Распечатать

Организация контроля исполнения законодательства, регламентирующего сферу противодействия наркомании

Тезисы выступления Самойленко Федора Алексеевича, старшего прокурора 2 отдела управления по надзору за процессуальной деятельностью органов внутренних дел, юстиции и УФСКН (12.02.2009)

Прежде всего, приведу статистические данные рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ и их прекурсоров. В прошедшем году городскими и районными судами, а также мировыми судьями Ростовской области вынесено 2379 обвинительных приговоров в отношении 2608 лиц по уголовным делам указанной категории.

К реальному лишению свободы осуждено 1775 лиц, к лишению свободы условно - 623 лица. При этом за незаконный сбыт из 887 лиц осужденных по 734 делам, реальное лишение свободы назначено 886 лицам, лишение свободы условно - 1 лицу. В 2007 году условное лишение свободы назначалось 15 лицам.

Безусловно, основной мерой пресечения совершения новых преступлений является привлечение к уголовной ответственности сбытчиков наркотических средств и изъятие наркотиков из оборота. В то же время, несмотря на изменения, внесенные в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», запрещающие подстрекательство к совершению преступления, характер провокационных действий, недопустимых со стороны сотрудников правоохранительных органов, законодательно не изложен. Большинство надзорных жалоб, направляемых осужденными в прокуратуру области и Ростовский областной суд, содержит сведения о принуждении лиц к совершению преступлений.

Анализ судебной практики по делам о незаконном обороте наркотиков в 2008 году позволяет выделить ряд проблемных вопросов, касающихся прежде всего стадии проведения оперативно-розыскных мероприятий и предварительного следствия по делам данной категории:

1.   Искусственное создание видимости большого числа преступлений путем проведения множественных проверочных закупок наркотиков у одного лица в
течение   продолжительного   времени   при   наличии   реальной   возможности пресечения его преступной деятельности, что влечет утрату доказательств и ставит под сомнение законность  осуждения  в тех случаях,  когда денежные средства, помеченные при проведении оперативных мероприятий, не изымаются у сбытчика, а непосредственных очевидцев факта сбыта наркотического средства не имеется.

2.        Отсутствие форм документов, утвержденных ведомственными нормативными актами, которыми оформляются действия уполномоченных
органов по проведению личного досмотра сбытчиков наркотических средств. Так, в протоколах личного досмотра, составленных в рамках Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», содержатся ссылки на нормы иных законов, в том числе Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые предусматривают иные основания и порядок проведения личного досмотра, а также иные процессуальные права досматриваемого лица, в том числе право на привлечение к участию в деле защитника.

3.   Недостаточное применение технических средств при документировании преступной деятельности лиц, занимающихся незаконным оборотом наркотиков, являющееся  основной  причиной   слабой  доказательственной  базы  по  делам данной категории, прежде всего, связанным со сбытом наркотических средств группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой.

4. Нарушения норм закона, выразившиеся в отсутствии постановления о проведении оперативных мероприятий в виде проверочной закупки и оперативного эксперимента, а также постановления о предоставлении их результатов, влекущее  исключение материалов оперативно-розыскной деятельности из числа доказательств.

5. Квалификация одного более тяжкого продолжаемого преступления как совокупности менее тяжких преступлений, что неустранимо в ходе судебного разбирательства в связи с ухудшением положения осужденного.

6. Обвинение лиц в покушении на незаконное хранение в целях сбытах ядовитых веществ, в то время как незаконное хранение является оконченным составом с момента совершения преступных действий. Кроме того, органами предварительного расследования предъявляется обвинение в незаконном приобретении наркотических средств и ядовитых веществ без указания места, времени и обстоятельств их приобретения.


Смотри также:

Видеосеминар 12 февраля 2009 г.

Обучение секретарей антинаркотических комиссий

Информация об Антинаркотической комиссии

Координационные и совещательные органы

Размещен:
18.09.2010 12:32:57|
Изменен:
10.03.2011 16:38:29

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112

Справочные телефоны, rra@donpac.ru

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации