Распечатать

Т.Ю.Быковская, министр здравоохранения Ростовской области, о новых проектах в здравоохранении (Журнал "Форум" №1 (27) январь-февраль 2010)

О ПЕРСПЕКТИВАХ  И  ЛЮДЯХ


Это интервью с  министром здравоохранения Ростовской области Татьяной Юрьевной Быковской начинается вопросом о новых проектах в здравоохранении, которые будут реализовываться в 2010 году, и заканчивается словами о том, что все зависит от конкретного человека и от слаженности работы команды. Так в жизни и есть: все проекты, новации, реформы и будничные  задачи   в конечном итоге упираются в «личностный фактор», в человека, в его «хочу» и «могу». И конечный результат зависит от того, на своем месте человек или нет. И, наверное, это ключевая мысль не только данного интервью, но и, вообще, дня сегодняшнего.

-­ Татьяна Юрьевна, какие новые проекты будут реализовываться в здравоохранении области в этом году?

­ В 2010 году мы продолжаем заниматься вопросами, связанными с профилактикой заболеваний.  Наряду  с Центрами здоровья для  взрослых, которые уже созданы и работают,  начинаем создавать детские  Центры здоровья.  Главная цель их  работы ­   формирование здорового образа жизни у подрастающего поколения.  В них  будут проводиться   скрининговые  исследования  состояния здоровья детей, обучение родителей методам формирования здорового образа жизни своего ребенка с самого раннего возраста. На создание  детских  и уже действующих  центров из федерального бюджета выделяется 12,6 миллионов рублей и   16  миллионов ­ из областного  бюджета.

Центры здоровья  для взрослого населения  заработали с  декабря  минувшего  года. В Ростовской области их 14 (6  расположены в Ростове, остальные – в  городах  области). Надо сказать, что сомнения скептиков по поводу  степени  востребованности центров не оправдались:  обращений так много, что   лучше  воспользоваться  возможностью  предварительной записи.  

Еще одна проблема, которой  будет уделено много внимания в 2010 году, ­  пренатальная (дородовая) диагностика нарушений развития плода. Это новое направление в рамках национального проекта «Здоровье». Ростовская область, наравне с Москвой и Томском,   вошла  в пилотный проект.  Этого удалось  достичь,   поскольку на областном уровне  мы  уже давно занимались  проблемой, и уже  есть подготовленные специалисты, опыт, очень сильная медико­генетическая лаборатория на базе Ростовской областной клинической больницы №1. То, что сегодня коэффициент младенческой смертности в области составляет 9 (а  не 12,6, как это было два года назад), ­ результат    в том числе и  пренатальной  диагностики. Благодаря ее возможностям мы в прошлом году  более  чем  в 150 случаях  выявили   несовместимые с жизнью пороки развития плода. В  рамках  этой программы  нацпроекта  мы  в течение  нынешнего  года  получим из федерального центра  три аппарата  экспертного класса. 

Детские  Центры здоровья и дородовая диагностика – это два новых направления 2010-­го  года. Также в этом году мы продолжаем  развивать  проекты по  организации  оперативной  медицинской помощи на дорогах. Алгоритм взаимодействия ГИБДД и  «Скорой помощи», который мы отработали во время учений на трассе М­4 «Дон», будем  тиражировать  для   всех  медицинских  учреждений  области.

Очень  важный этап:  с  1 января в Ростовской области   масштабно  начала действовать сердечно­сосудистая программа. В полную силу заработал региональный сосудистый центр на базе Ростовской областной клинической больницы, а также три первичных его отделения (на базе БСПМ­2 г. Ростова­на­Дону, в Таганроге и Каменске­Шахтинском), в которых оказывается экстренная помощь пострадавшим от инфаркта и инсульта. То есть на сегодняшний день в области сложилась единая логическая структура оказания помощи больным с сердечно­сосудистыми заболеваниями: центр кардиологии и сердечно­сосудистой хирургии занимается плановыми высокотехнологичными операциями, а сосудистый центр и его отделения – острыми инфарктами и инсультами.

Сегодня уровень оборудования, которое было приобретено за счет средств федерального бюджета, уровень используемых инновационных технологий, уровень специалистов позволяют нам на самых первых этапах развития  заболевания  увидеть его  и предотвратить катастрофу.  Мы начали  широко  применять методику тромболизиса, использование которой  в  первые три часа развития ишемического инсульта  позволяет восстанавливать те функции человека, которые в противном случае могли быть утрачены. То есть еще вчера человек остался бы инвалидом,  а  сегодня у него есть шанс избежать этого.  (Подчеркну:  речь идет именно об ишемическом инсульте, т.е. возникновении  только тромба, а  не  об инсульте  геморрагическом, когда имеем дело с кровоизлиянием.) 

-­ За три часа медики  успевают оказать эту помощь?

Самый главный вопрос...  Мы сделали всё, чтобы успевали. Для бригад скорой помощи разработан специальный алгоритм действий в случае вызова к больному с инсультом. Его должны доставить в сосудистый центр, к  специально оборудованному  отдельному  подъезду, чтобы  пациент  не попал в общий поток. В центре проводится быстрая диагностика, выясняется, показан ли данному больному метод тромболизиса и т.д.

Кроме того,   разработаны  и выполняются  все стандарты ранней реабилитации: пациента учат быстро восстанавливать  функции,  утраченные  в результате поражения головного мозга. Во всех первичных отделениях сосудистого центра есть для этого  прекрасные  возможности:   от специальных тренажеров  до  имитирующих комнат­«кухонь»,  где специалисты помогают людям, перенесшим инсульт,  заново осваивать необходимые движения, пользоваться приборами, ­ словом,   восстанавливаться. 

-­ Есть  ли  какая-­то статистика по этому направлению работы?

­ Подводить первые итоги можно будет в конце года. Но могу сказать, что даже по результатам 2009 года в рамках  организационных мероприятий,  проведенных  при подготовке к вхождению в эту программу,  мы констатируем  сокращение смертности от сердечно­сосудистых заболеваний почти на 3%. Вроде бы  цифра небольшая, но за ней – множество спасенных жизней.

Наша перспективная задача – охватить этой работой всю область, чтобы жители всех районов имели равные возможности для получения помощи при сердечно­сосудистых заболеваниях. В  нынешнем  году запланировано открытие первичных отделений сосудистого центра в Новочеркасске, Шахтах, Волгодонске. Для Ростовской области это важная задача, поскольку показатель заболеваемости инсультами и инфарктами у нас выше, чем в среднем по России. С чем это связано? С моей точки зрения, с высоким темпом жизни  и, как следствие, высоким уровнем стресса у наших жителей – все­таки область является одним из наиболее интенсивно развивающихся субъектов РФ.

Вообще же, проблема сердечно­сосудистых заболеваний назрела для России в целом. Да, пока  мы  решаем  ее  в скоропомощном  режиме, хотя в развитых странах ею  давно   занимаются в профилактическом порядке. К примеру, в стандартах оказания медицинской помощи  в  США прописано, что мужчине  старше 45 лет  раз  в год  необходимо  делать коронарографию; если  результат  исследования настораживает,    проводится  постановка  стента,  который  предотвращает  возникновение  инсульта или инфаркта.  У нас пока не так. 

-­ Когда  и  у нас будет ТАК?

­ Вы видите,  здравоохранение  идет  вперед семимильными шагами.  Еще два года назад сложно было представить,  что мы  сделаем всё то, что имеем сегодня.  Национальный проект  «Здоровье»  развивается вширь и вглубь; вы видите, реализуются  новые программы,  пробуются пилотные, очень важные  для страны проекты, отрабатываются алгоритмы. Всё это  сопровождается   серьезным  финансированием, несмотря на  кризис.  Причем,  процессы идут синхронно; нет того, от чего мы страдали в прошлые годы:  федерация готова – регионы не готовы, и наоборот.  Мы научились  работать, как говорится, «в ногу».

Но здесь играет роль и вопрос менталитета, отношения к своему здоровью. К примеру, что мешает российским женщинам  раз в год  обязательно  делать  маммографию? Сегодня рак молочной железы – не проблема ни в одной цивилизованной стране мира, кроме России.  Выявление  рака  молочной железы  в 3­4 стадии  ­ это ЧП для стран  Евросоюза.  Там заболевание выявляется на ранних стадиях и поддается лечению.  К сожалению, в нашей стране  довольно типична иная ситуация…

Но при всем этом  сегодня мы уже пришли к решению самых сложных и важных в плане сохранения нации проблем: к сокращению числа погибающих от сердечно­сосудистых, онкологических заболеваний и дорожно­транспортных происшествий.

 Надо отдать должное руководству  России:  выбрав здоровье нации в качестве приоритета,  страна  идет в этом направлении, несмотря ни на какие трудности. И результаты есть. В том, что в Ростовской области происходит постепенное снижение смертности, есть заслуга и здравоохранения. Да, пока что естественный прирост населения у нас со знаком минус, но разрыв сокращается. Важно, что у медиков появились возможности влиять на ситуацию. Наши акушерские стационары сегодня хорошо оснащены, и мы можем выхаживать тех детей, которые раньше были бесперспективны. И мы видим рост рождаемости: несмотря на кризис, показатели рождаемости в 2009 году выше, чем в 2008.

В феврале мы проводили  собеседования с главными врачами медицинских учреждений области  по итогам прошлого года.  Обсуждали и вопрос об эффективности  вложений,  если хотите – инвестиций, сделанных  государством  с 2006 года   в здравоохранение.  Сегодня очень важно   понять,  в чем  конкретно мы неэффективны.

-­ Собеседование с главными врачами, о котором вы говорите, ­ это обычная практика   работы?

­ Руководители медицинских учреждений всегда сдавали годовой отчет. Пять лет назад мы стали практиковать и форму собеседования. На него приглашаются главврачи всех учреждений, работающих в системе здравоохранения.  Специально сформированная  комиссия  рассматривает  все вопросы, связанные с их работой.  В прямой беседе  по всему спектру проблем  высвечивается многое: и  уровень работы главных врачей, и их  профессиональный  рост,  а иногда  и  невладение  ситуацией – такое тоже бывает.  Да  и у руководителей ЛПУ  появляется возможность донести до нас свои проблемы.

По итогам  собеседования мы  направляем информационные письма  главам районов, где сообщаем о достигнутых за год результатах и высветившихся проблемах, которые главврачи не всегда способны решить самостоятельно.

К примеру, есть район, где наблюдается сокращение выделяемых  средств на медикаменты в фельдшерско­акушерские пункты.  Декларируется, что  подобным образом  в районе  оптимизируют  бюджет  в период кризиса. И мы в письме предупреждаем главу о недопустимости такого  подхода.  Если  просьбы, призывы  и  предупреждения не помогают,  ­ значит, не дожидаясь социального взрыва в районе, придется  (и порой приходится, не скрываю)  обращаться за помощью к Губернатору,  в  Контрольно­счетную палату.

К сожалению, иногда приходится прибегать к таким методам, поскольку сегодня министр здравоохранения может оказывать прямое влияние только на  областные  учреждения здравоохранения, а на муниципальные – лишь опосредованно. Это создает определенные сложности. К примеру, коэффициент младенческой смертности является одним из показателей  эффективности  деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. Но ведь он складывается из работы не только областных,  но и муниципальных медицинских учреждений.  Поэтому, конечно,  очень важны  ответственная позиция   руководителя территории,  его  умение работать  в команде,  в плоскости понимания  задач  здравоохранения.

­ Но ведь здравоохранением района, города  занимается  не глава администрации района, не   мэр города...

­ Не соглашусь с вами. Здравоохранением района занимается глава, так же, как и здравоохранением области ­ Губернатор. Потому что они определяют стратегию. В конечном итоге, всё зависит от бюджета, его направленности, стратегических целей,  задач и  контроля  за  их решением.

Руководитель муниципального органа управления здравоохранения  района –  носитель идей  и исполнитель.  Без сомнения, это должен быть грамотный специалист, способный донести до  руководителя  территории   те нужды, проблемы, мысли, которые есть. Поэтому мы и настаиваем на согласовании с Минздравом РО руководителей органов управления здравоохранения  в районах. Безусловно, юридически глава имеет право самостоятельно решать вопросы назначения и освобождения от этой должности, но ведь деньги на здравоохранение выделяются из федерального и областного бюджетов, и мы должны понимать, кто ими распоряжается, и как они будут использованы. Позиция Губернатора Ростовской области В.Ф. Чуба в этом отношении совершенно четкая. Сегодня у нас со всеми главами администраций подписаны соглашения, согласно которым вопросы назначения и освобождения от должности главных врачей ЛПУ согласовываются с министром здравоохранения.

Но, при всей значимости личности главного врача,   если он не может «достучаться» до главы администрации, то вопросов здравоохранения не решит.  Наглядная иллюстрация  ­ Азов.  При прежнем мэре  главный врач ничего не мог сделать, при нынешнем – решает  все вопросы. Умный мэр слушает и слышит руководителя здравоохранения,  только при таком тандеме  здравые мысли  воплощаются  в жизнь.

-­ Татьяна Юрьевна,  назовите, пожалуйста,   территории, где фиксируется необоснованно больше  проблем, чем в  других…

­ К примеру, Константиновский район, где при всем моем  сопротивлении был назначен предыдущий главный врач. Быть хорошим человеком – как известно, не профессия;  важны организаторские  качества,  а здесь изначально были очевидны  пробелы.  Результат – развал здравоохранения в районе. Или Дубовский район. Не верю, когда говорят, что  существующие  в районе  проблемы  связаны  с  его отдаленностью.   Не место расположения района важно, а человеческий фактор.  Тот же  Кашарский район: сегодня там нормальная ситуация, в отличие от  того, что было раньше, потому что сейчас там работает  сильный  главный врач, который переживает и болеет за каждую проблему, знает, как ее решать,   и – решает.

Убеждена:  все зависит от конкретного человека и от слаженности работы команды.


 Записала  Евгения Пешеходько

Размещен:
18.09.2010 11:37:31|
Изменен:
29.03.2010 10:16:00

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112

Справочные телефоны, rra@donpac.ru

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации