Распечатать

Интервью министра экономического развития области В.П.Бартеньева

журнал "Эксперт-юг", № 9-10, 7-20 марта 2011 года

Новый режим работы с инвесторами в Ростовской области позволит адекватно оценивать их значимость для региона и предложить лучшим из них дополнительные меры поддержки, считает донской министр экономики Владимир Бартеньев

— Владимир Петрович, как вы оцениваете текущее состояние дел в региональной сфере привлечения инвестиций?

— Как и во всех субъектах РФ, наиболее сильно последствия кризиса в Ростовской области сегодня ощущаются в привлечении инвестиций. В течение прошлого года индекс физического объёма инвестиций в основной капитал был ниже, чем в 2009 году. Надо учитывать, что показатели, характеризующие привлечение инвестиций, имеют определённое запаздывание. Если мы сегодня наблюдаем рост ВРП, индексов промышленного производства и других отраслевых показателей, то показатели инвестиций не растут. Это объясняется тем, что предприятия области в конце 2008, в 2009 и в 2010 году были в первую очередь озабочены восстановлением своих позиций на рынках. Компании использовали все возможности для загрузки уже существующих производственных мощностей, поэтому вопросы модернизации и технического перевооружения были отодвинуты на более позднее время. Соответственно сегодня, когда предприятия восстанавливают свои позиции на рынках, их руководство начинает задумываться о реализации новых инвестиционных проектов или о возвращении к тем программам развития, которые планировались ещё в докризисный период. То есть образовалась своего рода инвестиционная «яма»

Безусловно, чрезвычайно важно именно сегодня предложить инвесторам наиболее комфортные условия для принятия решения о размещении своих проектов именно в Ростовской области. В этом направлении и строится инвестиционная политика донской администрации. Мы реализуем целый ряд организационных мероприятий, связанных с качественным сопровождением инвестиционных проектов. Наиболее ярким примером может служить поручение губернатора о создании сотни инвестиционных проектов, реализация которых будет находиться на личном контроле главы региона. Этот список сейчас формируется и до конца марта будет представлен широкой общественности. По оптимистическому прогнозу социально-экономического развития на 2011 год, объём инвестиций, который должен быть привлечён в экономику Ростовской области за счёт бюджетных и внебюджетных источников, составит примерно 195 миллиардов рублей. Это уровень докризисного 2008 года.

— Как создавался перечень этих проектов? По каким принципам шёл их отбор?

— Отраслевые министерства, главы муниципальных образований, бизнес-сообщества предложили те инвестиционные проекты, которые считают перспективными и значимыми. Мы эти данные систематизировали и обобщили. Получился перечень из 160 проектов на общую сумму инвестиционных вложений свыше 500 миллиардов рублей. Теперь в рамках Совета по инвестициям, созданного при губернаторе Ростовской области, отраслевые министры начнут защищать представленные ими инвестпроекты — оцениваться станет их социальная и экономическая значимость для развития области. Так будет отобрана сотня приоритетных для области проектов, но предполагаю, что этот перечень не будет закрытым.

— Что даст проекту вхождение в эту сотню?

— Прежде всего, это сопровождение со стороны административных органов по принципу «единого окна». Более того, эти проекты получат менеджеров от лица органов власти Ростовской области. Этими менеджерами станут курирующий министр и глава администрации того муниципального образования, где этот проект размещается. Я думаю, что это серьёзная помощь в сопровождении проекта. Работа с этими проектами в рамках рабочих групп станет тем катализатором, который позволит проектоустроителям претендовать на ту или иную форму финансовой поддержки.

— Как создание совета по инвестициям скорректирует нынешнюю систему работы с инвесторами в регионе?

— Создание совета — это реализация того принципа, который важен для нас во взаимоотношениях с бизнесом, — принципа открытого диалога. Совет взял на себя несколько функций. Первая – это обсуждение наиболее проблемных моментов в процессе реализации инвестиционных проектов. Вторая – выявление типовых проблем и выработка рекомендаций по их снятию. Было бы неправильно, если бы создание комфортных условий для развития инвестиционного процесса ограничивалось только организационными моментами. Поэтому предусмотрены финансовые инструменты стимулирования привлечения инвестиций в Ростовскую область. Первым шагом в этом направлении стал региональный закон о государственно-частном партнёрстве, который был принят летом прошлого года, а также подзаконные акты, которые появились уже в 2011 году. Упомянутый закон имеет принципиальное отличие от аналогичных нормативно-правовых актов, которые действуют на территориях других субъектов РФ.

— В чём эти отличия состоят?

— Первое отличие в том, что закон о ГЧП в Ростовской области достаточно прозрачен с точки зрения его реализации. Идея его простая. Проектоустроитель приходит к нам с готовой проектно-сметной документацией, на которую есть положительное заключение госэкспертизы. Как правило, до 20 процентов стоимости проектно-сметной документации приходится на инженерно-транспортную инфраструктуру. Администрация области, муниципалитеты берут на себя расходы по созданию инженерно-транспортной инфраструктуры. То, что мы занимаемся этим в рамках единой проектно-сметной документации, делает наши действия, с одной стороны, синхронизированными, а с другой — прозрачными. Инвестор получает серьёзное удешевление своего проекта. Фактически указанные 20 процентов — это те средства, которые необходимы инвестору в качестве оборотных на этапе запуска проекта в эксплуатацию. Одновременно мы понимаем, как должна развиваться инженерно-транспортная инфраструктура для нужд бизнеса, можем сопоставить потребности бизнеса и населения области. Таким образом мы добиваемся мультипликативного эффекта как для предприятий, так и для жителей территории.

Второе принципиальное отличие состоит в том, что, в отличие от других субъектов РФ, в бюджете Ростовской области 2011 года для реализации этого закона предусмотрено 500 миллионов рублей.

- Эти деньги будут распределены между сотней инвестпроектов, находящихся под личным наблюдением губернатора?

- Скорее всего, да. Хотя в действующем постановлении заложен конкурсный принцип, и если проект не включен в сотню, но будет участвовать в конкурсе и по параметрам окажется более привлекательным, значит, поддержку получит он. Но задача и бизнеса, и власти как раз и состоит в том, чтобы в этой сотне оказались те проекты, которые имеют наибольшую значимость и эффективность.

Важно отметить также, что все те преференции для инвесторов, которые были ранее, такие как субсидирование процентной ставки, налоговые льготы, сохраняются. Более того, губернатором области поставлена задача в ближайшее время дать предложения по увеличению размера преференций для проектов стоимостью более 300 миллионов рублей. Сейчас уже создана рабочая группа из представителей экономического и финансового блока. Думаю, в двухнедельный срок рабочая группа представит предложения.

Помимо того, что мы рассматриваем различные финансовые механизмы создания комфортных условий для роста инвестиций в области, мы думаем и об институциональных условиях. Новацией будет создание в этом году фонда прямых инвестиций. Эта идея уже давно бродит, но не было политической воли и не было прописанного алгоритма функционирования такого фонда. Сейчас есть и то, и другое. И в рамках программы поддержки малого и среднего бизнеса в этом году произойдёт перегруппировка финансовых ресурсов для создания фонда с объёмом 100 миллионов рублей. Я думаю, что нам удастся поучаствовать в федеральном конкурсе на софинансирование программ развития малого и среднего бизнеса и получить под этот проект ещё 100 миллионов из федерального бюджета. С 200 миллионами мы начнём работу. В своё время таким путём мы шли при создании гарантийного фонда, и на сегодня этот фонд докапитализирован до миллиарда рублей. Это уже серьёзный инструмент обеспечения предприятиям МСБ доступа к кредитным ресурсам банков. С другой стороны – это серьёзный гарантийный инструмент для банков, участвующих в программах поддержки МСБ. 

- В каких областях сегодня сосредоточены основные конкурентные преимущества Ростовской области? Какие отрасли приоритетны для привлечения капитала?

- Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо понимать, какие конкурентные преимущества есть у Ростовской области как у экономико-географической точки. Первое - это АПК в силу местоположения области, в силу того, что достаточно мощные иностранные и российские инвесторы уже реализуют свои проекты на юге России в сфере производства и переработки сельхозпродукции. Второе конкурентное преимущество – это само расположение региона. Ростовская область – важный транспортный узел, создающий предпосылки для развития проектов в сфере логистики.

С учётом того, что Ростовская область имеет достаточно высокую плотность населения и существует тяготение к Дону как к центру ЮФО других субъектов юга России и Северного Кавказа, у нас концентрируется высокая потребительская активность. Поэтому предприятия ритейла, прежде всего, крупного — это третье направление, в которое активно будут вливаться инвестиции.

И четвёртое направление – это тот промышленный комплекс, который был сформирован в советское время и достаточно успешно по сравнению с другими территориями прошёл перестроечный и постсоветский период. Такие флагманы нашего машиностроения, как Новочеркасский электровозостроительный завод, «Красный котельщик», «Ростсельмаш», реализуют проекты, масштабные как в финансовом выражении, так и с точки зрения внедрения инновационных технологий. Думаю, что здесь тоже сосредоточен серьёзный потенциал для роста инвестиций.

Беседовала Арина Барсукова

Размещен:
14.03.2011 11:26:40|
Изменен:
21.03.2011 17:40:30

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112

Справочные телефоны, rra@donpac.ru

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации