Правительство Ростовской области
 

Интервью заместителя губернатора Ростовской области И.А.Гуськова

Газета "Молот", № 31-32 от 13 марта 2012 года

Патриотизм – не забытое слово, а великая ценность

Лучшие умы России, работавшие в свое время над национальной идеей, пришли к выводу, что сегодня для страны лучшей национальной идеей является патриотизм. О том, как он воспитывается в образовательных учреждениях Ростовской области, рассказывает заместитель губернатора Игорь Гуськов.

- Как сегодня дети воспринимают ценности, которые стараются им донести взрослые в школе, детском саду, в семье?

- Они относятся к этому с интересом, и я считаю, что это само по себе уже достижение. Нынешние старшеклассники более склонны углубляться в историю, трезво оценивать опыт прошлого. И это выливается в конкретные творческие, аналитические проекты.

Еще один показатель – сегодня в Ростовской области работают более 10 поисковых отрядов: в 90-е это движение пребывало не то что в упадке, его практически не существовало. В школах области работают 310 музеев - настоящие сокровищницы истории районов. Все это живет и дышит во многом благодаря усилиям детей. Так что молодежь принимает и понимает ценности патриотизма, любви к Родине.

- Но ведь все это – «хорошо забытое старое»?

- Да, ведь традиции патриотического воспитания складывались десятилетиями. Например, неизменна традиция встреч школьников с ветеранами Великой Отечественной войны. Несколько лет назад в стране возродилось тимуровское движение. В Батайске, например, в школе № 4 каждый класс взял шефство над участниками Великой Отечественной войны, тружениками тыла и одинокими престарелыми людьми своего микрорайона. Ребята помогают вскопать огород, купить лекарство, выполнить другую посильную для детей работу. Такое общение разных поколений значит подчас гораздо больше, чем лекции и уроки.

- Новое поколение детей предполагает и новые методы воспитания патриотизма...

- Конечно, сегодняшним прагматичным подросткам нужно понимать, какой они могут внести вклад в развитие страны, осознать свое место в российской действительности.

Мы воспитываем  патриотизм, гражданственность, национальное самосознание, организуя в школах творческие конкурсы, «круглые столы», диспуты, тематические вечера. Дети узнают, рассуждают, спорят о формировании российского государства, истории, о становлении и развитии правового общества.

Сейчас актуальны вопросы толерантности, межнациональных отношений. О консолидации народа идет речь на тематических уроках исторической памяти «От Древней Руси до новой России». Кстати, этой теме в школах будет посвящен весь март.

- Какой он, современный патриот?

- Настоящий патриот - потенциальный защитник Отечества. Это предполагает мужество, выносливость, ответственность, командный дух. В прошлом году общеобразовательные учреждения области приняли участие во Всероссийских спортивных соревнованиях школьников «Президентские состязания» и  «Президентские спортивные игры». В «Президентских спортивных играх» команда юношей школы № 37 Таганрога заняла второе место по баскетболу. Чтобы ребята смогли достойно показать себя на всероссийском уровне, из бюджета области выделили более  миллиона рублей.

Сознательное и ответственное отношение к личной и общественной безопасности оттачивается также на уроках ОБЖ. Областные соревнования «Школа безопасности» позволяют ребятам продемонстрировать навыки поведения в экстремальных ситуациях, возможности своего физического развития.

Так что сложившуюся практику военно-патриотического воспитания с привлечением всех заинтересованных ведомств и общественных организаций мы намерены продолжать и развивать.

- Говоря о возрождении патриотизма, нельзя не затронуть тему  казачьего образования.

- Мы активно занимаемся развитием областной системы казачьего образования, которая включает в себя более 180 учреждений. Это казачьи кадетские корпуса, казачьи кадетские профессиональные училища, муниципальные общеобразовательные учреждения, центры дополнительного образования, детские сады. Данные  учреждения находятся в 43 муниципальных районах и в городских округах области. Общая численность обучающихся в них превышает 30 тысяч человек.

Центральным звеном в этой системе являются казачьи кадетские образовательные учреждения. В регионе успешно действует шесть казачьих кадетских корпусов. Из них два – федерального подчинения, четыре – областного. В них обучаются 1510 кадет, среди которых 105 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 699 детей из неполных семей, более 280 – из малообеспеченных и из неблагополучных семей.

Два казачьих образовательных учреждения в 2011 году победили во всероссийском конкурсе на звание «Лучший казачий кадетский корпус»: Аксайский Данилы Ефремова признан лучшим в России, а третье место завоевал Шахтинский Я.П. Бакланова казачий кадетский корпус.

Недавно в этом учебном заведении  открыт  спальный корпус на 280 мест с галерейным переходом в учебный корпус, со встроенными актовым и спортивным залами. Деньги на строительство были выделены из федерального и областного бюджетов.

28 февраля после капитального ремонта был открыт Волгодонской казачий кадетский корпус, 29 февраля состоялось торжественное открытие Белокалитвинского корпуса, а 1 марта мы перерезали «красную ленту» в Сальском кадетском корпусе.

В 2011 году на содержание казачьих кадетских образовательных учреждений из бюджета Ростовской области было выделено более 427 миллионов рублей. В том числе губернатором было принято решение о выделении на капитальный ремонт и строительство этих учреждений почти 119 миллионов рублей.

Идея же возрождения казачьих кадетских образовательных учреждений – это воспитание граждан - патриотов своей Родины, носителей общечеловеческих  и христианских гуманных ценностей, приверженных принципам толерантности, духовной культуры донского края, свято чтящих семейные традиции.

Вы можете найти эту страницу по следующему адресу: http://www.donland.ru//Default.aspx?pageid=108632

© Правительство Ростовской области, 2022
www.donland.ru