Распечатать

Нормативно-правовое обеспечение деятельности антинаркотических комиссий муниципальных образований

Тезисы выступления Луниной Елены Ильиничны,
ведущего специалиста аппарата антинаркотической
комиссии Ростовской области (12.02.2009)

Уважаемые коллеги!

В ряде решений АНК области, информационно-распорядительных письмах АРО по реализации решений АНК в качестве приоритетной цели определено создание единого информационно-правового пространства.

Эта задача вполне конкретна и предполагает следующее:

создание единых баз и банков данных с информацией, необходимой для организации антинаркотической работы;

разработка и реализация межведомственных нормативных документов на региональном и муниципальном уровне;

организация системной работы с информационно-правовыми ресурсами, нормативными актами различного уровня.

Пока эта задача перспективная. Анализ годовых отчетов муниципальных антинаркотических комиссий подтверждает это: существуют разные подходы, разное понимание общих процессов и даже различная терминология. Единство действий пока отсутствует.

Объединить действия можно только на основе общих целей и задач, которые имеются в действующем законодательстве и являются содержанием государственной политики.

Цель сообщения: на основе анализа государственной политики российского государства в области противодействия незаконному обороту наркотиков определить задачи в обеспечении системной работы антинаркотических комиссий и администраций муниципальных образований в данной сфере.

Стратегия государственной политики Российской Федерации в области профилактики наркомании и противодействия незаконному обороту наркотиков.

Стратегия государственной политики в области профилактики наркомании и противодействия незаконному обороту наркотиков – совокупность основополагающих принципов, перспективных целей, тактических задач в данной сфере.

Зафиксирована в законодательных актах и в ряде государственных документов. Список довольно обширный.

Стратегические цели и задачи государства фиксируются в системообразующих документах. К таким документам относятся концепции.

В 1993 году постановлением Верховного Совета Российской Федерации была впервые утверждена Концепция государственной политики в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков. В 1999 году в развитие Концепции государственной политики по контролю за наркотиками Советом Безопасности Российской Федерации приняты и Президентом Российской Федерации утверждены «Руководящие принципы и основные направления деятельности в Российской Федерации по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими на период до 2008 года». На том этапе данные документы сыграли определенную роль, но не решили поставленных задач ввиду их декларативности и изначальной оторванности от реальной жизни.

В настоящее время при организации антинаркотической деятельности необходимо использовать следующие документы такого характера:

- Концепция государственной политики профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психоактивных веществ в Российской Федерации (принята решением ГАК от 3.12.2008, протокол №3).

Впервые в документе определены четкие и конкретные направления деятельности, поставлены задачи.

Профилактика понимается как комплекс мер социального, экономического, медицинского, правового, психологического и административного характера, направленных на оздоровление наркоситуации.

- Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (утверждена приказом Минобразования РФ от 28 февраля 2000 г. № 619).

Определяет понятия первичной, вторичной, третичной профилактики, содержит требования к организации профилактики на различных уровнях.

Кроме того, при определении целей и задач, разработке управленческих решений рекомендуем использовать следующие документы, содержание которых связано с организацией антинаркотической деятельности:

- Концепции национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. №24)

- Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351)

- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 7 февраля 2008 г. № Пр-212).

Особое внимание необходимо обратить и на Концепцию формирования антинаркотической культуры личности в Ростовской области, которая утверждена на заседании АНК области в декабре прошлого года. Этот документ носит инновационный характер. Принят в развитие существующих документов федерального уровня. Безусловным достоинством является ориентированность целей и задач на формирование базовых ценностей личности, наличие конкретного механизма достижения целей.

Общей чертой данных документов является их направленность на восстановление и сохранение здоровья и благополучия граждан, их безопасность, на укрепление стабильности в обществе. Основной задачей противодействия незаконному обороту наркотиков согласно концепциям является снижение спроса и предложения на наркотики.

Следующий уровень – законодательные акты общего, межотраслевого характера.

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим оборот наркотиков на территории России является Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3?ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Статья 4 данного закона формулирует принципы Государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту.

Государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту направлена на  установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, на постепенное сокращение числа больных наркоманией, а также на сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ.

В качестве приоритетной определена профилактическая деятельность.

Государство оставляет за собой монополию на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ; право на координацию деятельности органов власти, органов местного самоуправления.

В качестве целей определяются

государственная поддержка научных исследований в области разработки новых методов лечения наркомании;

привлечение негосударственных организаций и граждан к борьбе с распространением наркомании,

развитию сети учреждений медико-социальной реабилитации больных наркоманией;

развитие международного сотрудничества.

В Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24 июня 1999 года 120-ФЗ) определяются органы и учреждения системы профилактики, их компетенции, категории несовершеннолетних, в отношении которых проводится профилактическая работа и пр.).

Сферу борьбы с правонарушениями и преступлениями, связанными с наркотиками, регламентируют правовые нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; Уголовного кодекса Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекса Российской Федерации, Таможенного кодекса Российской Федерации.

Большая часть законов являются отраслевыми законодательными актами, их перечень довольно обширный и включает следующие законы:

«О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

«Об образовании»

«Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»

«Основы законодательства Российской Федерации о культуре»

«О рекламе»

«О милиции»

«О прокуратуре Российской Федерации»

«О лекарственных средствах»

«О лицензировании отдельных видов деятельности»

«О Государственной границе Российской Федерации»

«Об оперативно-розыскной деятельности»

«О безопасности»

«О федеральной службе безопасности»

Следующий уровень документов – целевые программы. Федеральные антинаркотические программы существуют с 2002 года. Их отличительная черта – межведомственный характер. В настоящее время актуальны цели и задачи, направления деятельности целевых программ, утвержденных следующими документами: Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2005 г. № 561 «О федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы».Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. № 803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы» (с изменениями и дополнениями).Постановление Правительства РФ от 11 января 2006 г. № 7 «О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы» (с изменениями и дополнениями).Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. № 740 «О федеральной целевой программе «Культура России (2006 - 2010 годы)» (с изменениями и дополнениями).

Приказ Минобразования РФ от 28 февраля 2000 г. № 619 «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде».

Постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 30 октября 2007 г. № 2067 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года».

Областной закон Ростовской области от 26 декабря 2007 г. № 852-ЗС «Об утверждении программы социально-экономического развития Ростовской области на 2008-2012 годы».

Областной закон Ростовской области от 9 октября 2007 г. № 784-ЗС «Об областной целевой программе улучшения демографической ситуации в Ростовской области на 2008-2010 годы» (с изменениями и дополнениями).

Областной закон Ростовской области от 30 декабря 2005 г. № 456-ЗС «Об областной целевой программе «Молодежь Дона» на 2006-2010 годы»(с изменениями и дополнениями).

Областной закон Ростовской области от 9 октября 2007 г. № 783-ЗС «Об областной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2008-2009 годы»(с изменениями и дополнениями).

Областной закон Ростовской области от 15 марта 2007 г. № 652-ЗС «Об Областной целевой программе профилактики правонарушений в Ростовской области на 2007-2010 годы» (с изменениями и дополнениями).

Областной закон Ростовской области от 13 мая 2008 г. № 19-ЗС «Об Областной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Ростовской области на 2008-2010 годы» (с изменениями и дополнениями).

Особенную часть составляют документы комиссий, которые создавались за это время при федеральных органах исполнительной власти.

В целом, в настоящее время государственная политика в данной сфере находится в процессе формирования. Об этом сегодня говорят на всех уровнях.

В первую очередь, речь идет о разработке Концепции государственной политики в сфере оборота наркотических средств как политико-правового документа, в котором будут выделены основные направления работы и меры по ее реализации. Предполагается, что положения концепции найдут отражение в Федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту», рассчитанной до 2014 года. Программа станет своего рода Планом согласованных действий всех заинтересованных органов власти в реализации новой антинаркотической государственной политики

Кроме того, речь идет о совершенствовании действующего законодательства. Общее мнение – необходимость ужесточения мер в борьбе с наркоманией.

Антинаркотическое законодательство складывалась в течение двух последних десятилетий в условиях быстрого перехода России от плановой экономики – к рыночной, от жестко централизованного государства – к правовому. Именно в этот период на просторах России интенсивно складывался действующий рынок сбыта наркотиков, включая отлаженные пути поставок, армию наркокурьеров, сетевую структуру распространения наркотических. Сама проблема быстрой наркотизации общества является относительно новой для России.

Это не могло не отразиться на антинаркотическом законодательстве, которое отразило все эти изменения и противоречия.

Кроме того, специфика антинаркотической деятельности состоит в многоплановости и в сочетании мер различной направленности: медицинских, реабилитационных, правоохранительных, образовательных и др. Поэтому правовая политика, проводимая государством в области противодействия криминальному наркообороту складывалась как во многом как отраслевое законодательство.

Это привело к созданию антинаркотического законодательства, в структуре которого имеются разноплановые правовые положения.

В условиях несовершенства законодательства, сохранения масштабности наркоугрозы государство ищет новые подходы к решению проблем, связанных с противодействием незаконному обороту наркотиков, профилактикой правонарушений, лечением и социальной реабилитацией лиц, больных наркоманией.

Одной из таких мер, отражающих новый подход, стало создание в 2003 году ФСКН России.

Новое правоохранительное ведомство нанесло существенный урон наркодельцам. В результате принятых мер удалось стабилизировать наркоситуацию в стране, однако она по-прежнему остается весьма напряженной.

Стало очевидным, что использование только правоохранительного ресурса не способно коренным образом переломить ситуацию с распространением наркотиков и их потреблением.

Правовые основы деятельности антинаркотических комиссий муниципальных образований Ростовской области.

В связи с этим в целях дальнейшего оздоровления наркоситуации, повышения эффективности борьбы с наркопреступностью и активизации профилактической работы Указом Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» от 18 октября 2007 г. №1374 образован Государственный антинаркотический комитет.

ГАК создан при ФСКН России. Его председателем является директор ФСКН (Иванов Виктор Петрович). Заместители – министр здравоохранения, заместитель директора ФСКН – руководитель аппарата Государственного антинаркотического комитета.

При сохранении за ФСКН России правоохранительных и координирующих полномочий в сфере борьбы с наркопреступностью новый орган, консолидируя имеющиеся государственные ресурсы, призван обеспечить координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ на качественно ином, более высоком уровне.

В состав Комитета включены помощник Президента РФ – начальник Контрольного управления Президента РФ, заместители Председателей Совета Федерации и Государственной Думы Федерального собрания РФ, руководители более 20 министерств и ведомств страны, в том числе МВД, Минкультуры, Мининформсвязи, Минобрнауки, Минтранса, Минэкономразвития, ФСБ, ФТС, ФМС, ФСИН, Росздравнадзора, Роскультуры, Росспорта, Росфинмониторинга, заместитель Секретаря Совета Безопасности.

При этом во всех федеральных округах созданы управления ГАК, которые осуществляют функции управления и контроля в субъектах федерации, входящих в эти округа.

При создании Государственного антинаркотического комитета и новом построении противодействия наркоугрозе учтен опыт функционирования Национального антитеррористического комитета, показавшего свою эффективность в подавлении терроризма, с которым по многим характеристикам сопоставима современная наркопреступность, а также международный опыт создания и работы аналогичных государственных структур, решающих вопросы противодействия наркопреступности и профилактики наркомании.

Основными задачами Государственного антинаркотического комитета являются:

подготовка предложений Президенту Российской Федерации по формированию государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, по совершенствованию законодательства в этой области;

координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными объединениями и организациями;

разработка мер, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков, в том числе на профилактику этого оборота, а также на повышение эффективности реализации федеральных целевых программ в указанной сфере;

участие в международном сотрудничестве по вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков.

представление ежегодных докладов Президенту Российской Федерации о деятельности Комитета.

Новизна:

состав (вошли первые лица федеральных органов исполнительной власти, заместители председателей высших законодательных органов);

создан штатный аппарат (в том числе – во всех федеральных округах);

наделение правом принятия решений по вопросам деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществления контроля за их исполнением; оценки эффективности работы, подготовки предложений для Президента РФ.

Одновременно, в соответствии с Указом, образованы региональные антинаркотические комиссии в субъектах Российской Федерации.

Председателями региональных антинаркотических комиссий по должности являются руководители субъектов федерации, заместителями – начальники территориальных органов ФСКН России. В состав антинаркотических комиссий включены главные федеральные инспекторы, первые лица органов исполнительной власти. В составе АНК Ростовской области – 23 представителя.

Основными задачами антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации являются:

участие в реализации на территории субъекта федерации государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков;

подготовка предложений по совершенствованию законодательства в этой области;

координация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъекта федерации по противодействию незаконному обороту наркотиков, организация их взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными объединениями и организациями;

разработка мер, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков, в том числе на профилактику наркомании и наркопреступности, повышение эффективности реализации региональных целевых программ в этой области, социальную реабилитацию граждан, больных наркоманией;

сотрудничество с органами власти других субъектов федерации в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков;

анализ эффективности деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований по противодействию незаконному обороту наркотиков;

подготовка и представление ежегодных докладов Государственному антинаркотическому комитету о результатах деятельности комиссии.

Контроль за деятельностью этих комиссий возлагается на Государственный антинаркотический комитет, который уполномочен принимать решения, являющиеся обязательными для региональных антинаркотических комиссий.

Указом установлены единообразные структура и функции комиссий, а также их подотчетность Комитету. Тем самым создана четкая вертикаль руководства, координации и контроля за деятельностью в антинаркотической сфере на всей территории страны.

Создание антинаркотических комиссий в муниципальных образованиях завершило формирование новой вертикали власти. В Ростовской области антинаркотические комиссии созданы во всех муниципальных образованиях согласно постановлению Губернатора области Постановлением Администрации Ростовской области от 29.01.2008 № 2612, письмом Администрации Ростовской области 02.2008 № 1.1/72.

В результате выстроена стройная система координации федеральных, региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления с механизмами принятия обязательных для исполнения решений и контроля за их исполнением.

Решения, принятые в 2008 году ГАК

Протокол №1 – организационное заседание. Утвержден план работы.

Протокол №2 – рассмотрен вопрос об оперативной обстановке в сфере незаконного оборота наркотиков. Поручения даны руководителям правоохранительных органов по выработке мер по перекрытию каналов контрабанды наркотиков. Планируется разработать инструкцию по организации взаимодействия силовых структур. Цель – снижение доступности наркотических средств. Руководителям субъектов федерации АНК проучено принять меры по уничтожению дикорастущих наркосодержащих растений.

Протокол №3 – создано 4 рабочих группы, одобрена концепция профилактики наркомании, даны поручение о разработке концепции противодействия незаконному обороту наркотиков, разработке предложений по внедрению системы мониторинга наркоситуации, по совершенствованию законодательства. Утверждена структура годового отчета для АНК.

Решения антинаркотической комиссии Ростовской области в 2008 году

При формировании решений АНК области (их четыре) учтены задачи, определенные ГАК, а также существующие проблемы в организации профилактики наркомании:

недостаточное правовое обеспечение раннего выявления несовершеннолетних, склонных к потреблению наркотиков;

отсутствие системы постоянного наблюдения и анализа наркоситуации как на федеральном, так и на региональном уровне;

недостаточный учет духовно-нравственной составляющей в воспитательной работе и в работе с молодежью;

отсутствие достаточных ресурсов для организации полезного досуга и занятости молодежи в свободное время.

Разработаны и утверждены решениями Комиссии документы, регламентирующие эту деятельность.

Решением Комиссии от 8 июля 2008 (протокол № 2) утвержден План основных организационных мероприятий по пропаганде и формированию здорового образа жизни среди детей и молодежи на период 2008-2009 годы. Разработана программа комплексной информационной кампании на 2009 год по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни в Ростовской области.

Решением комиссии от 26.09.2008 (протокол № 3) утвержден Порядок межведомственного взаимодействия по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к потреблению наркотиков, психотропных и иных психоактивных веществ. Определены направления совместной деятельности по созданию системы раннего выявления и учета несовершеннолетних данной категории для оказания им всесторонней помощи.

Решением комиссии от 18.12.2008 (протокол № 4) утверждена Концепция формирования антинаркотической культуры личности в Ростовской области. Концепция определяет цели, принципы, задачи, основные направления деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти, учреждений и ведомств, органов местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области, институтов гражданского общества и бизнеса, общественности по снижению спроса на наркотики как составной части комплексной стратегии противодействия их распространению. Концепция имеет инновационный характер, в ее основу положен ценностный подход к воспитанию антинаркотической устойчивости у молодежи и повышению духовной безопасности общества.

Нет необходимости комментировать решения АНК, они хорошо известны. Решения, принятые в 2008 году предполагается положить в основу развития регионального законодательства в области профилактики наркомании.

Мы понимаем необходимость совершенствования регионального законодательства.

В настоящее время в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков и профилактики наркомании в области действует Областной Закон Ростовской области от 9 октября 2007года № 783-ЗС «Об областной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2008-2009 годы» и Постановление АРО о создании комиссии. И этого явно недостаточно.

Вопросы совершенствования законодательства в указанной сфере рассмотрены на сентябрьском заседании Комиссии. Во исполнение решения Комиссии от 26.09.2008 (протокол №3) аппаратом Комиссии проведена аналитическая работа по совершенствованию законодательства Российской Федерации и Ростовской области в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и профилактике наркомании. Предложения переданы в ГАК. В свою очередь, ГАК направит обобщенные предложения АНК субъектов федерации Президенту РФ. Во взаимодействии с Законодательным Собранием Ростовской области разработаны предложения по подготовке соответствующих законопроектов.

Законы будут меняться, но это – процесс. Наша общая задача исполнять существующие законы.

Для этого необходима вдумчивая и постоянная работа с нормативными документами. Для большей части ответственных секретарей комиссий в территориях вся это – дело новое (анализ показывает, что более половины секретарей анк муниципальных образований имеют стаж работы в муниципальных органах управления не более 5 лет, многие из них – работают 1-1,5 года или являются вновь назначенными). Просим обеспечить доступность электронных информационно-правовых ресурсов для этих специалистов. Основные нормативно-правовые документы всегда должны быть «под рукой», в работе.

Предполагается, что в 2009 году будет усовершенствован механизм контроля исполнения решений комиссии.

Одной из формой контроля является годовой отчет о работе, который как и в 2008 году, необходимо будет представлять в аппарат комиссии. В настоящее время аппарат проводит анализ годовых отчетов, по итогам будет сделан анализ и рейтинг территорий по количественным показателям.

Кроме того, комиссия ставит цель изучить ситуацию на местах. В связи с этим во 2-3 кварталах предполагается выезд членов комиссии и рабочих групп в муниципальные образования.

Смотри также:

Видеосеминар 12 февраля 2009 г.

Обучение секретарей антинаркотических комиссий

Информация об Антинаркотической комиссии

Координационные и совещательные органы

Размещен:
18.09.2010 12:32:57|
Изменен:
10.03.2011 16:37:58

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112

Справочные телефоны, rra@donpac.ru

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации