Правительство Ростовской области
 

Интервью заместителя министра внутренней и информационной политики А.В.Лисицкого

газета "Молот", № 143-144,
от 5 октября 2012 года

Дом без хозяина, или Почему Обливский район теряет свои позиции

Известно, что конечный результат работы того или иного  муниципального образования во многом зависит от слаженности и качественной деятельности его административной команды, то есть людей, которых принято называть чиновниками. О том, по каким критериям и как оценивается сегодня работа чиновников разного уровня правительством области на примере Обливского района рассказывает первый заместитель министра внутренней и информационной политики Андрей Лисицкий.

- Андрей Владимирович, что представляет собой оценка работы  глав территорий, и каковы сегодня позиции Обливского района?

- В правительстве Ростовской области регулярно заслушиваются отчеты глав муниципальных образований, составляются рейтинги территорий по уровню социально-экономического развития. Причем,  оценка качества дается  работе  как глав, так и администраций городов и районов области. Во-первых, это  оценка складывается из  статистических показателей, утвержденных специальным Указом президента страны. А, во-вторых, – всегда осуществляется комплексное выездное изучение положения дел на месте  областной комиссией. В совокупности все это  дает полную картину уровня эффективности работы местной власти, позволяет выявить проблемные места и выработать конкретные меры по улучшению ситуации.      

Если говорить об эффективности работы органов местного самоуправления Обливского района, то по итогам 2011 года  в целом наблюдается отрицательная  динамика:  рейтинг  район переместился с 25 на 31 место. 

- По каким показателям развития район сегодня отстает?

- В основном это проблемы в экономическом и социальном блоках, также очевидны недоработки в организации бюджетного процесса, а это основа муниципального развития. Приведу такой пример.  В прошедшем году в местный бюджет поступило доходов на 18,5 млн. рублей меньше, чем в  2010 году, а это средства, которые муниципалитет  мог бы направить на решение различных социально-бытовых проблем населения.

Также в 2011 году слабая работа проводилась по привлечению инвестиций, при этом закрылось 9 предприятий, а количество убыточных сельхозорганизаций составило почти треть от их общего числа. Более того, на сегодняшний день в районе не реализуются ни одного крупного инвестиционного проекта. В современных условиях организации муниципальной экономики это просто неприемлемо.

Конечно, можно констатировать, что район находится в не очень выгодном территориальном положении, а потому привлечь крупных инвесторов с серьезными финансовыми ресурсами сложно. Но ведь всегда есть резервы. В данной ситуации  одним из возможных вариантов улучшения социально-экономического положения района являлось развитие малого и среднего бизнеса. Но и здесь Обливский район в числе отстающих – количество малых и средних предприятий тут  в 3,5 раза меньше среднеобластного уровня. Есть на это и свои причины: консультационная поддержка как существующим, так и начинающим предпринимателям практически не оказывается, заявок на предоставление субсидий из областного бюджета на организацию собственного дела в 2011 году не поступало.

Общеизвестно что, одним из серьезных подспорьев по наращиванию муниципальных доходов, а значит находящихся в руках чиновников, является недвижимость. Однако в муниципальную собственность оформлена только половина имеющихся в районе объектов. Все это вместе взятое приводит к дефициту доходов, не реализуются в полном объеме основные социальные программы.  Как следствие, снижается уровень качества жизни населения.

Для сравнения – в сфере здравоохранения Обливский район переместился с 1-го места в 2010 году на 22-е в 2011 году. Сократилось количество врачей, стоимость медицинской помощи здесь  самая высокая среди районов области, здания медицинских учреждений, находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта. В результате закономерная оценка населения – всего 30% жителей удовлетворены качеством медицинской помощи.

Много нерешенных проблем накопилось в сфере образования. Половина  детских садов района нуждаются в капитальном ремонте, при этом сокращаются расходы на дошкольное образование. В 2011 году такое  снижение составило порядка 15 млн. рублей, в результате район переместился по этому показателю с 4-го на 34-е место.

Недостаточное  внимание уделяется сфере культуры. По итогам работы культурно-досуговых учреждений район находится на 36 месте. Что не удивительно, так как практически все подведомственные здания нуждаются в капитальном ремонте. 

Если говорить о комфортности проживания людей, то и здесь сплошные «минусы». При высоком уровне износа инфраструктуры водоснабжения в 76,3% работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов водопроводного хозяйства в 2011 году не выполнялись и не запланированы на текущий год. Кроме того, в районе практически бесхозны25 кмводопроводных сетей, 7 водонапорных башен, 5 артезианских скважин. Можно только догадываться об их техническом и санитарном состоянии.  

Аналогичное плачевное  состояние и в теплоснабжении. Уровень износа сетей и оборудования здесь более 70%, и из года в год ситуация только ухудшается. Как правило, наиболее остро эта проблема проявляется с наступлением холодов. 

Визитной карточкой любой территории  являются чистота и порядок, по моему мнению, хозяин должен быть в каждом доме. Однако в настоящее время на территории района 15 крупных несанкционированных свалок, сформированных стихийно, с нарушением всех требований законодательства. Хотя утилизация мусора – это прямая обязанность районной власти.

- Каковы же  причины сложившейся ситуации?

- В каждой территории причины разные, но, как правило, все они сводятся к отсутствию четко выстроенной системы работы местной власти. Для органов местного самоуправления Обливского района это уже не первый «тревожный звонок». В прошедшем году на заседании правительства области на данные проблемы уже было обращено  внимание районной администрации, и  тогда деятельность главы района по итогам работы в 2010 году была признана неудовлетворительной. Казалось бы, нужно сделать выводы и начинать работать. Но, как показывает статистика за 2011 год, а она - вещь упрямая, видимого улучшения ситуации в районе нет.

- Андрей Владимирович, а что вы скажете о конфликте между главой района и депутатским корпусом?

- Я думаю, что на самом деле конфликта нет. Есть обязанность каждого главы муниципального образования, предусмотренная законом, ежегодно отчитываться перед представительным органом. Это обычная практика, которая существует на всех уровнях власти. В текущем году практически все главы городов и районов области отчитались перед депутатами.

Но глава Обливского района под различными предлогами избегает своего отчета перед депутатами за 2011-й год. Хотя  у депутатов наверняка накопилась масса вопросов, которые они желают ему задать. Безусловно, данная ситуация сказывается на эффективности работы местных органов власти в целом.

Сегодня жизнь ставит перед муниципалитетами новые, более сложные задачи. Отсюда -  и повышенные требования к органам местного самоуправления.  От них требуются новые подходы к  решению поставленных перед ними задач, более эффективная работа по всем направлениям социально-экономического развития территории. И тогда  улучшится состояние дорог и тротуаров в населенных пунктах, исчезнут очереди в поликлиниках, повысится качество предоставляемых населению услуг и в целом качество их жизни. И, самое главное, -  у жителей появится уверенность в завтрашнем дне.       

Интервью вела Ирина Павленко

Вы можете найти эту страницу по следующему адресу: http://www.donland.ru//Default.aspx?pageid=114030

© Правительство Ростовской области, 2022
www.donland.ru