газета "Молот", № 67-68 от 22 мая 2012 года
Мусорной вакханалии пришел конец?
С наступившими теплыми днями люди потянулись на природу. Солнышко, зеленые деревья. А настроение портят …свалки мусора – свидетельства рукотворной безалаберности и небрежности. Как в области собираются бороться с мусорными свалками? На вопросы «Молота» ответил министр жилищно-коммунального хозяйства области Сергей СИДАШ.
- Сергей Борисович, в марте прошлого года президент РФ Дмитрий Медведев поручил субъектам Российской Федерации разработку долгосрочных целевых инвестиционных программ обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами. Как выполняется это поручение?
- На территории области это поручение выполняется в рамках областной программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2011-2014 годы». Речь идет о научно-исследовательских работах, на выполнение которых в прошлом году выделено 5 миллионов 200 тысяч рублей. Остаток средств для завершения работ в сумме 17 миллионов 800 тысяч рублей запланирован к финансированию в этом году.
- Что конкретно сделано в области? Какие реальные шаги предприняло министерство ЖКХ?
- 16 сентября прошлого года был заключен государственный контракт и определен исполнитель - ОАО «Центр благоустройства и обращения с отходами». Работа по разработке «Региональной комплексной системы управления отходами производства, потребления и вторичными материальными ресурсами» выполняется в 4-е этапа. Первый этап работ завершен 15 декабря 2011. В этот период проведен анализ существующей системы очистки территории 55-и муниципальных образований области, разработана и утверждена Концепция областной долгосрочной целевой программы в сфере обращения с отходами на территории области на период 2013-2017 годов, предложены мероприятия по совершенствованию системы управления отходами производства, потребления и вторичными материальными ресурсами, определено дальнейшее развитие сферы обращения с отходами на территории области. А именно – инновационный вариант, который при оптимальных бюджетных затратах позволит обеспечить комплексное решение проблем с отходами, сформировать условия для устойчивого и интенсивного развития отходо-перерабатывающего кластера как части экономики области. Основу этого варианта развития составляет зонирование территории области по принципу отнесения нескольких муниципальных районов или групп поселений к одному отходоперерабатывающему комплексу.
В состав каждого из межмуниципальных экологических отходо- перерабатывающих комплексов будут входить производственные участки по сортировке, обезвреживанию, компостированию отходов, захоронению брикетов неутильной части твердых бытовых отходов.
Один из таких комплексов должен иметь статус областного «Технопарка» и определять логистику движения потоков и переработки вторичных материальных ресурсов на всей территории области. В состав «Технопарка», кроме перечисленных объектов, должны входить производственные участки по переработке вторичных материальных ресурсов,
учебно-сертификационный центр, экспоплощадки для демонстрации современных технологий и оборудования по переработке отходов, информационно-аналитический центр, имеющий собственный информационно-коммуникативный ресурс для мониторинга проблемы.
- Сергей Борисович, для чего нужно зонирование территории?
- Зонирование территории области позволит привлечь инвесторов для строительства межмуниципальных отходо-перерабатывающих комплексов. Зонирование позволит охватить всю территории области современной системой сбора опасных отходов и вторичных материальных ресурсов, максимально загрузить перерабатывающие предприятия сырьем вторичных материальных ресурсов, обеспечить возврат в экономику области большого количества ценных вторичных материальных ресурсов. Будет обеспечен стопроцентный охват населения планово-регулярным сбором и вывозом коммунальных отходов, а коммунальные предприятия - современной специальной техникой. Все это поспособствует оптимизации и консолидации расходов областного и муниципальных бюджетов. В рамках второго этапа исполнители государственного контракта представили схему зонирования территории области по межмуниципальным отходоперерабатывающим комплексам. Их всего для территории области предложено восемь. Они будут действовать на территориях города Новочеркасска, в районах Мясниковском, Неклиновском, Красносулинском, Сальском, Цимлянском, Морозовском и Миллеровском.
- Почему именно в этих районах и городе? По каким параметрам это определялась?
Учитывались объем образования отходов, наличие транспортной инфраструктуры, отсутствие экологических рисков, к которым отнесены природоохранные территории водных объектов, наличие существующих объектов размещения отходов, имеющих перспективу развития, красносулинскому межмуниципальному комплексу предложено присвоить статус областного «Технопарка».
- Как исполнителями выполняются сметные и экономические расчеты стоимости строительства межмуниципальных комплексов, их оснащение оборудованием, техникой и технологиям? Как рассчитываются сборные маршруты вывоза отходов из населенных пунктов к объектам по их переработке по зонам ответственности межмуниципальных комплексов? Как формируется логистика движения потоков отходов и вторичного сырья?
- Параллельно с нашей работой органы местного самоуправления приступили к разработке генеральных схем очистки своих территорий. Этот документ после утверждения становится основой муниципальной системы обращения с отходами. Он содержит нормативные расчеты всей системы обращения с отходами на территориях. К сожалению, не все из 55-и муниципальных образований области выполнили поручение правительства Ростовской области по разработке генеральных схем очистки территорий.
А ведь правительство Ростовской области поручило исполнителям госконтракта проработать вопрос реализации пилотных проектов. На текущий момент предложены четыре проекта: Красносулинский, Сальский, Мясниковский и Новочеркасский межмуниципальные комплексы.
- Какие инвесторы помогают донскому правительству в решении этих вопросов? Откуда они пришли?
- По красносулинскому межмуниципальному комплексу – ООО «ЭкоСтрой-Дон» - из Москвы. Он утвержден в рамках поручения Президента Российской Федерации, согласно которому наша область включена в перечень девяти «пилотных проектов» по глубокой переработке отходов на территории России. По сальскому межмуниципальному комплексу в качестве инвестора рассматривается ООО «Ресурсо-сбережение» из. Санкт-Петербурга, по мясниковскому межмуниципальному комплексу – ООО «Кадет», а по новочеркасскому межмуниципальному комплексу – ООО «Экология города». В рамках концессионного соглашения с 2011 года этим предприятием выполняются работы по строительству второй карты полигона, отвечающего природоохранного законодательства.
Все они ознакомлены с основными технико-экономическими показателями межмуниципальных отходоперерабатывающих комплексов и готовы в рамках концепции обращения с отходами к реализации инвестиционных проектов.
- Что нужно предпринять муниципалитетам, чтобы не тормозить столь масштабный проект? Как будут ликвидированы стихийные свалки мусора?
- До ввода в эксплуатацию межмуниципальных комплексов каждая территория должна определиться с лицензированной свалкой (полигоном). Подчеркну, единственной, обустроенной в соответствии с природоохранным законодательством и имеющей правоустанавливающие документы, куда и будут вывозиться отходы. После ввода в эксплуатацию межмуниципального комплекса на территории выбранной свалки (полигона) за счет инвестора будет построена мусороперегрузочная станция с элементами сортировки, брикетирования отсортированного вторсырья и брикетирования неутильной части твердых бытовых отходов. Далее транспортировка брикетов вторсырья и неутильной части твердых бытовых отходов будет осуществляться большегрузным транспортом инвестора. Таким образом, плечо вывоза для муниципальной системы останется прежним, что не приведет к росту тарифа.
- Сергей Борисович, очевидно, что построить межмуниципальные комплексы и ликвидировать несанкционированные свалки, которые образовывались десятилетиями, невозможно. И позволить далее развиваться критической ситуации с отходами нельзя. Как будете действовать в «переходный период»? Что нужно делать муниципальным образованиям сегодня, завтра и в будущем? - Что в масштабах проекта уже сегодня предпринимает министерство?
- Министерство ЖКХ Ростовской области разработало рекомендации по организации проведения мероприятий в сфере обращения с отходами общие для всех муниципалитетов на период разработки и реализации региональной комплексной системы управления отходами производства, потребления и вторичных материальных ресурсов. Речь идет о выводе на проектную мощность всех восьми межмуниципальных отходоперерабатывающих комплексов. Эти рекомендации будут направлены на места. Они для каждого муниципального района и городского округа будут разработаны индивидуально по итогам второго этапа, срок завершения которого – 30 июня 2012 года.
Учитывая организационную и управленческую сложность создаваемой «Региональной комплексной системы управления отходами производства, потребления и вторичных материальных ресурсов Ростовской области» Правительством области принято решение о создании в структуре предприятия ОАО «Управление коммунальными ресурсами», у которого стопроцентно государственный уставный капитал, дочернего предприятия – «ДонЭко».Основной задачей «ДонЭко» - будет роль регионального оператора в создаваемой «Региональной комплексной системе управления отходами». Такая структура обоснована в Концепции обращения с отходами области и определена в условиях реализации мероприятий областных целевых программ в рамках проекта федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2013-2015 годы».
Предполагается, что «ДонЭко» также выступит соучредителем совместных с инвесторами предприятий по всем восьми межмуниципальным отходоперерабатывающим комплексам на территории области с долевым участием не более 50 процентов. В её задачи войдут функции заказчика и координатора целевых программ в сфере обращения с отходами, центра по мониторингу, обучению и сертификации специалистов и предприятий. И, самое главное, эта структура заменит межведомственную ответственность за положение дел в этой сфере на «персональную».
- На каких землях будут реализованы эти проекты? Кто их соисполнители?
- Несомненно, реализация проекта по созданию «Региональной комплексной системы управления отходами производства, потребления и вторичных материальных ресурсов» потребует большой работы по совершенствованию областного законодательства, разработке и принятию муниципальных нормативных правовых актов, определяющих порядок организации обращения с отходами на подведомственных территориях. Очень важным для реализации восьми инвестиционных площадок становится вопрос земли. И мы предлагаем рассмотреть опыт Ставропольского края и Краснодарского края. Там земли под межмуниципальные комплексы изымаются для нужд субъекта и в дальнейшем передаются в аренду инвестору или, в нашем случае, могут быть переданы в оперативное управление специально уполномоченному органу государственной власти в области обращения с отходами (Региональному оператору).
Хотел бы подчеркнуть, что работы по выполнению научно-исследовательских работ проводятся в соответствии с техническим заданием и календарным планом. Ежемесячно проводятся совещания по ходу реализации госконтракта в министерстве ЖКХ, у курирующего заместителя губернатора Сергея Федоровича Трифонова.
Для качественного выполнения работ министерством ЖКХ согласованы в качестве соисполнителей государственное автономное учреждение «Региональный научно-исследовательский и проектный институт градостроительства» и Государственное автономное учреждение "Региональный информационно-аналитический центр". Это должно усилить профессиональный контроль по исполнению работ в целом.
Интервью вела Любовь ЛУНЁВА