: http://www.donland.ru//Default.aspx?pageid=81966

© Правительство Ростовской области, 2022
www.donland.ru