Распечатать

Интервью руководителя региональной службы по тарифам Ростовской области А.А.Рыбина

Газета "Молот"

8 октября 2010 года


Тарифы должны быть социально доступными

Сегодня на «молотовском четверге» – руководитель Региональной службы по тарифам Ростовской области (РСТ) Алексей РЫБИН. Работа РСТ в той или иной степени касается каждого из нас. Алексей Александрович рассказывает о рабочих буднях возглавляемого им учреждения.

- Алексей Александрович, думаю, читателям «Молота» будет интересно узнать о задачах и функциях возглавляемого вами учреждения.

- Наша основная задача – установление экономически обоснованных тарифов и обеспечение защиты экономических  интересов потребителей от монопольного завышения цен. Служба устанавливает тарифы в коммунальной сфере ( водоснабжение, водоотведение, очистка сточных вод, утилизация, захоронение твердых бытовых отходов), в сфере электро- и теплоэнергетики, частично – транспорта, предельные оптовые и розничные надбавки на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых, согласовывает цены на социальные услуги. В общем, этот список можно продолжать долго. Задачи службы, безусловно, вытекают из тех целей, которые ставят перед нами президент и Правительство  РФ, администрация Ростовской области

-  Если можно, подробнее о том, над чем ваша служба работала в последнее время.

- В марте-апреле текущего года очень остро обсуждалась ситуация с чрезмерным ростом тарифов на услуги ЖКХ. Поручение президента было снизить тарифы в случае, если рост совокупного платежа граждан за коммунальные услуги превышает 125 процентов.

-Ростовской области ситуация тоже коснулась?

-Установленные на 2010 год службой предельные максимальные индексы изменения платы граждан за коммунальные услуги по всем муниципальным образованиям области не превысили 125 процентов, за исключением муниципальных образований Гуково и  Новошахтинск, по которым индексы составляют 129,6 процента  и 130,6 процента. Это связано с ростом тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения и участием городов в программе Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Основные причины роста тарифов  в этих городах – сложная технологическая система водоснабжения, значительная изношенность сетей, а также недорегулированные на местном уровне тарифы. Муниципальные власти, которые до недавнего времени устанавливали тарифы на эти услуги, искусственно сдерживали их рост, а в итоге расценки пришлось резко поднимать, иначе города могли остаться без воды. И еще один фактор: эти города получали средства на капремонт  из фонда содействия реформированию ЖКХ. Одним из условий их получения было прекращение субсидирования из бюджета организаций коммунального комплекса при переходе на стопроцентную оплату населением коммунальных услуг в срок до 1 января 2010 года.

- Но поручение президента и правительства вашей службе выполнить все же удалось?

-Конечно, но тут нужно говорить не только о нашей службе, а об областной администрации в целом. Решить вопрос можно было двумя способами: либо при сохранении роста тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения в этих городах принять дополнительные меры социальной поддержки населения, либо снизить тарифы. Что неизбежно привело бы водоснабжающие организации к банкротству, а в перспективе – к прекращению водоснабжения вообще.

Естественно,  был выбран первый путь. Законодательное собрание приняло областной закон, которым предусмотрено предоставление  адресной социальной выплаты гражданам  в связи с ростом тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение выше критериев доступности. Администрацией области на 2010 год критерием доступности был определен предельный уровень тарифа по холодному водоснабжению в размере 35 рублей за кубометр (с НДС), а по отведению – 30 рублей за кубометр (также с НДС). При этом потребителю компенсируется разница в плате за объем потребленных услуг по действующим и предельным тарифам, но не более социальной нормы. Причем такая соцподдержка действует с 1 января 2010 года.

В результате  этих мер рост размера платы граждан за коммунальные услуги сложился в муниципальных образованиях области не выше 125 процентов, а в Гукове и Новошахтинске – на уровне 117,3 процента и 116, 3 процента соответственно.

- Алексей Александрович, вопрос доступности водопользования – это проблема потребителя. Ее удалось решить, правда, только на сегодня, а что будет завтра? Ведь водоснабжающие организации на поступающие деньги своих проблем решить не смогут. Не лишимся ли мы завтра системы водоснабжения вообще?

- К сожалению, пока наша система водоснабжения живет в режиме выживания, а не развития.  Очевидно, что искусственное занижение тарифов может привести к банкротству водоснабжающих организаций. Выход вижу в привлечении сюда любыми способами серьезных инвесторов. Задача эта сложна еще и тем, что на быстрый возврат денег в этой сфере рассчитывать не приходится. Определенный оптимизм внушают и стратегические решения, касающиеся тарифного регулирования, принятые президентом в марте-апреле нынешнего года. Но это, пожалуй, тема отдельного разговора.

-Алексей Александрович, и последний вопрос, который волнует очень многих потребителей коммунальных услуг в Ростове и области. Я понимаю, что он не совсем в компетенции руководителя службы по тарифам, но зато в компетенции человека, хорошо знакомого с комплексом ЖКХ. Часто жалуются, что приходится непомерно много платить за электроэнергию, расходуемую в местах общего пользования. Иногда это чуть ли не половина того, что показывает внутриквартирный счетчик.  С чем мы тут имеем дело?

- Наша служба в течение довольно долгого времени – весь 2009 и часть 2010 годов – выполняла функции по контролю за соблюдением управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г.  №307 в части формирования размера платы за коммунальные услуги. Поэтому определенный опыт в таких вопросах у нас есть. Действительно, оплата по общедомовым приборам учета – один из наиболее больных вопросов при формировании платежа за коммунальные услуги. Здесь нужно понимать: платеж за электроэнергию, использованную в МОП, включает в себя плату не только за две подъездные лампочки. Ведь по законодательству потребители – собственники квартир должны платить за всю энергию, которую потребляет дом в целом. Поэтому платежи за МОП включают также оплату потерь в сетях. Если дом старый и сети сильно изношены, потери будут очень значительными. Кроме того, для корректного начисления платежей за коммунальные услуги управляющая компания должна снимать все показания с общего и со всех квартирных приборов учета одновременно, в один день. Если же этого не происходит и по нескольким квартирам количество потребленной электроэнергии – «ноль», то на эти квартиры не распространяется объем электроэнергии по показаниям общедомовых приборов учета, а на все остальные – финансовая нагрузка соответственно увеличивается. Безусловно, здесь есть большая недоработка управляющих компаний, но и жильцам многоквартирных домов нужно более активно принимать участие в жизни дома, например, посещать общие собрания, поднимать острые вопросы и искать их решения.  В любом случае разбираться следует по каждому обращению граждан отдельно, анализировать платежные документы. Вопросы формирования платежей за коммунальные услуги выходят за рамки тарифного регулирования, поэтому полномочия по контролю за соблюдением Правил предоставления коммунальных услуг при расчете размера платы переданы с апреля нынешнего года Госжилинспекции области.

Записал Вячеслав КАБАРГИН

 

справка «Молота»

Алексей Рыбин родился в 1972 году в городе Гуково. Окончил Харьковский авиационный институт и Ростовский государственный университет. Работал в ТОО «Гуковский кирпичный завод», в «Гуковгоргазе», в секторе нефти и газа министерства топлива, энергетики и природных ресурсов Ростовской области, затем в ОАО «Азовмежрайгаз» и с 2006 года  заместителем руководителя – начальником управления тарифного регулирования отраслей топливно-энергетического комплекса Региональной службы по тарифам Ростовской области. С апреля 2010 года возглавляет Региональную службу по тарифам Ростовской области.

Смотри также:

Раздел "Тарифы"

Размещен:
22.10.2010 15:54:45|
Изменен:
22.10.2010 15:58:12

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112

Справочные телефоны, rra@donpac.ru

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации