Правительство Ростовской области
 

В.Е.Дерябкин, министр экономики, торговли, МВЭС области о взаимоотношениях бизнеса и власти ("Наше время", 02.03.06)

 

Мы – партнеры

Бизнес и власть. Кто-то по привычке считает их антагонистами, кто-то отводит бизнесу роль просителя в диалоге с власть предержащими, кто-то искренне полагает, что это – как две параллельные прямые: не пересекаются и не пересекутся никогда. Министр экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области Виктор Дерябкин считает по-другому.

- Чтобы общество нормально развивалось, бизнес-сообщество и власти должны выстраивать партнерские отношения. Только вместе они смогут выработать эффективные решения социальных, экономических и политических проблем региона. Мы регулярно проводим социологические опросы предпринимателей. Так вот, при анализе их результатов выявили основные направления, в которых необходимо сочетать интересы бизнеса и власти. Это, прежде всего, разработка стратегии экономического развития области, создание нормативных документов, регулирующих развитие бизнеса, и кадровое обеспечение экономической сферы. Без обсуждения в бизнес-сообществе не должны приниматься административные решения в экономической сфере. И здесь особую роль отвожу разным ассоциациям предпринимателей – именно они могут объединить бизнесменов, помочь выработать единую точку зрения и донести ее до власти. Естественно, что интересы у предпринимателей разные, но есть проблемы, которые одинаково волнуют всех. Ну, например, развитие отдельных сегментов рынка, социальная ответственность в бизнесе, налогообложение... Все эти вопросы проще разрешать в диалоге, причем в диалоге власти и консолидированного бизнес-сообщества. Эффективное взаимодействие бизнеса и власти, на мой взгляд, предполагает увеличение поддержки со стороны государства, а с другой стороны – повышение социальной ответственности бизнеса перед обществом. Расширение сферы ответственности компаний так же неизбежно, как расширение сферы влияния. Чем серьезнее бизнес, тем больше ответственности.

- На практике это означает – тем больше денег «отстегивайте» на благотворительность?

- Благотворительность – это, конечно, хорошо, но я говорю о другом - о социальной политике бизнеса. Вспомним классика: «Жить в обществе и быть свободным от общества – нельзя». Компаниям необходимо делать социальные инвестиции, направленные на решение проблем в сфере занятости, образования, жилья, безопасности труда, охраны окружающей среды... Нужно сегодня определить своеобразный стандарт социальной ответственности бизнеса в Ростовской области. Среди критериев должно быть, прежде всего, неукоснительное исполнение законов (особенно в части уплаты налогов), выплата зарплаты своим сотрудникам «без конвертов», производство качественных услуг и продукции и участие в национальных проектах. Без бизнеса проекты эти не поднять...

- Бизнес нужно заинтересовать в том, чтобы он проявлял социальную активность.

- Конечно, государство должно эту активность стимулировать. Например, налоговыми льготами, встречным финансированием социально значимых проектов, частно-государственным партнерством. Бизнес заинтересован в скорейшем реформировании налогового законодательства, естественных монополий, судебной системы. Он ждет от власти защиты собственности, уменьшения административного давления, равноправия и понятных процедур налогового администрирования. В этом единодушны и малый, и крупный бизнес. Чтобы все это сбылось, есть только один путь: государству и бизнесу вместе участвовать в законодательных процессах, касающихся предпринимательства, увязывать интересы государства и деловых кругов. Поверьте, у нас на Дону среди бизнесменов очень много незаурядных управленцев, творчески мыслящих инициативных людей, которые способны найти эффективное сочетание частных и государственных интересов.

- Разные областные программы включают десятки видов господдержки для предприятий и предпринимателей. А пользуются ими слишком немногие. Бизнес просто не знает, что власть хочет ему помочь.

- Есть такая проблема. Хотя, казалось бы, информации достаточно – и в Интернете, и в методических пособиях, и на семинарах рассказываем, но одни не знают, что им положена та или иная форма поддержки, а другие – просто не верят. Наши специалисты приезжают в районы, разъясняют предпринимателям, что в бюджете выделены деньги на развитие, можно получить субсидию. А в ответ слышат: «Это же только для своих...» Есть недоверие. Вот его и нужно преодолеть в первую очередь. Информации нужно больше! Часть такой разъяснительной работы берут на себя структуры поддержки предпринимательства, но ведь они есть не везде. В большинстве администраций городов и районов малый бизнес курирует отдел из трех-четырех человек, а специалиста, который отвечал бы за малый бизнес, просто нет. Будем активно развивать инфраструктуру поддержки малого бизнеса, это предусмотрено и областной программой.

- С одной стороны, государство готово помогать. А с другой – все больше жалоб предпринимателей на сложности в размещении бизнеса. Муниципалитеты затягивают процедуру предоставления земли, необоснованно требуют дополнительные документы, просто отказывают без объяснения причин. Как областные власти могут повлиять на эту ситуацию?

- Для того чтобы выправить дело, в министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства создан отдел проектного сопровождения. В его функции входит отбор площадок, помощь в проведении предварительных согласований в решении вопросов распределения нагрузки по инфраструктуре. При необходимости отдел будет содействовать выполнению проектных работ по градостроительному обоснованию,  получению всех разрешительных документов и согласований.

- А вообще есть пример, когда власть прислушалась к мнению бизнеса?

- Конечно. У нас ведь впервые в России еще в 2003 году было утверждено Положение об общественной экспертизе нормативно-правовых актов, регулирующих развитие малого предпринимательства. В обязательном порядке все проекты актов, готовящихся в минэкономики, проходят общественную экспертизу. Разрабатывали областную программу развития малого предпринимательства на 2006-2008 год - и по предложениям наших бизнесменов там появилась такая новая форма поддержки, как предоставление субсидий начинающим предпринимателям для организации своего дела. С подачи предпринимателей из сельских районов были внесены предложения по включению в перечень приоритетных сфер развития малого бизнеса бытового обслуживания на селе.

Другой пример. Обсуждали постановление администрации РО «О субсидировании процентной ставки по привлеченным кредитам (займам)». В результате исключили из пакета необходимых документов те пункты, которые вызывали наибольшие затруднения – бизнес-план, определенная форма справки из налоговой (теперь форма – произвольная) и ограничение по процентной ставке.

Сейчас готовится постановление по такой форме господдержки, как субсидирование лизинговых платежей. Идет работа над постановлением о предоставлении финансовой поддержки кредитным кооперативам. Широко обсуждается проект федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Так что приглашаю всех предпринимателей к диалогу, к участию в экспертизе законодательных актов. Мы ведь – партнеры... 

Людмила НЕСТЕРОВА

Вы можете найти эту страницу по следующему адресу: http://www.donland.ru//Default.aspx?pageid=81552

© Правительство Ростовской области, 2022
www.donland.ru