Распечатать

Е.И.Скидан, министр труда и социального развития области, о социальной политике в области (ИА "Интерфакс-Юг", 29.07.09)


Министр труда и социального развития Ростовской области Е.Скидан: "Расходы областного бюджета на социальную политику в 2009 году превысят 15 млрд рублей"

- Елена Ивановна, социальная поддержка населения, как известно, одна из приоритетных задач вашего министерства. Что Вы считаете основным при предоставлении мер социальной поддержки?

- Чтобы эта помощь оказывалась своевременно и в полном объеме. Большая часть выплат производится ежемесячно в строго определенную дату. И, несмотря на экономический кризис, мы с этой задачей справляемся. Подчеркну, что финансовое обеспечение мер социальной поддержки и социальных гарантий населению, предусмотренных действующим законодательством, для администрации Ростовской области имеет первоочередной, обязательный характер.

Своевременно выплачиваются ЕДВ на оплату жилья и коммунальных услуг региональным льготникам: ветеранам труда, ветеранам труда Ростовской области, реабилитированным, сельским специалистам, многодетным семьям. Пособия на детей получают малообеспеченные и многодетные семьи. Особое место занимают субсидии на оплату жилья и коммунальных и услуг. Ежемесячно около миллиарда рублей выделяется в соответствии с потребностью на исполнение государственных публичных обязательств перед гражданами.

В I полугодии 2009 года расходы на меры соцподдержки составили 5,5 млрд рублей, помощь получили свыше миллиона человек.

Если говорить в целом о расходах бюджета по разделу "Социальная политика", то на текущий год они запланированы в объеме 15,7 млрд рублей. В сравнении с 2008 годом - рост в 1,4 раза.

- Чем же областная социальная политика отличается от подобных в других регионах?

- Мы постоянно наращивали меры социальной поддержки населению: это и вновь появившиеся льготы ветеранам труда Ростовской области, и увеличение в 2 раза выплат семьям на детей, и снижение стандарта по жилищным субсидиям.

Существенной поддержкой жителям региона стало увеличение с 1 января 2009 года суммы компенсации при газификации жилья с 15 до 20 тысяч рублей. Помимо этого, расширен круг получателей: к уже имеющимся льготным категориям граждан, добавлены многодетные семьи и инвалиды I и II групп.

Смею уверить, население нашей области имеет преимущества, порой серьезные, перед другими субъектами Российской Федерации в сфере социальных привилегий.

Только один пример. Как известно, основной мерой социальной поддержки и гарантией доступности оплаты за услуги ЖКХ малообеспеченных граждан остаются жилищные субсидии. Доказывать актуальность подобных выплат сейчас, когда люди теряют работу и снижаются доходы у семей, думаю, нет необходимости.

С 2005 года наша область одна из первых в России ушла от дотаций коммунальным предприятиям и выплачивает субсидии деньгами на персонифицированные счета гражданам. Расчет субсидий с 2006 года ведется по региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения.

В настоящее время федеральный стандарт для оказания этой помощи - 22% от совокупного дохода семьи, и он действует на территориях 60 субъектов Российской Федерации. У нас же в области с начала 2009 года этот "порог" значительно снижен - до 15%. Это позволило увеличить размер жилищной субсидии и число ее получателей. Так, в I полугодии такие дотации получили свыше 135 тыс. семей, или 8,9% от всех семей области. В 2009 году на эти цели предусмотрено 1 млрд 847,7 млн рублей, что в 1,6 раза превышает расходы прошлого года.

Немаловажно, что средний размер субсидии составил 1277 рублей, что на 22% больше, чем в соответствующем периоде прошлого года, а численность семей-получателей выросла в 1,3 раза.

В экстренных ситуациях оперативно оказать помощь малоимущим жителям позволяет Областной закон "Об адресной социальной помощи в Ростовской области", который у нас в области действует с 1999 года. В основном, пособия назначаются как разница между прожиточным минимумом и среднедушевым доходом семьи на срок до 6 месяцев. С начала текущего года их получили более 13 тыс. граждан, а расходы областного бюджета составили 42,2 млн рублей.

- Могли бы муниципалитеты внести свою посильную лепту в социальную политику области, учитывая кризисные явления в экономике?

- Экономический кризис - понятие всеобъемлющее и затрагивает работу всех ветвей власти. Учитывая ограниченность и сокращение поступлений в областной бюджет, в начале нынешнего года в адрес глав администраций городских округов и муниципальных районов, было направлено письмо с рекомендациями предусмотреть дополнительные средства за счет доходов муниципальных бюджетов для оказания адресной помощи жителям.

Согласно полученной информации в 31 муниципальном образовании такие расходы в бюджеты уже заложены в общей сумме 25,7 млн рублей. Наибольшие объемы средств на такую помощь в расчете на одного жителя отмечены в городах Азове, Батайске, Волгодонске, Таганроге, Азовском, Боковском, Каменском районах.

В то же время в 24 муниципальных образованиях такие статьи расходов не предусмотрены вовсе (Ростов-на-Дону, Новошахтинск, Шахты, Красносулинский, Песчанокопский районы).

А ведь порой за экстренной помощью обращаются граждане, которым назначить адресное пособие в соответствии с областным законом не представляется возможным, так как его нормы строго привязаны к определенным категориям получателей. Считаю, что в муниципальных бюджетах должны быть средства для оказания материальной поддержки семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

В настоящее время особое внимание уделяется повышению качества и доступности социальных услуг.

В большинстве территорий налажены хорошие взаимоотношения органов социальной защиты и администраций сельских поселений. Проводятся совместные приемы граждан, выделены помещения для приема документов от населения, организованы обходы домовладений пожилых и ветеранов в целях оказания необходимой помощи.

В рамках административной реформы в начале 2008 года открыт многофункциональный центр (МФЦ) по принципу "одного окна" по предоставлению мер соцподдержки и социальных гарантий в Новочеркасске. По инициативе органов местного самоуправления МФЦ в течение 2008 года открыты при органах социальной защиты в городах Шахты и Волгодонске, идет подготовка к их открытию в Таганроге. Создание таких центров полностью решает проблему очередности, для населения разработаны удобные графики приема документов, определены места, где люди в комфортных условиях могут подождать время своего приема.

- Как известно, степень зрелости общества определяется отношением к пожилым и инвалидам…

- Статистика, как известно, упрямая вещь. А данные социсследований утверждают, что доля населения нетрудоспособного возраста в области составляет 22,6 процента, более того, отмечается его рост. Поэтому потребность граждан пожилого возраста в социальном обслуживании будет расти.

В соответствии с областным законом "О социальном обслуживании населения Ростовской области" предусмотрен индивидуальный и адресный подход предоставления гарантированных государством социальных услуг в зависимости от степени нуждаемости и материального состояния гражданина.

В муниципальных образованиях эти функции выполняют Центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (они есть на каждой территории) с широкой сетью подразделений охватывают практически все населенные пункты области, включая небольшие хутора и поселки. Здесь работает 12,5 тыс. социальных работников.

Если говорить о цифрах, то граждан пожилого возраста и инвалидов в Ростовской области обслуживают 1143 подразделения: 974 отделения социального и социально-медицинского обслуживания на дому, 37 отделений дневного пребывания, 71 социаль

но-реабилитационное отделение и 61 отделение срочного социального обслуживания. До конца текущего года будет открыто еще 7 отделений социального обслуживания на дому на 570 человек. Тем самым, мы практически удовлетворим потребность пожилых людей в этом виде обслуживания.

Ростовская область один из немногих субъектов федерации, где активно за последние годы открывались социально-реабилитационные отделения для одиноких престарелых граждан, по сути, это малокомплектные муниципальные дома-интернаты. На сегодня их 71 на 1765 мест. А в ряде территорий их открыто несколько: по 4 отделения в Белокалитвинском и Красносулинском районах, по 3 - в Матвеево-Курганском, Целинском, Егорлыкском и Ремонтненском районах.

Помимо этого для решения социальных проблем пожилых граждан отдаленных поселков организуются "социальные рейсы", "мобильные бригады", "поезда милосердия", в состав которых входят специалисты органов социальной защиты, Пенсионного Фонда, отдела ЗАГС, юристы.

Губернатором области Владимиром Федоровичем Чубом поддержано предложение министерства по организации новых форм социального обслуживания одиноких пожилых граждан - создание для них приемных семей. Подготовлен проект соответствующего областного закона, который в настоящее время проходит согласование в администрации области и в сентябре планируется его рассмотрение в Законодательном собрании.

Расчеты показали, что расходы бюджета на содержание в семье пожилого человека будут значительно ниже, чем в доме-интернате. Да и само нахождение его в кругу семьи в морально-психологическом плане намного предпочтительнее.

В заключение ещё раз хочу подчеркнуть, что все социальные обязательства в нашей области выполняются, и расходы на эти цели не сокращаются. Социальные законы по линии нашего министерства реализуются полностью.

www.interfax-russia.ru

Размещен:
18.09.2010 11:32:13|
Изменен:
31.07.2009 15:13:00

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112

Справочные телефоны, rra@donpac.ru

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации