Распечатать

Интервью министра общего и профессионального образования Ростовской области И.А.Гуськова

«Российская газета. Экономика Юга России»

6 октября 2010 года

Из класса в кластер

Ростовская область приступает к активной модернизации системы образования, без которой невозможно инновационное развитие всей экономики. Какие задачи предстоит решить, рассказывает министр общего и профессионального образования Ростовской области Игорь Гуськов.

— На заседании Госсовета, посвященном развитию образования в Российской Федерации, говорилось о значении для реализации приоритетного национального проекта федеральной и региональной поддержки этой важной сферы. Ощутили ли вы ее?

— Она возросла значительно, и об этом свидетельствуют цифры. Расходы консолидированного бюджета на сферу образования за последние четыре года увеличились почти вдвое, составив в этом году почти 30 миллиардов рублей. Это 26 процентов всего бюджета области.

— Понятно, что прежде чем устанавливать современные компьютеры и мультимедийные доски, нужно позаботиться о состоянии школьных зданий и учебных кабинетов. Как с этим обстоят дела?

— Все эти четыре года мы активно занимаемся комплексным капитальным ремонтом школ и детских садов. Стратегия такова — каждый год капитально отремонтировать сто объектов, причем так, чтобы не возвращаться к ним последующие лет пятнадцать. На это выделены огромные суммы — около семи миллиардов рублей. На эти средства удалось привести в порядок 724 объекта. При этом софинансирование из муниципальных бюджетов составило почти два миллиарда рублей, с их участием отремонтированы 1140 объектов.

Благодаря выделенным средствам в области достигнута стопроцентная оснащенность школ автоматизированной пожарной сигнализацией. Напомню, в 2006 году только 43 процента школ имели такое оборудование. Всего на противопожарную безопасность за четыре года направлено 600 миллионов рублей, и результаты системной работы дают эффект.

Кстати, количество компьютеров в школах увеличилось с 14,2 тысячи в 2006 году до 24,6 тысячи в 2010-м, и на 1 сентября нового учебного года на один компьютер приходится 13,5 учащихся вместо 30, как прежде. При этом среднероссийский показатель — 20 человек на один компьютер.

— Модернизация учебного процесса невозможна без заинтересованности самих учителей, в том числе и материальной. Сколько сегодня получают педагоги в Ростовской области?

— Размер среднемесячной заплаты увеличился с 5744 рублей в 2006 году до 11.995 рублей в 2010-м. Мы ориентируемся также на такой показатель, как отношение зарплаты учителей к средней зарплате в экономике региона. Несколько лет назад учитель на Дону получал вдвое меньше представителей других профессий. Его зарплата составляла 54 процента от той суммы, которую в среднем получали специалисты на Дону. В 2008 это соотношение удалось поднять до 69 процентов, а в 2009-м — до 81 процента. Сегодня в России только 20 субъектов из 83 имеют такое соотношение зарплаты учителя к зарплате в экономике региона. Хотелось бы сохранить эту тенденцию.

А вот уже цифры, свидетельствующие о непосредственном участии учителей в модернизации образования. 1200 педагогов получили за последние годы гранты президента по сто тысяч рублей. В этом году 30 учителей заслужили по 200 тысяч рублей, более 550 преподавателей стали лауреатами губернаторских премий по 100 тысяч и 50 тысяч рублей. 267 лучших школ области, защитивших инновационные проекты в различных областях знаний, получили гранты по миллиону рублей. Эти средства учебные заведения-»миллионеры» направляют на улучшение технической базы, повышение квалификации учителей.

Самое выдающееся наше достижение — Ростовская область за время реализации нацпроекта вошла в пятерку лидеров по научно-техническому творчеству. Три года подряд регион занимает первое место в стране по количеству одаренных детей. За три года число победителей олимпиад из Санкт-Петербурга составило 58 человек, из Москвы — 31, из Тюмени — 47. А в Ростове — 74 победителя.

Не отстает по результативности обучения и основная масса школьников. В прошлом году 71 школьник получил сто баллов по ЕГЭ, в этом — 147. Это объективно свидетельствует о повышении качества образования. Если в 2009 году почти тысяча человек не смогли получить аттестат, в 2010 таковых оказалось меньше — 296 человек. Причем большая часть из них — выпускники вечерних школ. Уже никто не спорит с тем, что ЕГЭ дает реальную картину качества обучения, так что очевидны просчеты вечерней школы, где «натягивали» оценки, лишь бы «выпустить» ученика. Теперь нужно принимать срочные меры по реформированию вечерней формы обучения.

— Чтобы получить дополнительные средства на инновационное развитие образования, на Госсовете предлагалось выявить сферы неэффективных затрат. Каковы они в Ростовской области?

— Доля неэффективных расходов в образовании на Дону составляет менее 12 процентов (по России — 18). Это достаточно большая сумма — более двух миллиардов рублей. Но к уменьшению этих расходов мы стараемся подходить вдумчиво, и вот почему. Неэффективные расходы складываются, в первую очередь, из-за недостаточной наполняемости классов, существования проблемы малокомплектных школ. Например, на сто педагогов по нормативам должно приходиться не более 53 человек административного и технического персонала. Но в маленькой сельской школе, где директор и два учителя, все равно нужен и сторож, и уборщица, и человек, отвечающий за техническое состояние здания. Если приводить штатное расписание в соответствие с нормативом, то надо закрыть все малокомплектные школы. Но это не везде оправданно, и к сокращению школ мы прибегаем только в том случае, когда оставлять их нецелесообразно. Поэтому мы не только не закрываем такие школы, но и стараемся их поддержать. Например, дополнительно из областного бюджета выделено 380 миллионов рублей, чтобы компенсировать учителям нехватку учеников, ведь по системе подушевого финансирования учитель теряет в зарплате, если у него в классе обучается не 14 человек, а всего два. Таким образом, мы защитили 333 малокомплектные школы области, а это почти половина сельских школ. Кроме того передали и в Минрегион РФ свои предложения по совершенствованию методики нормативно-подушевого финансирования.

— Инновации невозможны без инициатив. Какое развитие получила в области национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»?

— 64 школы участвуют сегодня в апробации новых образовательных стандартов. В 26 процентах школ в первых классах вводятся федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Для этой цели подготовлены1428 учителей.

226 школ стали областными инновационными площадками, 527 — пилотными площадками. 55 процентов школ оснащены комплектами нового поколения.

— Переход на инновационный путь развития — серьезный вызов системе профобразования. Насколько быстро и адекватно она сможет отреагировать и подготовить специалистов для инновационной экономики?

— Перед нами стоит очень сложная задача. Для того чтобы ориентироваться на такое производство, область будет формировать региональный заказ, а система профтехобразования выполнять его. Ведь квалифицированные кадры готовятся, как правило, для нужд отдельного региона, вот и надо их готовить с учетом конкретных сегментов рынка труда. Именно поэтому училища и техникумы в ближайшее время ожидает переход на региональный уровень. Будет проведена оптимизация сети профессиональных образовательных учреждений с тем, чтобы привести профили подготовки кадров в соответствие с запросами бизнес-сообщества. Качество образования будет оцениваться по критериям, предъявляемым экономикой и работодателями. В области есть опыт участия работодателей в итоговой аттестации выпускников и оценке качества образования, в лицензировании и аккредитации учебных заведений. Этот опыт необходимо расширять. Мы внедряем систему сертификации профессиональных квалификаций, обязательной общественно-профессиональной экспертизы.

Вторая задача — переподготовка самих преподавателей, повышение их квалификации — иначе они не смогут подготовить специалистов нужного уровня. А третье направление — развитие тесной взаимосвязи с работодателями, изменение содержания образования, перевод на новые информационные технологии. Невозможно по старым конспектам с мелом и тряпкой у доски учить сегодня студента инновационной экономике. Наше профессиональное образование дает хороший теоретический базис, но недостаточно времени уделяет практическим заданиям. Поэтому стоит задача увеличения доли практики в учебных программах, причем совместно с работодателями, на базе ведущих предприятий, которые будут заниматься инновационной экономикой. С 2011 года область переходит на новые государственные образовательные стандарты, по которым до половины общего объема подготовки будет отводиться изучению конкретных производственных и технологических процессов.

Изменению подвергнется и структура образовательных учреждений. Цепочки: лицей — колледж — вуз — предприятие обеспечат непрерывность образования, ведь принципиально новая роль образования в новой экономике связана с сопровождением карьеры специалиста в течение всей жизни. Будущее — за укрупнением образовательных учреждений, созданием многоуровневых колледжей, многопрофильных центров и отраслевых кластеров совместно с предприятиями на базе ведущих учреждений начального и среднего профобразования.

 

Подготовила Лариса Ионова

Смотри также:

Раздел "Образование"

Размещен:
22.10.2010 15:46:05|
Изменен:
22.10.2010 15:50:34

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112

Справочные телефоны, rra@donpac.ru

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации