Правительство Ростовской области
 

В.Е. Дерябкин, заместитель губернатора - министр экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей, об инвестиционном климате в Ростовской области («Известия-Юг», 29.06.07)

 

Экономический климат Дона благоприятствует инвестициям


«Известия-Юг» попросили министра экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области В.Ф. Дерябкина обрисовать главные критерии развития Донского края на ближайшую перспективу.

- Виктор Ефимович, середина года – традиционный повод для подведения промежуточных итогов. Уже видно, что сделано и что еще предстоит. Какова на сегодняшний день экономическая обстановка на Дону, в первую очередь – с точки зрения инноваций и инвестиций?

-  С этой точки зрения очень показательно участие Ростовской области в прошедшем в не так давно ХI Петербургском международном экономическом форуме. Наша экспозиция, занявшая площадь в двести с лишним квадратных метров, представила восемь инвестиционных тем и проектов на общую сумму в 240 млрд. рублей. Все они очень разные, в том числе – по степени проработанности, но объединяет их одно: «зеленая улица», созданная для потенциальных инвесторов усилиями донских властей и лично губернатора Владимира Федоровича Чуба. Замечу, что этой проблемой мы занимаемся уже не первый год. Еще в 1998 году Ростовская область  одной из первых среди других субъектов РФ приняла закон о поддержке инвестиционной деятельности. За ним последовали другие законодательные акты, была разработана Стратегия привлечения инвестиций Ростовской области, на основе которой ежегодно принимаются областные инвестиционные программы.

- А если конкретно?

- Пожалуйста. Год назад в сферу обрабатывающего производства Дона было вложено 10,6 млрд. рублей, из которых 49,4% освоены металлургическим производством, в частности,  ОАО «Таганрогский металлургический завод», ООО «Ростовский электрометаллургический завод», ОАО «БКМПО». На тот же период инвестиции в транспортную сферу составили 22,9 млрд. рублей, причем значительная их часть пришлась на строительство магистрального газопровода «КС Сохрановка – КС Октябрьская».

Из крупных инвестиционных проектов ближайшего времени упомяну запланированное строительство под Ростовом завода по выпуску безалкогольных напитков Coca-Cola. Предполагается, что оно обойдется компании в 120 млн. евро – абсолютный рекорд для всей Восточное Европы.

Не желает отстать от главного конкурента и компания PepsiCo International. 9 июня 2007 года в Санкт-Петербурге ею был подписан договор о намерениях с администрацией Ростовской области, согласно которому к 2009 году под Азовом будет построен завод по производству чипсов и снеков Lays. Инвестиции в этот проект составят 170 млн. долларов. Половину расходов  на создание инфраструктуры готова взять на себя областная администрация.

Еще один проект мирового уровня -   строительство цементного завода мощностью 1,2 – 1,8 млн. тонн продукции в год совместно с крупнейшей французской компанией Lafarge. «Цена вопроса» -  280–300 млн. долларов.

Ну и уже традиционно - машиностроительный кластер. С 2001 года  таганрогский автомобильный завод «ТагАЗ» совместно с корейской фирмой Hyundai выпускает на Дону востребованную российскими автолюбителями линейку автомобилей Hyundai Accent и Sonata. Недавно к ним добавился грузовик Hyundai Porter. А с этого года ведутся переговоры с известным китайским автопроизводителем «Foton» о возможности создания на базе ОАО «Донецкий экскаватор» тракторосборочного производства. И это еще не все. К региону проявляют пристальный интерес еще несколько крупнейших производителей автомобилей и тяжелой техники.

-  Очевидно, все это нашло отражение в презентации проекта «Донской Детройт» на форуме в Санкт-Петербурге.  Какие еще из представленных здесь проектов вы назвали бы базовыми для Ростовской области?

- Да практически все.  Взять хотя бы «Южный хаб». Проект предусматривает создания нового промышленно-транспортного кластера, включающего  строительство крупнейшего аэропорта в Батайске, перенос и реструктуризацию нескольких промзон, возведение универсального порта и терминала нефтеперерабатывающего завода. В целом реализация этого проекта позволит югу России стать одним из лидеров мировых транспортных перевозок с учетом каспийского транзита. Дополнительно открывающиеся возможности также впечатляют: от демографических – формирование двух с лишним миллионной ростовской агломерации до рекреационных –  Приазовская туристическая и игровая зона с притоком до трех миллионов человек в год.

-  Насколько мне известно, проект «Южный хаб» был по достоинству оценен Сергеем Ивановым в ходе его недавнего визита на Дон. Первый вице-премьер увязал его с еще одним перпективным инвестиционным проектом – строительства «второй нитки» канала Волга-Дон, которая возможна на принципах концессии. По его мнению, если все осуществится, роль Ростовского транспортного узла приобретет стратегическое евразийское значение…

- Донской регион, действительно, в последнее время приобретает все большее значение как главный экономический форпост России на «южном направлении». Это и честь, и ответственность. Власти области прекрасно понимают, что заинтересованность в развитии нашей экономики должна сопровождаться адекватными мерами по обеспечению ее прозрачности, привлекательности для притока инвестиционного капитала. Сегодня в рейтинге регионов по минимальному экономическому риску инвестирования Ростовская область находится на второй строчке, уступая только Москве. Область признается одним из самых открытых для внешних инвестиций российских регионов. Она все чаще попадает в число тех регионов, которые инвесторы рассматривают в качестве приоритетных наряду с Московской и Ленинградской областями, Санкт-Петербургом. Рейтинговый консорциум «ЭкспертРА – АК&М» присвоил Ростовской области индивидуальный кредитный рейтинг по национальной шкале «А+» со стабильными перспективами. Более высокий рейтинг в России имеет только Москва – «А++».

Конечно же, все это не просто так. За нас говорит  выгодное географическое положение,  развитая транспортная инфраструктура,  природно-ресурсный потенциал, динамично развивающаяся инфраструктура рыночных институтов, высокая квалификация рабочей силы. Но – главное - стабильная социально-политическая ситуация и высокая заинтересованность властей  в его инвестиционном развитии. Доказательство того, что экономический климат Дона благоприятствует инвестициям, - 90 млрд. рублей привлеченных средств в 2006 году. При этом за январь-февраль 2007г. сумма инвестиций уже превысила аналогичный показатель прошлого года на 72,2 %.

- Отдельный вопрос – социальная направленность инвестиционных программ…

- Я бы сказал – не отдельный, а главный. К примеру, сегодня всеми силами продвигаем проект Красносулинской особой экономической зоны. Она создаётся в «треугольнике», образуемом тремя крупными городами Шахтами, Краснымй Сулином и Новошахтинском, общая численность населения которых – более 400 тысяч человек. Ещё 15 лет назад основной отраслью данного района была угледобыча. Отрасль пережила период болезненной реструктуризации, но сегодня донской углепром снова бурно развивается. Однако на шахтёрских предприятиях уже никогда не будет востребовано прежнее количество трудовых ресурсов. Как следствие в данном районе сложилась уникальная ситуация: наличие высвободившихся недорогих квалифицированных кадров, мощная социальная, транспортная, коммунальная инфраструктуры – условия, благоволящие строительству именно на этой территории новых заводов и фабрик. Тем более, что строится они будут по принципу «гринфилд» или «зелёных лужаек» – это когда новые производства начинаются в чистом поле, с нуля. Действительно, дешевле, выгоднее, эргономичней не покупать старые корпуса, в которые трудно втиснуть современные технологии, а строить передовые производства на свободной земле.  Благо и бюджетные преференции областные власти готовы обеспечить. Дело за малым –  федеральной поддержкой. А предприниматели, в том числе мирового уровня, уже заинтересовались нашим проектом. В частности, упомяну  отечественную корпорацию «Глория Джинс», которая уже успешно конкурирует с китайским ширпотребом, сосредоточив свои производственные мощности в «золотом треугольнике» Ростовской области.

Социальный нюанс имеют и другие инвестиционные проекты. К примеру, комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области. Общая стоимость утвержденного на федеральном уровне проекта 22,14 миллиарда рублей, из которых 4,35 миллиарда рублей составят средства Инвестиционного фонда. В результате реализации этого проекта дополнительные поступления в федеральный бюджет составят 13 миллиардов рублей. А жители Ростовской области получат чистую и качественную воду, о которой, казалось бы, уже позабыли.

- С макроэкономической точки зрения инвестиции должны работать не только на «внутрь», но и «во вне». То есть стимулировать экономику на выпуск конкурентноспособных товаров для мирового рынка. Как обстоит с эти у нас? 

- Может быть, кого-то и удивит, но Ростовская область - единственный регион в ЮФО, где определена стратегия экспортной политики: по оценкам экспертов, соответствующим потенциалом обладает около 2,5 тысячи предприятий области. В частности, вспомним Роствертол. Завод наращивает поставки боевых и транспортных вертолетов в страны Латинской Америки. В связи с чем в Ростов в рамках заседания Госсовета запланирован визит президента Венесуэлы Уго Чавеса, в ходе которого, возможно, будут обсуждаться возможности  дополнительных закупок продукции донских вертолетостроителей. Не будем забывать и о «летающих лодках» ТАНТК им. Бериева, комбайнах Ростсельмаш, которые сегодня активно идут на экспорт.


Игорь Агафонов

___________________________

<<<< Интервью руководителей

Вы можете найти эту страницу по следующему адресу: http://www.donland.ru//Default.aspx?pageid=81518

© Правительство Ростовской области, 2022
www.donland.ru