Распечатать

Интервью министра общего и профессионального образования области И.А.Гуськова

газета "Молот", № 11-12 от 1 февраля 2011 года

Школе предстоит стать новой

О том, как будет работать система образования Ростовской области в 2011 году, «Молоту» рассказал министр общего и профессионального образования Игорь Гуськов.

- В феврале 2010 года президентом РФ утверждена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Что в рамках этой инициативы планируется  сделать в области в 2011 году?

- «Наша новая школа» предполагает шесть направлений государственной поддержки развития школьного образования. Первое – переход на новые образовательные стандарты предполагает финансирование  их внедрения во всех школах области в полном объеме в рамках субвенций областного бюджета муниципальным образованиям на 2011 год. К этому времени более двух тысяч педагогов пройдут соответствующую подготовку на базе ИПК и ПРО.

Второе направление – поддержка талантливых детей. В 2011 году планируется создание регионального центра дистанционного образования для одаренных детей на базе областного центра дополнительного образования.

Развитие учительского потенциала – это третье направление. В 2011 году на поощрение лучших учителей в рамках ПНП «Образование» в федеральном бюджете предусмотрены шесть миллионов рублей, 62 преподавателя получат в наступившем году премии губернатора области. 18,8 тысячи учителей будут получать доплату за классное руководство.

Одно из самых важных направлений господдержки - изменение школьной инфраструктуры. На капитальный ремонт и строительство образовательных учреждений в 2011 году выделены 875,1 миллиона рублей. Парк школьных автобусов в 2010 году обновлен почти наполовину. В 2011 году планируется приобретение еще 200 автобусов. В рамках программы информатизации школ в 2011 году на приобретение компьютерной техники пойдут 194,4 миллиона рублей, в результате чего мы получим один из лучших показателей для школ РФ – 10 человек на один компьютер.

Сохранение и укрепление  здоровья школьников государство также поддерживает. 41,8 процента донских школьников систематически занимаются физической культурой и спортом, 76 процентов охвачены горячим питанием. Все ученики начальных классов получали и будут получать молоко бесплатно.

Большое внимание уделено и расширению самостоятельности школ. 92,4 процента общеобразовательных  учреждений имеют органы государственно-общественного управления. 70 процентов школ имеют свои сайты в Интернете.

- Какие меры будут приниматься для решения проблемы дефицита мест в дошкольных учреждениях в 2011 году?

- В 2010 году в области детские сады посещали 131,3 тысячи детей. Очередь в детские сады в 2010 году составила более 35  тысяч человек, среди них детей в возрасте от трех до семи лет - 11,4 тысячи.

В 2011 году для развития системы дошкольного образования планируется возвращение ранее перепрофилированных муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Будут введены в эксплуатацию 12 дошкольных учреждений на 1 020 мест после капитального ремонта и консервации. Завершится строительство двух дошкольных учреждений на 340 мест. На базе свободных площадей школ, учреждений дополнительного образования будут открыты 600 дополнительных дошкольных мест. Два ведомственных дошкольных учреждения на 85 мест перейдут в ведение муниципалитетов (Зимовниковский и Тарасовский районы).

- Каковы перспективы  модернизации системы профессионального образования в области?

- Сейчас разрабатывается региональная комплексная программа модернизации профессионального образования на 2011-2015 годы. Она обеспечит взаимодействие органов исполнительной власти, общественных объединений, работодателей, учреждений профессионального образования всех уровней для достижения стратегических целей инновационного развития области. Предполагается, что при ее реализации увеличится привлекательность программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда. Сама система профессионального образования станет более гибкой, в результате чего она сможет оперативно реагировать на требования времени. Для этого пройдет реструктуризация сети учреждений профессионального образования. Будут внедрены механизмы финансирования модульных образовательных программ, программ повышения квалификации педагогических кадров  на основе инновационных образовательных программ и модульных технологий обучения.

- Какова сегодня роль работодателей в подготовке высокопрофессиональных кадров, с каждым годом предъявляющих все более высокие требования к качеству подготовки выпускников?

- Доля работодателей, удовлетворенных качеством подготовки выпускников колледжей и вузов, составляет около 60 процентов. Для выпускников учреждений начального профессионального образования эта цифра - около  35 процентов. Без участия самих работодателей изменить эти цифры невозможно. В упомянутой выше программе разработан  комплекс мер по развитию социального партнерства между учреждениями профессионального образования всех уровней и предприятиями, организациями, общественными профессиональными объединениями работодателей в сфере подготовки, переподготовки, повышения квалификации рабочих кадров и специалистов, а также их трудоустройства.  Из них хочется выделить разработку и реализацию профессиональных образовательных программ нового поколения с учетом требований работодателей, а также участие работодателей в оценке качества подготовки профессиональных кадров.

- Какие меры приняты в Ростовской области для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья?

- Для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в Ростовской  области создана система специального (коррекционного) образования с различными формами организации помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, детям – инвалидам. 

Данная система включает в себя 30 специальных (коррекционных) образовательных учреждений для неслышащих детей, слабослышащих и позднооглохших детей, для незрячих детей, слабовидящих детей, для детей с тяжелыми нарушениями речи, для детей с детским церебральным параличом  и нарушениями опорно-двигательного аппарата, для детей с различной степенью интеллектуальных  нарушений.

Все учреждения специального образования находятся в областной собственности и финансируются из областного бюджета.  В  специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (I – VIII видов) получают образование, в том числе основное и полное среднее, 4,5 тысячи школьников.  Из них 1850 детей-инвалидов. 

- С 2009 года в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы включено направление «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов». Как это направление реализуется в Ростовской области?

- Для дистанционного обучения детей-инвалидов на базе государственного образовательного оздоровительного учреждения Ростовской области санаторной школы-интерната № 28 Ростова-на-Дону в 2009 году создан и оборудован центр дистанционного образования детей-инвалидов.

Для учащихся и педагогов на средства федерального и областного бюджетов приобретены и установлены на дому  комплекты компьютерного оборудования с учетом технических требований к индивидуальным особенностям и заболеваниям каждого ребенка. Оборудование обеспечивает проведение теоретических занятий, практикумов, экспериментов по всем предметам. Для развития творческого потенциала учащихся рабочие места укомплектованы специализированным программным обеспечением для музыкальной аранжировки, обучения навыкам фотодела, звуко- и видеомонтажа.

В настоящее время в центре дистанционного образования обучается 209 детей. В соответствии с областной долгосрочной целевой программой  «Развитие образования в Ростовской области на 2011-2013 годы» работа по созданию условий для дистанционного образования детей-инвалидов будет продолжена.

- Мировой опыт доказывает, что дети с ограниченными возможностями здоровья при наличии соответствующей образовательной, реабилитационной среды способны к успешному обучению не только в специальной (коррекционной) школе, но и в форме интегрированного или инклюзивного обучения. Что делается в этом направлении в области?

- На базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната II вида № 48 Ростова-на-Дону работает Ресурсный центр по сопровождению инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с синдромом раннего детского аутизма. Ресурсный центр принимает детей с особыми образовательными потребностями, которые как уже обучаются в общеобразовательном учреждении, так и только готовятся к обучению в обычной школе.  В 2009/2010 учебном году 25 детей из Батайска, Шахт, Ростова-на-Дону, Аксайского  и Азовского  районов получали психолого-педагогическую помощь.  По  результатам работы с 1 сентября 2010 года   дети-инвалиды, сопровождаемые ресурсным центром, приступили к обучению в общеобразовательных школах.

Ресурсным центром организуются регулярные семинары по вопросам организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, консультации для педагогов общеобразовательных учреждений, ведущих инклюзивное обучение, родителей детей.

В настоящее время функционирует 153 специальных (коррекционных) класса для детей, имеющих нарушения слуха, задержку психического развития, умственную отсталость, в которых обучается 1698 человек.  Для развития этого направления общеобразовательные учреждения должны лицензировать этот вид деятельности. В настоящее время ряд общеобразовательных школ Аксайского, Мясниковского районов, Батайска имеют лицензию на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.  Помогают массовым школам работать в данном направлении специальные (коррекционные) учреждения.

Завершая нашу беседу, хочу надеяться, что все, чего удастся достигнуть в этом году, выведет не только школу, но и всю нашу систему образования на новый качественный уровень.

Размещен:
09.02.2011 18:03:43|
Изменен:
09.02.2011 18:07:41

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112

Справочные телефоны, rra@donpac.ru

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации