Правительство Ростовской области
 

С.Г.Кузнецов, зам.губернатора области, о ходе реформы местного самоуправления (ИА "Интерфакс" 22.05.06)

Зам.губернатора Ростовской области Сергей Кузнецов: "Мы постарались максимально поддержать местную власть в первый год реализации реформы местного самоуправления"

Кузнецов С.Г. Фото ИнтерфаксНа вопросы агентства "Интерфакс-Юг" отвечает заместитель главы администрации (губернатора) Ростовской области по организационной, кадровой работе и вопросам местного самоуправления Сергей Кузнецов.

Сергей Геннадьевич, до сих пор в России не завершена дискуссия о готовности регионов к проведению преобразований в органах местного самоуправления. Тем не менее, Ростовская область уверенно заявила о необходимости реализации Федерального закона о местном самоуправлении. Как идет его выполнение на Дону?

Подготовка к реформированию системы местного самоуправления у нас в области началась еще в 2004 году. Тогда была развернута масштабная работа по установлению границ муниципальных образований. Всего было создано 408 сельских и городских поселений, наделены соответствующим статусом 43 муниципальных района и 12 городских округов. В 2005 году был принят пакет областных законов, связанных с подготовкой выборов в органы местного самоуправления поселений. В конце прошлого года были избраны главы поселений, с 2006 года они приступили к работе. Таким образом, к началу нынешнего года мы полностью были готовы к работе в новых условиях, и отказаться от реализации реформы для нас было равнозначно тому, чтобы остановить коня на полном скаку.

А что касается продолжающейся дискуссии о своевременности преобразований, то губернатор области Владимир Федорович Чуб выразился однозначно: кто не готов сейчас, не будет готов и через несколько лет. Мы начали одними из первых в России, надеюсь, что, наработав практику, возможно в чем-то "набив шишек", первыми и получим достойные результаты.

Удается ли оказывать действенную помощь муниципалитетам?

Несомненно. Более половины бюджета области - 22 млрд. рублей из 43-х направляется в муниципальные образования. Мы постарались максимально поддержать местную власть в первый год непосредственной реализации реформы, поэтому объем средств, направляемых в муниципалитеты, был увеличен на 25%. Наша цель - создать на местах такие стартовые условия, при которых новые муниципальные образования получили бы возможность работать и развиваться. А благодаря областной поддержке социальная защита населения не ослабеет, значит, люди не испытают дискомфорта от нововведений.

Но финансирование - далеко не единственный вид помощи. В областной администрации были разработаны модельные документы - финансовые и налоговые, уставы муниципальных образований. На их основе принимались муниципальные правовые акты, необходимые для начала работы органов местного самоуправления.

Не оставлены муниципальные образования и в материально-техническом плане. Для поселений за счет областных средств были приобретены современные компьютеры с программным обеспечением. Это дало возможность органам местного самоуправления совершать финансовые операции и готовить необходимые документы в электронном виде.

Мы постоянно выезжаем в территории для того, чтобы на местах изучать ход реформы и оказывать муниципалитетам необходимую помощь.

Так, например, мы провели несколько выездных семинаров в Цимлянском, Родионово-Несветайском и других районах. Заместители губернатора, руководители и специалисты подразделений администрации, министерств и ведомств области очень подробно и доступно рассказывали главам, депутатам об их полномочиях, о расширении налогооблагаемой базы, составлению планов социально-экономического развития территорий. Отвечали на вопросы, помогали оформить необходимые документы, улаживали конфликты.

Недавно провели совещания о ходе реализации муниципальной реформы в Песчанокопском и Неклиновском районах на совершенно новом уровне. В администрациях поселений собрались, с одной стороны, представители областной власти, с другой - главы поселений. Изучили, как сухие строки 131-го закона воплощаются в реальные дела. Первый заместитель губернатора области - вице-губернатор И.А.Станиславов считает необходимым на базе нескольких администраций, создать так называемые учебные полигоны, на примере которых можно было бы показать, как в полной мере исполнять полномочия по ЖКХ, сбору налогов, благоустройству и др.

За счет областных средств была проведена учеба вновь избранных глав, финансистов, которым предстоит работать с бюджетами и ряда других специалистов поселений. За "круглым столом" с главами поселений встречались заместители губернатора, отраслевые министры.

Вопрос кадрового обеспечения органов местного самоуправления, очевидно, один из самых острых. Как известно, в двух сельских поселениях Ростовской области пришлось повторно провести выборы глав, поскольку избранные ранее сложили свои полномочия досрочно. Не явится ли это цепной реакцией для других сельских поселений в муниципальных образованиях, как на уровне представительной, так и исполнительной власти?

Главы сельских поселений были избраны осенью 2005 года. Думаю, что прошло уже достаточно времени, чтобы удостовериться, что цепной реакции не будет. И дело не только во времени.

Понимая, что успех реформы во многом зависит от профессионального уровня управленцев, которые стоят у истоков преобразований, мы серьезно подошли к подготовке кадров для работы в органах местного самоуправления. В области был создан специальный информационно-методический центр, который внедряет передовые технологии обучения и разрабатывает эффективные методы управления. На эти цели из бюджета области было выделено 17 млн. рублей.

Однако, кроме профессиональной подготовки, подавляющее большинство глав обладают большим чувством ответственности за ту землю, на которой живут, и тех людей, которые их избрали. На совещаниях, о которых я упомянул выше, главы поселений ставили перед нами самые острые вопросы, возникающие перед ними каждый день: о недоработках в законодательстве, проблемах с оформлением кредитов и многих других, отнюдь не улучшающих отношения людей к власти.

Думаю, совместными усилиями мы реально преодолеем все те неизбежные трудности, которые будут возникать в ходе реформы. Все это, на наш взгляд, позволило серьезно подготовить новых управленцев к предстоящей работе и исключить неприятные неожиданности. Так что своевременный добровольный отказ от столь ответственной и масштабной работы нескольких новоиспеченных глав я даже приветствую. Кстати, на сегодняшний день по различным причинам досрочно прекратили полномочия уже пять глав поселений.

Можно ли сегодня вести речь о финансовой самостоятельности муниципальных образований? На ваш взгляд, какие источники пополнения бюджетов муниципальных образований являются наиболее перспективными и достаточными?

Финансовое положение муниципальных образований области весьма различно. Такие города, как Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Волгодонск, Таганрог и ряд районов области стабильно выполняют свои бюджеты с профицитом и развиваются стремительными темпами. Для городов и районных центров области основной источник пополнения доходной базы, прежде всего - создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, для развития бизнеса.

Поселениям в этом смысле сложнее. У них основу налоговой базы образуют, по сути, два налога - земельный и налог на имущество физических лиц. И здесь главное - провести ревизию земельных наделов и домовладений, расположенных на территории поселения. Если проанализировать картину собираемости налогов в поселениях, то выводы можно сделать самые неожиданные. Например, в одном из поселений собрано за месяц 10 тыс. рублей налога на доходы физических лиц, а проживает здесь 600 работающих граждан. Получается, что средняя зарплата здесь составляет 1300 рублей, а по отчетам из этой же территории она достигает 3500 рублей. Резервов много, и у поселений есть все возможности для решения этих задач.

И, конечно же, необходимо задуматься о составлении планов социально-экономического развития территорий. Нужно искать ту "изюминку", которая сделает именно эту территорию привлекательной для вложений инвесторов, развития малого бизнеса, личных подсобных хозяйств. Для одних территорий это близкое расположение к городам или транспортным магистралям, для других - чистая экология, для третьих - историческая привлекательность. Главное, что теперь сами жители должны задумываться над этим и самостоятельно искать пути улучшения своего благосостояния. А уж область всегда поддержит и поможет в любом хорошем начинании.

Администрация области учредила конкурс на лучшие поселение и райцентр. Сумеют ли органы местного самоуправления использовать хорошую возможность вовлечь население в решение наиболее важных вопросов территории?

Собственно, на это конкурс и рассчитан. Одна из основных целей конкурсов на звание "Лучший районный центр Ростовской области" и "Лучшее поселение Ростовской области" - вовлечение населения в решение вопросов благоустройства, улучшения экологии, санитарной культуры и озеленения территории, организации досуга и массового отдыха, работы администраций поселений. Участие населения в обустройстве территории - одно из важнейших условий для победы на конкурсе. А побороться есть за что: лучшие райцентры области получат денежные премии по 2 млн. рублей, а лучшие поселения - по 1 млн. рублей, которые будут направлены на дальнейшее их благоустройство.

Одним из приоритетных направлений является задача - научить людей пользоваться теми правами, которые они получили в ходе реформы. Что делают для этого органы исполнительной власти Ростовской области?

Конечно же, мало дать некие права, надо научить людей ими пользоваться. И для этого мы проводим большую разъяснительную работу. Ежемесячно мы выезжаем по городам и районам области с информационными группами, в ходе которых встречаемся с населением, отвечаем на вопросы, разъясняем суть реформы.

Не раз мы встречались с редакторами районных газет, обсуждали все вопросы, связанные с реформированием.

Сейчас приступили к реализации проекта, который предусматривает информационное просвещение населения. Готовятся выпуски тематических телепрограмм, роликов, газет. Надеюсь, что это поможет нашим жителям пользоваться своими правами.

Однако сегодня ответственность перед населением несут не только органы власти за качество предоставляемых услуг, но и само население должно исполнять все прописанные в поселенческом или городском уставе, других документах правила и обязанности (например, по санитарному состоянию территорий, уборке мусора и др.). Люди должны иметь четкое представление о разделении полномочий всех ветвей власти, уметь правильно ими пользоваться и знать об ответственности за их нарушения.

Как Вы оцениваете ход реализации в Ростовской области не менее актуальной административной реформы?

Административная реформа в области проводится третий год. За это время мы постарались оптимизировать систему и структуру областных и муниципальных органов власти, внедрить единые нормативы определения штатной численности государственных и муниципальных служащих.

Теперь мы заняты разработкой и внедрением административных регламентов исполнения государственных функций и стандартов оказания госуслуг. Наша цель - оптимизировать процесс исполнения государственных функций и ввести четкие стандарты обслуживания населения. Люди должны знать, сколько времени может рассматриваться поданное в администрацию заявление, в какой срок должен поступить ответ, какое количество справок он должен предоставить. Каждое полномочие должно быть расписано по срокам, людям, документам и т.д.

В результате должно сократиться время обслуживания населения и сроки рассмотрения документов. А значит, власть будет работать эффективнее и в наш адрес будет меньше упреков.

www.interfax.ru

__________________________________

<<<< Реформа местного самоуправления

<<<< Интервью о ходе реформы

Вы можете найти эту страницу по следующему адресу: http://www.donland.ru//Default.aspx?pageid=81547

© Правительство Ростовской области, 2022
www.donland.ru