Распечатать

Интервью начальника управления по работе с муниципальными образованиями администрации области А.В.Бурова

«Российская газета. Экономика Южного округа»

22 сентября 2010 года

Не для «галочки»

Четвертый год работа руководителей муниципалитетов Дона находится под постоянным контролем областных властей. Главы одних городов или районов за это время зарекомендовали себя настоящими «отличниками», другим же предстоит серьезная «работа над ошибками».

О том, как оценивается эффективность действий властей на местах, рассказывает начальник управления по работе с муниципальными образованиями администрации Ростовской области Андрей Буров.

— Андрей Владимирович, то, как население оценивают работу местных властей более или менее понятно. За них избиратели либо голосуют на выборах, либо нет. А по каким параметрам качество работы муниципалов может оценивать областное руководство?

Работа по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления со стороны администрации области проводится с 2007 года. Но если первое время мы проводили изучение работы муниципалитетов на основе собственных методик и критериев, то с 2009 года мы ориентируемся на исполнение указа президента РФ № 607. Кроме того, практикуются выездные проверки.

— Что это дает на практике?

Прежде всего, это позволяет оценить работу главы муниципального образования. Там, где руководители проявляют активность и заинтересованность в улучшении жизни населения, есть стабильность и поступательное развитие. В тех территориях, где у глав такой инициативы нет, налицо кризис и отсутствие каких-либо видимых перспектив.

При этом хочу заметить, что основной целью оценки эффективности муниципалитетов, является не наказание руководителей отстающих территорий, а оказание им реальной практической и методической помощи.

Во-первых, такой анализ дает возможность выявить слабые места в социально-экономическом развитии каждого муниципального образования. Во-вторых, по итогам разрабатываются и внедряются антикризисные мероприятия, что позволяет стабилизировать социально-экономическую ситуацию в территории и сформировать точки роста. Кроме того, система полученных показателей используется органами местного самоуправления для корректировки различных муниципальных программ.

— Можно ли выделить какие-то общие проблемы в муниципалитетах?

Все проблемы, которые мы выявляем по итогам оценки, условно можно разделить на две группы. Первая — проблемы, решение которых сопряжено с большими финансовыми вливаниями: капитальный ремонт и строительство инженерной инфраструктуры, объектов социальной сферы и так далее. Здесь мы обращаем внимание на эффективность применения органами местного программно-целевого метода управления, внедрения механизмов стратегического планирования. Вторая группа — вопросы, решение которых не требует бюджетных затрат. Это те проблемы, о которых постоянно говорит в ходе своих ознакомительных поездок по муниципальным образованиям губернатор области. И возникают они, как правило, из-за отсутствия инициативы у некоторых глав территорий, неумения и нежелания работать в современных экономических условиях.

— Вы упомянули о двух видах оценки муниципальных органов: оценка в рамках 607-го указа президента РФ и оценка по итогам выездной проверки межведомственной рабочей группы. В чем их основное отличие?

В рамках указа № 607 результативность работы местной власти оценивается на основе докладов глав городских округов и муниципальных районов, которые они ежегодно, предоставляют в администрацию области. Доклады глав формируются на основе статистических данных по 47 показателям, сгруппированным по следующим сферам: экономическое развитие, уровень доходов населения, здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, жилищная политика и организация муниципального управления. По второму направлению, как я уже говорил, мы проводим выездные мероприятия и знакомимся с работой органов местного самоуправления на местах.

Оба варианта анализа и оценки дополняют друг друга и позволяют получить наиболее целостную и объективную картину о развитии той или иной территории, а также об эффективности работы местной власти.

— И каковы же итоги оценки эффективности органов местного самоуправления за 2009 год?

В целом хочу отметить, что по 34 из 47 проанализированных показателей (а это 72,3 процента оценок) отмечается положительная динамика. А по 13 пунктам значения показателей сохранились на уровне 2008 года или пошли вниз. С чем это было связано? В первую очередь, отрицательные тенденции в муниципальных образованиях были связаны со снижением доли прибыльных сельхозпредприятий, ростом числа случаев смерти детей в возрасте до 18 лет на дому и в первые сутки в стационаре, несбалансированностью объемов скорой медицинской помощи, снижением доли собственных доходов местных бюджетов. Кроме того, в ряде муниципальных образований не соблюдались сроки ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства, в том числе, находящихся в муниципальной собственности и так далее.

Если говорить об итогах оценки, то лучших результатов по уровню развития среди городских округов за 2009 год достигли Азов, Ростов-на-Дону и Новочеркасск. Последние места заняли Таганрог, Шахты и Новошахтинск. Среди муниципальных районов наивысшую оценку получили Аксайский, Сальский и Усть-Донецкий. Замыкают рейтинг Милютинский, Зерноградский и Советский районы.

Эта информация, кстати, абсолютна несекретна и с оценками муниципалитетов может ознакомиться любой желающий. Все материалы, а также сводные доклады размещены на интернет-сайте администрации Ростовской области www.donland.ru в разделе «местное самоуправление».

— Есть ли механизмы стимулирования деятельности муниципалитетов для достижения лучших результатов?

Разумеется. В областном бюджете для поощрения лучших муниципалитетов предусмотрены гранты в размере 50 миллионов рублей. Их получат муниципальные образования, показавшие наилучшую динамику развития в 2009 году. Среди городов это Гуково, Волгодонск и Батайск, среди районов — Матвеево-Курганский, Дубовский и Песчанокопский. Это не разовая акция, в дальнейшем практика поощрения муниципальных образований, достигших наилучшей динамики развития, будет продолжена.

— Как на практике областные власти могут использовать результаты оценок муниципалитетов? Не изменится ли система оценок в ближайшем будущем?

Жизнь не стоит на месте и областные органы исполнительной власти должны своевременно реагировать на тенденции развития муниципальных образований. Сегодня по каждой отрасли определены точки роста, проблемные направления. И все это будет учтено в областных долгосрочных целевых программах, а полученные результаты будут использоваться областными органами как ориентиры для определения приоритетных направлений деятельности в отношении каждого городского округа или муниципального района области.

Что касается будущего, то в 2011 году мы будем оценивать эффективность деятельности органов местного самоуправления уже не по 47, а по 145 показателям, то есть еще более подробно и взвешенно. Но, я еще раз подчеркиваю, этот анализ проводится не формального подведения итогов работы муниципалитетов, а для того, чтобы определить наиболее волнующие проблемы и создать эффективный механизм их решения.

 

Беседовал Сергей Бондарев

Размещен:
06.10.2010 17:23:24|
Изменен:
06.10.2010 17:35:58

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112

Справочные телефоны, rra@donpac.ru

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации