Распечатать

А.Н.Палагина, директор департамента малого и среднего предпринимательства и туризма Ростовской области, о созданном департаменте и курируемых вопросах (Журнал «Деловой квартал-Ростов», № 5, 08.03.2010)


«Становимся ближе к бизнесменам»

В феврале в структуре донской администрации появилось новое подразделение— департамент малого и среднего предпринимательства и туризма. Возглавившая его Анна Палагина в интервью «ДК» рассказала о том, какие механизмы поддержки предпринимателей будут развиваться в ближайшие годы и на какие инвестиции может рассчитывать туристская отрасль Дона.

Появление отдельного департамента малого и среднего предпринимательства, по мнению Анны Палагиной, ощутимо ускорит работу администрации области по поддержке этого сектора, которая с каждым годом растет в финансовом выражении. Достигнуто это будет, в основном, за счет сокращения количества согласовательных и отчетных процедур, а также увеличения скорости прохождения документов.


Средства будут быстрее доходить до бизнесменов

- Какие задачи стоят перед новым подразделением, которое вы возглавили? Чем было обусловлено создание департамента?

— Радикально новых полномочий у нас не добавилось. Мы продолжим заниматься тем, что раньше делали структурные подразделения донского минэкономики. Но темпы работы ощутимо ускорятся. Теперь мы— областной орган исполнительной власти— самостоятельная юридическая структура, подчиняющаяся заместителю губернатора Александру Носкову. Такой шаг увеличит скорость прохождения документов, подготовки рабочих групп, принятия решений. Мы становимся ближе к предпринимателям.

Создание департамента было обусловлено еще и тем, что у нас в разы увеличился объем бюджетных средств, выделяемых на поддержку малого и среднего бизнеса. Если в 2008 г. он составлял порядка 50 млн руб., то по прошлому году он был увеличен в 10 раз. И на этот год— не меньше. Естественно, есть процедуры отчетности, оформления, согласования, федеральных проверок. При появлении отдельного департамента средства будут быстрее доходить до бизнесменов. Также с 2009 года мы перешли на софинансирование муниципальных программ развития субъектов МСП. Конечно, проще делать это в рамках департамента, потому что конкурсные процедуры будут завершаться здесь.

- Изменится ли как-то управление недавно созданным Гарантийным фондом?

— Минэкономики было уполномоченным органом по развитию предпринимательства, поэтому оно выступило учредителем Гарантийного фонда. А вот функции высшего органа управления перейдут к нашему департаменту, поскольку мы становимся администраторами этой программы. Более того, мы намерены докапитализировать Гарантийный фонд в ближайшее время. Замена действующего лица, которое будет координировать работу с банками-партнерами фонда, конечно, произойдет.



«Мы не стали поставщиками безработных»

По словам г-жи Палагиной, кризис сказался лишь на финансовых показателях деятельности малых и средних предприятий региона. Что касается их количества, то оно даже выросло. Однако наиболее важный с социальной точки зрения показатель – среднесписочная численность работников таких предприятий, говорит о том, что волны сокращений в этом секторе донской экономики удалось избежать.    

- Каковы итоги развития малого и среднего бизнеса Ростовской области за прошлый непростой год?

- Есть четыре базовых показателя, по которым оценивается этот уровень. Первый – это количество малых и средних предприятий. И оно у нас выросло, несмотря на кризис – с 34 тысяч до 38,5 тысяч. Второй - среднесписочная численность работников. Этот показатель остался примерно на том же уровне. По третьему параметру - обороту предприятий МСБ – уменьшение идет в два раза. Но это данные за 9 месяцев 2009 г., а по оценкам экспертов, за весь год мы выйдем процентов на 90%. С выручкой понятно – разрушились многие хозяйственные связи. И по четвертому показателю - инвестициям в основной капитал идет снижение, очевидно, что бизнес сосредоточился на выживании. Однако, эта аналитика говорит о том, что мы не стали поставщиками безработных.

— Какие меры в развитии МСБ вы считаете наиболее эффективными в сложившихся экономических условиях? Намерены ли вы предлагать или внедрять дополнительные механизмы поддержки?

- Сразу скажу, что объемы этой поддержки увеличены и в ближайшее время уменьшаться не будут. Мы сегодня подводим итоги только первого года реализации Областной целевой программы развития малого и среднего предпринимательства, впереди еще два. Что касается конкретных программ, то есть, конечно, базовые вещи, от которых мы не откажемся. Мы и дальше будем поддерживать донских предпринимателей, идущих по инновационному пути развития, поэтому обязательно останется субсидирование процентной ставки по кредитам, особое внимание при этом уделяется кредитным средствам, привлеченным на модернизацию производства. Планируем увеличивать объем средств, которые направляются на лизинг в этой сфере. Нам сейчас федерация предлагает отработать схему, и мы это оперативно сделаем, при которой мы сможем компенсировать первый лизинговый платеж.

Также в последний год появились и новые формы поддержки, которые мы будем развивать: компенсация затрат на обучение персонала и на техприсоединение к сетям: электрическим, газораспределительным водопровода и канализации. Начали работу Гарантийный фонд и ЕвроИнфоКорЦентр. Разработана программа, позволяющая сформировать и вести межведомственный банк данных проверок предпринимателей. Что касается этого года, то мы планируем расширить перечень прямых форм поддержки за счет предоставления субсидий в целях возмещения части затрат на реализацию программ энергосбережения и на приобретение банковских гарантий, поручительств третьих лиц, страховых взносов.

Тут важно понять, что мы ничего не придумываем, не берем из воздуха. Прежде чем что-то внедрять, мы проводим опрос бизнес-сообщества, структур, с которыми предприниматели взаимодействуют – интересуемся, на что, по их мнению, нужно направить средства.

— А как организован сбор этой обратной связи?

— Во-первых, на нашем информационном портале «Малый и средний бизнес Дона» есть раздел, где можно поучаствовать в экспертизе законопроектов и постановлений, которые находятся в разработке. Во-вторых, мы все свои проекты рассылаем экспертам. Допустим, когда мы разрабатывали программу по компенсации затрат на техприсоединение к сетям, то разослали проект в службу по тарифам, в энергоснабжающие организации, водоканалы и пр. Они подсказали, как и в чем можно подкорректировать программу. Также выносим наши идеи и разработки на открытые обсуждения на конференциях, форумах, которые периодически проводим. Раздаем участникам таких мероприятий анкеты, опросники, снимаем обратную связь предпринимателей. Потом все это собираем, анализируем, и для нас это становится своеобразной программой действий на год.

Кстати, как у нас в прошлом году, в кризисное время, появилась такая форма поддержки, как компенсация затрат на обучение?  Мы стали оперативно собирать мнения представителей бизнес-сообщества – на что им сейчас не хватает средств, в чем мы можем им помочь? Они нам и подсказали эту идею. Причем мы не стали привязываться к базовым вузам, к каким-то громоздким системам и компенсировали затраты на любое обучение — будь то техника безопасности или переобучение рабочим специальностям. И средства моментально пошли в дело. 

— Как департамент будет помогать донским предпринимателям противостоять излишнему напору проверяющих и контролирующих органов? 

- Есть, конечно, вечные темы, которые не хочется, так скажем, «забалтывать». На самом деле, эта – самая болезненная.

Предприниматели постоянно обращаются к нам с жалобами на действия тех или иных структур, и если мы видим, что права действительно нарушены и это не просто эмоциональная оценка, то становимся на их защиту. У нас на базе Ростовского регионального агентства поддержки предпринимательства есть квалифицированная группа юристов, которые в состоянии сразу диагностировать проблему, содержащуюся в жалобе и принять решение – можем ли помочь. Но чтобы не доводить до такой ситуации, советую звонить по телефону горячей линии 262-35-15 – эта услуга для предпринимателей бесплатная. Мы всегда просим звонить на начальном этапе. Именно потому крайне важно при этом в целом повышать правовую грамотность предпринимателя. В 2009 году мы запустили в 34 муниципалитетах области пилотный проект по оказанию информационно-консультационной поддержки бизнесменам и тем, кто решил организовать собственное дело. Это и личные приемы, и заочное консультирование по телефону «горячей линии», и в сети Интернет. Кроме того, мы организовали ежемесячные выездные семинары. В этом году данная работа продолжится. Направление юридической помощи мы, безусловно, будем тоже наращивать. Вот свежий пример – проблема с Соборной площадью. Понятно, что это исторический центр города, который надо облагораживать. Есть комплексный план развития. Но, с другой стороны, есть конкретные люди, которые там арендовали павильоны. Мы договорились с городом, подключился главный архитектор, и сошлись на том, что дадим предпринимателям еще год. Так как все равно там завтра реконструкция не начнется. Так что часто приходится выступать медиаторами – договариваться. Есть вещи, где права прямо нарушены и тогда мы советуем идти в судебные органы.

Также у нас по поручению Губернатора с 2009 года действует межведомственный банк данных о проверках контролирующими органами. Поименный перечень субъектов хозяйственной деятельности, в отношении которых будут проводиться проверки, можно увидеть на нашем портале «Малый и средний бизнес Дона».



Свои заявки в сфере туризма будем отстаивать основательно

По мнению Анны Палагиной, у Ростовской области сейчас есть все шансы получить серьезную финансовую поддержку из федерального бюджета на развитие туристской инфраструктуры побережья Таганрогского залива. Об этом говорит ряд факторов: и основательность заявки, которую подготовил наш регион, и тот факт, что уже этой весной именно у нас планируется провести расширенное заседание президиума Коллегии по туризму Минспорттуризма РФ, на которое будут приглашены практически все субъекты РФ.

- Что вы намерены предпринимать для развития туризма на Дону? Как кризис сказался на этой отрасли?

Осознание того, что для полноценного развития туристической отрасли и привлечения инвесторов необходимо создание серьезной программы, пришло к нам еще в 2007 году. И она была принята на 2008-2010 годы. Мы сконцентрировали усилия на четырех основных направлениях: развитие инфраструктуры, формирование новых турмаршрутов, активное продвижение туристского продукта на российском и международных рынках под единым брендом "Серебряная подкова Дона" и, наконец, господдержка субъектов этого бизнеса. Конечно, кризис внес коррективы в наши планы. В 2009 г. объемы финансирования мероприятий Программы из областного бюджета сократились почти на 70% и составили около 26 млн руб.

С другой стороны, пострадала и сама отрасль, причем ощутимее многих других: туристические проекты зачастую шли как добавка к основному бизнесу у наших местных инвесторов, поэтому они в период кризиса их свернули. Тем не менее, несмотря на эти сложности, в 2009 г. продолжилось строительство и реконструкция 35 объектов туриндустрии. Объем внебюджетных инвестиций на их реализацию составил около 600 млн. руб. Объем господдержки инвесторов в сфере туризма — 5,7 млн. руб., а действующих субъектов туриндустрии – 3,4 млн.рублей.

— В Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации туризм определен как отрасль стабильного наращивания внутреннего спроса. Повлияло ли это на корректировку планов в проведении туристских мероприятий области, направленных в частности на развитие побережья Таганрогского залива?

— В соответствии с планом реализации антикризисной программы сейчас разрабатывается федеральная целевая программа развития внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011 - 2016 гг. Наша область направила свои предложения в Минспорттуризм РФ. Они касаются строительства инженерной инфраструктуры для создания Приазовского туристско-рекреационного комплекса, связанные в первую очередь с водообеспечением и берегоукреплением. И мы оказались в числе 10 российских регионов, проекты которых рассматриваются сегодня как перспективные, а значит и возможные для финансирования из федерального бюджета. В начале февраля состоялся первый этап согласования мероприятий, заявленных в федеральную программу, и теперь перед нами стоит задача пройти всю процедуру оформления софинансирования расходов по развитию туризма Нижнего Дона и Приазовья.

- Каковы наши шансы попасть под действие этой программы?

- Если эта программа состоится как федеральная – а это будет зависеть от возможностей федерального бюджета, то высока вероятность того, что Ростовская область там останется. Наша заявка выполнена на высоком уровне: она основана на маркетинговых исследованиях, в отличие от ряда регионов, которые только начинают этим заниматься. Плюс мы два года проводили исследование потока неорганизованных туристов. И, как выяснилось, он у нас, несмотря на кризис, вырос – на 35% в прошлом году и достиг 160 тысяч человек. То есть даже косвенные данные говорят о том, что интерес к нашему региону растет. 

Дело еще в том, что берегоукрепление – это федеральная функция, и мы как субъект федерации не имеем права тратить на это деньги. К тому же затраты на берегоукрепление несопоставимы с финансовыми возможностями ни Ростовской области, ни Краснодарского края. И если финансирование этой программы будет предусмотрено в федеральном бюджете, то мы, конечно же, будем серьезно отстаивать свои заявки на эти деньги. То, что сегодня к Ростовской области относятся как региону перспективному для туризма и отдыха, говорит тот факт, что уже этой весной на ее территории планируется провести расширенное заседание президиума Коллегии по туризму Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ, на которое будут приглашены практически все субъекты РФ. А осенью Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) вышло с предложением организовать в 2010 г. на Дону первый фестиваль неигрового кино «Свидание с Россией», посвященный туристской привлекательности российских регионов.

Беседовал: Владимир Колодкин

Размещен:
18.09.2010 11:37:31|
Изменен:
15.03.2010 12:58:00

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112

Справочные телефоны, rra@donpac.ru

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации