Распечатать

А.Н.Иванов, начальник управления потребительского рынка товаров и услуг минэкономики области, о принятом законе о торговле (газета "Молот" от 09.02.2010)


Как местной продукции дойти до потребителя

Донские сельхозтоваропроизводители чаще всего не могут продавать свою продукцию через существующие крупные торговые сети. Но теперь ситуация должна измениться. Дело в том, что с 1 февраля вступил в силу Закон «Об основах государственного  регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».  Что уже изменилось и еще может измениться в связи с этим в ближайшее время? На этот и другие вопросы  корреспондента «Молота» Любови Лунёвой ответил  начальник  управления потребительского рынка товаров и услуг министерства экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области Андрей ИВАНОВ.

- Андрей Николаевич, не секрет, что товары, произведенные в области, часто не могут попасть на прилавки известных супермаркетов. Изменит ли  вступивший в силу закон ситуацию в торговле?

- Для того, чтобы закон этот заработал в полном объёме, ещё должно быть принято как минимум шесть постановлений правительства. Должен быть принят и ещё один закон, который внесёт изменения в ряд законодательных актов. В этих документах будет прописана ответственность в КОАПе за нарушения положений этого закона. Дело в том, что закон предусматривает определённые нормы, обязательные к исполнению, но пока не прописаны меры ответственности за неисполнение этих норм.

Что касается самого закона, то дебаты по его принятию шли у нас на протяжении последних пяти лет. Наиболее активно они  идут с 2007 года. Тогда дали о себе знать  первые проявления продовольственного кризиса – мы наблюдали резкий рост цен на продукты питания. Тогда, собственно говоря, в очередной раз обострилось противостояние между производителями, поставщиками продуктов питания и предприятиями торговли. Все начали усиленно перекладывать ответственность на своих контрагентов в части, кто же виноват в подорожании продуктов питания. Торговля обвиняла наших производителей-поставщиков в том,  что у них малорентабельное производство, точнее - низкоэффективное. В свою очередь производители-поставщики упрекали торговых работников в завышении торговой наценки. Примирить и тех, и других и должен новый закон. А хорош он или плох, покажет время. Пока что его называют компромиссным.

Почему? Потому что надо отдавать отчёт: если мы начнём регулировать торговую наценку в торговой сети, её размер  и по прошествии определённого периода времени не увидим эффекта в виде значительного снижения цены, то тогда как следствие этот процесс пойдёт дальше. Мы должны будем регулировать рентабельность у переработчиков. Мы  должны регулировать цены у производителя на сырьё  и пойти по пути жёсткого регулирования цен по всей товаропроводящей цепочке. Потому что торговля - это всего-навсего конечное звено товаропроводящей цепи. Именно здесь покупатель сталкивается со всеми теми проблемами, которые складывались в длинной цепочке от поля до прилавка. Он приходит в магазин и недоволен тем, что дорогое молоко, масло. Но дорого, наверное, не  потому, что магазины в этом виноваты. Вероятно, надо разбираться по всей товаропроводящей цепочке. Закон нацелен на то, что рынок должен сам эти вещи регулировать.

Однако есть в законе и новаторские нормы, которые касаются  многочисленных платежей. В первую очередь, конечно, это отмена всех платежей, кроме платы от объёма реализованного товара. Может быть предусмотрена премия, которая  доплачивается поставщиком торговой сети от объёма  реализованного товара. Размер этой премии не должен превышать 10 процентов  от суммы поставки. Это законодатель регулирует достаточно чётко, хотя не исключено, что появятся какие-то дополнительные условия, но они не могут отражаться в том же договоре поставки, который есть. Я не думаю, что это сразу решит проблему. Она есть и будет до той поры, пока доля крупноформатной цивилизованной торговли не догонит спроса полочного пространства. Желание поставщиков поставить продукцию в крупноформатные сети намного опережает возможности этой сети по предоставлению площадей для этих продуктов. У нас в области продуктами питания торгуют порядка  17 тысяч объектов торговли. Крупноформатная торговля - это немногим более 400 объектов. Но все товаропроизводители хотят работать с крупномасштабными торговыми сетями. Там помимо многочисленных бонусов, платежей, достаточно жёстких условий работы - гарантированность поставок, расчётов, это, если хотите, какая-то плановость во  взаимоотношениях. Работа с остальными предприятиями  торговли, так называемыми автономными, влечёт за собой очень большие затраты на логистику. Даже предприятия,  имеющие хорошую логистику, не  могут себе позволить работать со всеми предприятиями торговли. У нас группа компаний «Алл» (один из наших наиболее эффективных производителей - логистов на  нашем ростовском молочном рынке)  охватывает в лучшем случае 30 процентов из этой сети. Свыше четырех тысяч предприятий  торговли поставляют туда свою продукцию. До остальных они просто не доезжают, потому что нерентабельно ехать с двумя-тремя коробками молока за тридевять земель.

Кроме того, работа с автономными предприятиями торговли связана с большой дебиторской  задолженностью, зачастую очень трудно взыскиваемой.  Рынок достаточно динамичный, и если вы месяц  назад отвезли и поставили туда продукцию, не факт, что через месяц  этот магазин будет по-прежнему работать. Но у крупных сетей свои обоснованные требования. Они справедливо напоминают, что это у нас всё-таки бизнес, а не выставка достижений народного хозяйства. Естественно, крупноформатная торговля может представить на своих полках только то, что реально продаётся, то, что реально приносит прибыль. Они не могут выставлять всё то, что производится. Приоритет отдается  в первую очередь тому, что востребовано покупателем и что приносит  доход.

К тому же это очень высокотехнологичный бизнес. Буквально только что мы получили информацию о сумме уплаченных налогов в бюджеты всех уровней.  Так вот, если говорить об оптовой  и розничной торговле, то она занимает первое место в объёме всех поступлений в бюджет. За прошлый год в бюджеты всех уровней поступило 83 миллиарда рублей, в том числе оптово-розничной торговли 13 млрд. 830 млн.,  4 млрд. 200 млн. – от продажи табачных изделий. 

- Если закон такой несовершенный, зачем он принят?

- Я не сказал, что он несовершенный. Я сказал: для того чтобы он заработал, нужно определённое время, 180 дней отведено на приведение в соответствие с этим законом всей договорной базы. Сейчас идёт работа по созданию этой нормативной базы, которая позволит закону  заработать в полном объёме, такова наша законотворческая практика. Всё-таки лошадь должна быть впереди телеги. Приведу, может, такое детское сравнение: в детстве, наверное у всех были такие пирамидки, когда надо было последовательно,  по порядку надеть кольца. Вот нам дали основание этой пирамидки со  штырём. Каждому раздали по кольцу, кому-то маленькое, кому-то большое, кому-то жёлтое, кому-то красное. У федеральной антимонопольной службы одно, у минпромторга - другое, у субъектов Федерации - свои.  И вот все мы теперь должны на этот закон о регулировании торговой деятельности, строго в соответствии со своим порядком, со своими полномочиями и обязанностями, кольца свои на эту пирамидку надеть, для того чтобы её собрать. Тогда мы и получим весь комплекс законотворческой документации. Кроме того, разрабатывается ещё и региональная программа развития торговли, которая даст возможность регулировать эти сферы деятельности в соответствии с рыночными механизмами, заложенными в этом законе, в соответствии с теми нормами и правилами, которые предусмотрены опять же в этом законе об основах государственного  регулирования.

- И в результате сельхозтоваропроизводители попадут в торговые сети? Покупатель получит низкие цены?

- Будем надеяться. Но это опять же будет зависеть от многих вещей, от того, как грамотно мы соберём эту пирамидку.

Размещен:
18.09.2010 11:37:32|
Изменен:
09.02.2010 16:11:00

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112

Справочные телефоны, rra@donpac.ru

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации