Распечатать

А.Н.Палагина, директор департамента малого и среднего предпринимательства и туризма Ростовской области, о созданном департаменте и перспективах развития малого бизнеса и туризма на Дону (Журнал "Форум" №1(27) январь-февраль 2010)


Малый бизнес и туризм на Дону:
новый  статус – широкие  перспективы


В начале года в структуре Администрации Ростовской области  сформирован новый орган исполнительной власти ­ департамент развития малого и среднего предпринимательства и туризма РО. Создание этой структурной единицы свидетельствует не только о приоритетности направления развития предпринимательства и туризма, но и о больших ожиданиях руководства области в совершенствовании работы.

Директором  департамента  назначена Анна Николаевна Палагина, ранее работавшая заместителем министра экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области. Три высших образования (филология, политология, общий и стратегический менеджмент), ученая степень кандидата философских наук, английский в совершенстве, значительный опыт успешной работы как в бизнесе (руководство группой малых предприятий), так и во властных структурах, – вот штрихи к деловому портрету Анны Палагиной.

-­ Анна Николаевна,  придание  возглавляемому  вами департаменту  статуса  самостоятельного органа исполнительной власти  примечательно не только само по себе, но и в проекции  времени, когда это сделано, ­  время нелегкое…   И тем не менее  это сделано именно сейчас.

­ Думаю, что для принятия такого решения были причины формального и содержательного характера. Содержательная сторона заключается в том, что сектор малого и среднего предпринимательства «устоял» в кризисный период. В прошлом году, когда в экономике все зашаталось, когда кризис  заметно  ударил по лидирующим отраслям Ростовской области, мы увидели, что малый бизнес реагирует на изменившуюся ситуацию болезненно, но не катастрофически. То есть  он оказался наиболее устойчивым. И если крупные предприятия зависели от решений федерального уровня, то на потребности малых и средних мы смогли оперативно отреагировать на уровне области.

Был предложен комплекс доступных мер поддержки бизнеса в кризис. Так, мы отредактировали и наполнили новыми мероприятиями Областную целевую программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства на 2009­2011 гг. Ее бюджет был сохранен в полном объеме: 227,3 млн. рублей из средств областного и более 470 млн. рублей из средств федерального бюджетов. Но самое главное ­ мы смогли донести эту поддержку до конкретных получателей.

Как  показывают оперативные данные за 2009 год,  эта работа дала положительные результаты: увеличилось количество хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства (сегодня в Ростовской области их насчитывается 38,5 тыс.), было зарегистрировано больше индивидуальных предпринимателей, чем в 2008 году (более 155 тыс.  по состоянию на 1 октября 2009 г., что на 8 тысяч больше, чем за тот же период 2008 г.), выросло число занятых в секторе малого бизнеса. То есть  наблюдаются устойчивые тенденции роста. Мы это видим как по макропоказателям, так и в разрезе почти тысячи предприятий, которые являются получателями поддержки в рамках Областной целевой программы. Они не только смогли сохранить рабочие места, но и создали 2300 новых. Кроме того, из числа бывших безработных  зарегистрировано 3400 предпринимателей. Из трех уровней бюджета профинансировано более 580 стартапов, из них 216 – проекты бывших безработных. Конечно, по некоторым показателям в прошлом году был спад ­
 например, чуть просел оборот, был провал по инвестициям, ­
но в целом результаты неплохие. И это было отмечено.

Параллельно  по нашему подразделению объективно вырос объем административной работы, выполнять которую в рамках  минэкономики РО стало достаточно сложно. Поэтому с целью повышения эффективности, как прописано у нас во всех документах, департамент и был выделен в самостоятельный орган, что уже само по себе говорит о том, что направление малого и среднего бизнеса усиливается, становится ключевым.

Надеемся, это будет замечено не только чиновниками, но и предпринимателями. Для нас, на самом деле, очень важно, чтобы данная модернизация способствовала более тесному контакту с предпринимателями, оперативности обратной связи, повышению эффективности взаимодействия с областными и федеральными структурами власти, ускорению всех процессов.

­- Какие задачи стоят перед самостоятельным теперь департаментом? Какими будут основные направления работы в 2010 году?

­ Губернатор поставил перед нами задачу перехода на современные оперативные методы работы с предпринимателями. В принципе, мы уже развиваем это направление. Так, в 2009 году стартовал пилотный проект по оказанию информационно­консультационной поддержки предпринимателям и гражданам, решившим организовать собственное дело. Он охватил 34  муниципальных образования области, где удалось наладить ежедневное консультирование. Теперь все желающие могут лично, по телефону или посредством сети Интернет получить грамотные советы, касающиеся организации, ведения бизнеса, государственной поддержки и т.д. Мы довольны первыми результатами: за информационной помощью уже обратилось почти 7 тысяч граждан. Ставим перед собой задачу наладить такие консультации во всех территориях области и охватить как можно больше предпринимателей.

Надо отметить, что активная консультационная работа ведется через сайт Администрации РО (www.donland.ru) и портал «Малый бизнес Дона» (www.mbdon.ru). В настоящий момент мы привлекаем к ней профессиональных аудиторов. Планируем модернизировать портал ­ сделать его более оперативным и современным инструментом. Он очень востребован и сегодня уже просто не справляется с теми объемами информации и запросов, которые через него проходят.

Также ставим перед собой задачу оказания юридической помощи субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП). Законодательство  усложняется, но по­прежнему требования проверяющих не делят бизнес на малый, средний и крупный, а существующие нормы и регламенты рассчитаны отнюдь не на малый бизнес. К сожалению, предприниматели пока не достаточно широко пользуются возможностями информационной поддержки, но мы видим, что те, кто хоть раз получил нашу консультацию, обращаются к нам вновь. То есть это направление перспективно, мы считаем его очень важным.

Будем продолжать и работу по повышению образовательного уровня предпринимателей, поскольку она доказывает свою эффективность. В прошлом году мы увеличили количество образовательных программ, и они все оказались востребованными: конкурс на обучение составлял 2­3 человека на место. Было проведено 83 семинара, в которых приняли участие 2,5 тысячи предпринимателей. Средства, предусмотренные в бюджете на компенсацию затрат на обучение персонала, «разошлись» очень быстро. Это была новая форма поддержки в рамках областной целевой программы, как и компенсация затрат на техприсоединение к коммунальным сетям. В 2010 году мы вновь расширяем перечень субсидий субъектам МСП. В него включается возмещение части затрат на реализацию программ энергосбережения и на приобретение банковских гарантий, поручительств  третьих лиц, страховых взносов.

Еще одно очень важное, с нашей точки зрения, направление работы связано с поручением Губернатора Владимира Федоровича Чуба: задача ­ сформировать межведомственный банк данных проверок предпринимателей. Прокуратура размещает такую информацию в соответствии с федеральным законом. Мы увидели, что это очень хорошая мера. Предупрежден –  значит  «вооружен»: у предпринимателя появляется возможность подготовиться и успешно пройти проверку.  Здесь  наша позиция такая:  надо дать возможность бизнесу  исправить  свои ошибки и пробелы к  периоду ожидаемой проверки  и работать дальше; будет ли нам лучше, если по результатам  неожиданной проверки работа  предприятия  приостановится  на неопределенный срок?..

То есть мы продолжаем работу по тем направлениям, которые оказались наиболее эффективными и востребованными для предпринимателей. Ставим перед собой задачи введения новых форм поддержки МСП, увеличения объемов финансирования областной целевой программы. В том числе мы планируем в этом году вдвое  увеличить сумму межбюджетного трансферта на софинансирование муниципальных программ развития субъектов МСП. В 2009 на эти цели было выделено 89 млн. рублей.

-­ Анна Николаевна,  очень важно, насколько эффективно  действуют муниципальные программы  государственной  поддержки  малого и среднего бизнеса.  Ведь цель – приблизить  действительно очень широкий спектр  мер поддержки к  предпринимателям.   Какова здесь картина?

­ В разных муниципальных образованиях  результаты очень разные. Например,  как эффективную  можно отметить работу административной команды Белокалитвинского района, где программа получила развитие практически по всем направлениям – субсидирование основных и оборотных средств в приоритетных сферах, процентных ставок по кредитам, начинающих предпринимателей и т.д. Из средств муниципального бюджета на мероприятия программы израсходовано 842,6 тысяч рублей.  Хорошие результаты   очевидны в   Таганроге, Октябрьском  сельском  районе  и других муниципальных образованиях. Вообще, работу в 37 территориях мы оцениваем положительно.

И одновременно, есть районы, которые неприятно удивили.  Орловский район: 0 рублей 0 копеек «израсходовано»  на программу из собственного бюджета;   средства, перечисленные на условиях софинансирования из областного бюджета, также «повисли». При этом по показателям мы видим, что районные субъекты МСП прокредитовались  в прошлом году на 100 миллионов рублей, а из средств государственной поддержки почему­то ничего не смогли получить. Такая  же ситуация в Милютинском районе и ряде других. Парадокс состоит в том, что раньше муниципалитеты жаловались на отсутствие денег для того, чтобы вести эту работу, но,   получив средства из областного и федерального бюджетов, не смогли  ими распорядиться.

-­ Непонятно, в  чем  причины  бездеятельности… Деньги выделены,  алгоритм  отработан. По сути, дело лишь в исполнительской  дисциплине.

­ Не зря говорят о том, что малый бизнес – это лакмусовая бумажка, показывающая  степень эффективности  административной команды. То есть реализация муниципальной программы развития субъектов МСП – это показатель качества управления в муниципалитетах. Хорошие результаты сегодня  демонстрируют  территории,  где  есть системный подход, грамотный специалист в администрации, отвечающий за эту работу, и инфраструктура для работы с субъектами МСП – Фонд поддержки предпринимателей, Агентство поддержки малого бизнеса, Совет предпринимателей и т.п.  Там, где  эти  инструменты  не созданы,    малый бизнес существует сам по себе, а администрация – сама по себе. В этом году будем стараться улучшить ситуацию ­ работа с муниципалитетами остается одним из приоритетов Департамента.

Отдельным территориям мы будем уделять повышенное внимание. В частности,  городу  Гуково, который вошел в  федеральный  проект  развития  моногородов. Для него разработана специальная программа развития субъектов МСП, включающая увеличение средств  в фонде микрофинансирования, создание полноценного бизнес­инкубатора, расширение обучения предпринимателей по краткосрочным программам, более объемную помощь начинающим предпринимателям из числа бывших безработных и достаточно большой объем субсидирования процентной ставки. Перед нами стоит задача привлечения средств из федерального бюджета под эту программу. На подходе еще один моногород – Зверево, которым мы  также будем  адресно заниматься.

­- Анна Николаевна, в 2010 году в Ростове­-на-­Дону будет проводиться несколько весьма значительных мероприятий, связанных с деятельностью  Департамента, в том числе юбилейный 10-­й экономический форум, Российская венчурная ярмарка. Ближайшее важное событие – расширенное  выездное  заседание президиума Коллегии по туризму Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ, которое пройдет в нашем городе в марте. Расскажите о нем чуть подробнее. Почему это мероприятие проводится именно на  Дону?

­ Проведение Коллегии у нас говорит о том, что Ростовская область остается перспективным для туризма и отдыха регионом. В настоящее время разрабатывается федеральная целевая программа развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011­2016 гг.). Ростовская область направила свои предложения в Минспорттуризм РФ, касающиеся строительства инженерной инфраструктуры для создания Приазовского туристско­рекреационного комплекса, связанные в первую очередь с водообеспечением и берегоукреплением. И мы оказались в числе 10 российских регионов, проекты которых рассматриваются сегодня как возможные для финансирования из федерального бюджета. Основные затраты предполагаются на создание инфраструктуры, водоснабжение и водоотведение. Это очень серьезные задачи. Если их  решить, то  для  частных  инвесторов  Приазовье  будет  еще более  привлекательным. 

В начале февраля состоялся первый этап согласования мероприятий, заявленных в федеральную программу, и теперь перед нами стоит задача пройти всю процедуру оформления  софинансирования расходов на мероприятия по развитию туризма Нижнего Дона и Приазовья. Естественно, в связи с этим появляется желание посмотреть, как у нас идет работа в сфере туризма, поэтому заседание президиума Коллегии и состоится у нас.  На Дону есть что показать в этом плане. Кроме того, Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) вышло с предложением организовать в 2010 г. на Дону первый фестиваль неигрового кино, посвященный туристской привлекательности российских регионов – «Свидание с Россией».

­ -То есть на государственном уровне есть  уверенность в перспективности развития туризма  на  Дону.   А  каковы  конкретные цифры, тенденции туристских потоков?

­ В 2007 году мы проводили исследование туристического потенциала Южного побережья Таганрогского залива Азовского моря, по результатам которого были сделаны очень осторожные прогнозы – от 450 тысяч до 1 миллиона туристов в год при условии развития инфраструктуры. Дальнейшие исследования неорганизованного потока туристов показали, что он растет. Таким образом,  усилия,  направленные в 2008­2009 гг. на продвижение туристского продукта «Серебряная подкова Дона»,  оказались не напрасными. По данным за 9 месяцев 2009 г.,  количество туристов сократилось лишь на 11,5%, что не превысило уровня общероссийского показателя. Все лагеря отдыха в прошлом году были заполнены. Признаюсь честно, в пик кризиса мы строили более пессимистические прогнозы.

­- Какие направления туризма развиваются сегодня в Ростовской области?

­ Приоритетным направлением для нас остается деловой туризм. В 2009 году 64,2% туристов, побывавших  на Дону, приезжали с деловыми и профессиональными целями. Большой популярностью пользуются традиционные виды донского туризма: историко­культурный, лечебно­оздоровительный, пляжный, спортивный, круизный, охота и рыбалка. Кроме того, сегодня есть хорошие условия для развития сельского, событийного, этнографического, археологического туризма, а также для популяризации гольфа, скайтсерфинга, виндсерфинга, парапланинга, яхтинга, что может заметно увеличить поток любителей активного отдыха. 

В настоящее время реализуется пилотный проект «Развитие сельского туризма в Ростовской области». Уже сформирован перечень фермерских и личных подсобных хозяйств в Азовском, Куйбышевском, Октябрьском, Усть­Донецком и Шолоховском районах, желающих принять в нем участие. Для предпринимателей, готовых заниматься развитием сельского туризма, предусматривается шесть различных форм государственной поддержки.

­- С 2008 года реализуется областная целевая программа «Развитие туризма в Ростовской области» на 2008­2010 гг. Что уже сделано в рамках ее реализации?

­ В рамках программы мы сконцентрировали усилия на четырех направлениях. Первое – развитие туристской инфраструктуры. За истекший период за счет средств областного бюджета (свыше 18,2 млн. рублей) были произведены ремонт и реконструкция объектов показа музейных комплексов  в ст. Старочеркасской и  в Танаисе. Также появился первый Туристский информационный центр (ТИЦ), предназначенный для оперативного информирования жителей и гостей области о возможностях отдыха на  Дону. В Ростове установлены уже два терминала ТИЦ – в гостинице «Дон Плаза» и в аэропорту. 

Второе направление ­ формирование новых  турмаршрутов. Год назад в едином федеральном реестре туроператоров России было 46 туроператоров области, работающих в сфере внутреннего туризма, а сегодня – уже 56. В дополнение к традиционным экскурсионным турам в Старочеркасскую, Новочеркасск, Таганрог, Азов турфирмами предлагаются маршруты по экологическим тропам Манычской долины, сплавы на плотах по Верхнему Дону, организованный отдых на побережье Таганрогского залива.

Мы предложили господдержку субъектам туриндустрии. Программой предусмотрено субсидирование затрат на приобретение туристских автобусов и маломерных судов, производство сувенирной продукции, классификацию гостиниц, рекламно­информационное сопровождение. Сегодня заключен 21 договор на предоставление субсидий, общая сумма средств областного бюджета на эти цели составила около 5 млн. рублей.  По отзывам  субъектов туриндустрии, наша помощь  важна и существенна.

Наконец, осуществляется продвижение туристского продукта на российском и международных рынках под единым брендом «Серебряная подкова Дона» – на выставках, с помощью интернета, федеральных и региональных медиаресурсов.

­- В какой мере  кризис  сказался  на  развитии   туристско­рекреационного комплекса региона?

­ Конечно, кризис внес коррективы в наши планы. В 2009 году объемы финансирования мероприятий Программы из областного бюджета сократились почти на 70% и составили около 26 млн. рублей. Тем не менее, мы сохранили присутствие  нашего туристического бренда в информационном поле. Содержательно наполнили портал «Донской туризм» (www.dontourism.ru). Сохранили субсидии для субъектов туриндустрии. В 2009 г. продолжилось строительство и реконструкция 35 объектов туриндустрии, в том числе гостинично­оздоровительного комплекса «Темеринда», Международного конгрессного центра и других.

В ушедшем году значимых побед по туристическому направлению не было, но главное, что эта отрасль удержалась на плаву и расценивается сегодня как перспективная. Поэтому, конечно, для нас очень важно проведение заседания президиума Коллегии по туризму Минспорттуризма РФ на нашей территории. Кстати, на это мероприятие приглашены все крупнейшие туроператоры федерального уровня. И это очень хорошо, потому что нам есть  что продемонстрировать.

Размещен:
18.09.2010 11:37:31|
Изменен:
29.03.2010 14:28:00

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112

Справочные телефоны, rra@donpac.ru

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации