Распечатать

И.А.Гуськов, министр общего и профессионального образования области, о ЕГЭ и других актуальных вопросах сферы образования ("Московский комсомолец-на-Дону" от 08.04.09 № 15)


«БЕСПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СОХРАНИТСЯ!»


Вопросы образования в той или иной мере касаются каждого. У кого-то ребенок только собирается в школу, кто-то готовится к выпускным экзаменам, а кто-то выбирает будущую профессию и учебное заведение. На вопросы корреспондента «Московского комсомольца-на Дону» ответил министр общего и профессионального  образования Ростовской      области И.А. Гуськов.


—  Игорь Александрович, коснулся ли финансовый кризис наших студентов, которые обучаются  на платных отделениях вузов?

— Да. Финансовый кризис, по оценкам ректорского сообщества, ощутимо повлиял на бюджеты вузов. Так, в вузовские администрации поступают просьбы от студентов о переводе их с коммерческих на бюджетные отделения.

  Финансовый кризис отрицательно сказался  на материальном положении многих семей, чьи дети являются студентами коммерческих отделений. Чтобы помочь этой категории населения, министерство образования и науки Российской Федерации уже рекомендует вузам переводить студентов - платников, продемонстрировавших успехи в учёбе и оказавшихся в сложном материальном положении, на вакантные бюджетные места. Такие места высвобождаются в случае отчисления неуспевающих студентов. Подобная мера при общем сокращении численности студентов из-за демографического спада позволит создать определенное пространство для их перевода с платных на бюджетные отделения. Некоторые негосударственные вузы зафиксировали сумму оплаты за учебу на уровне прошлого года и не планируют ее повышать.

 В настоящее время в целях исполнения поручения президента Российской Федерации Д.А. Медведева, министерством образования  Ростовской области, совместно с Советом ректоров вузов области, была подготовлена информация по вакантным бюджетным местам вузов, расположенных на территории Ростовской области. Ряд вузов, например, ЮФУ, уже официально объявили о переводе лучших студентов, обучающихся с полным возмещением затрат на бюджетные места. Аналогичные решения были приняты большинством вузов Ростовской области.

Министерство образования и науки России, в феврале этого года, обратилось с просьбой в учреждения высшего профессионального образования пересмотреть локальные нормативные акты вузов, с целью обеспечения возможности для перевода наиболее успевающих студентов, обучающихся с полным возмещением затрат на бюджетную основу, с учётом социальной защиты их семей (в плане упрощения процедуры перевода). Помимо этого, ректоратом вузов области принимается решение об отсрочке платежей за обучение, а министерство общего и профессионального образования Ростовской области в ряде случаев выступает с ходатайством такой отсрочки. Другим направлением работы станет господдержка программ образовательного кредитования. Программы кредитования будут переданы устойчивым системообразующим банкам.

 Между тем финансовый кризис, по мнению представителей Минобрнауки, может оказать и "очищающее", стимулирующее воздействие на систему высшей школы. Меньше людей пойдет в псевдовузы. Появится стимул идти за знаниями, а не за дипломами.

— Несмотря на то, что единый государственный экзамен школьники сдают не первый год, споры вокруг него не утихают. Что ждет старшеклассников, какие требования к ЕГЭ, какие перспективы, ваша личная оценка эффективности ЕГЭ?

      Федеральный эксперимент по введению единого государственного экзамена длился в течение 8 лет. Все эти годы образовательные учреждения области принимали в нем самое активное участие, ежегодно направляли в Рособрнадзор свои предложения и замечания, касающиеся как организации процедуры ЕГЭ, так и содержания предлагаемых выпускникам заданий (контрольно-измерительных материалов). Ряд предложений педагогов области нашли отражение в документах,    регламентирующих проведение ЕГЭ в 2009 году (количество выпускных экзаменов, процедура выдачи выпускникам  свидетельств по результатам ЕГЭ и т.д.).

В связи с принятием  Федерального Закона от 09.02.2008 ФЗ-№ 17 единый государственный экзамен в 2009 году впервые проводится в штатном режиме. На мой взгляд, основными приоритетами ЕГЭ перед традиционной итоговой аттестацией являются то, что технология ЕГЭ позволяет сформировать систему объективной оценки качества подготовки выпускников общеобразовательных учреждений и абитуриентов; повысить доступность профессионального образования, в первую очередь, для способной молодежи из малообеспеченных семей и отдаленных от вузовских центров мест проживания.     

В текущем, как и в прошлом году, остаются обязательными в форме ЕГЭ русский язык и математика. В этом году к списку предметов по выбору добавляются литература, информатика и иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский).

Принципиально новое заключается и в том, что после сдачи обязательных предметов, итоговая аттестация может и завершиться, в аттестат будут выставлены отметки на основании итоговых положительных отметок ученика в 10-м и 11-м классах, положительными считаются «3», «4» и «5». Такая позиция касается выпускников, которые не планируют поступление в ссуз или вуз. Важно добавить, что три категории абитуриентов смогут в этом году поступить в вузы без результатов ЕГЭ. Это касается граждан, которые получили среднее общее образование до 1 января 2009 года, тех, кто имеет среднее профессиональное образование и поступает в вуз по программам бакалавриата или специалиста, и тех, кто получил среднее общее образование за рубежом.

      Много говорилось и писалось о недопустимости сбора денег в школах. Но практика эта продолжается. Родители сдают на охрану, на уборку, в фонд школы и класса, на установку окон, приобретение мебели. Поступают ли в министерство жалобы по этому поводу? Законны ли такие действия?

      К сожалению, в министерство области периодически поступают жалобы граждан о сборе денежных средств в муниципальных общеобразовательных учреждениях. Каждое такое заявление рассматривается в индивидуальном порядке, задача специалистов состоит в том, чтобы, опираясь на существующие нормативные документы определить, действовали представители школы в рамках закона или нарушили его. Денежные взносы родителей могут быть только добровольными. Все иные способы получения денежных средств должны жестко пресекаться.

— В некоторых школах вводили в программу «Основы православной культуры». Некоторые родители высказывали свое несогласие с решением администрации школ. Определена ли на сегодняшний день четкая позиция по этому вопросу?

— Решение о введении в учебный план общеобразовательного учреждения таких курсов как «Основы православной культуры», «История и культура мировых религий», принимается общеобразовательным учреждением самостоятельно. Для этого нужно провести предварительное анкетирование родителей и получить их  письменное согласие родителей на введение данных курсов. Окончательное решение о введении данных курсов рассматривается на заседании  органа государственно-общественного управления  общеобразовательным учреждением (Совет школы, Управляющий совет), наделенного соответствующими полномочиями, и принимается на заседании педагогического совета школы. Важно отметить, что курс «Основы православной культуры», как и некотрые другие, вводится в школах на факультативной основе, что дает ученику право выбора.

— Игорь Александрович, как Вам кажется: сохранится ли в России возможность бесплатного образования или же со временем во всех вузах оно станет платным?

— Безусловно,  возможность бесплатного образования сохранится. Есть Конституции Российской Федерации, которая предусматриваем право каждого на основе бесплатно получить высшее образование в  учебном заведении.

Оснований сомневаться в этом нет. Органы власти как на федеральном, так и на региональном уровне предпринимают существенные меры к наполнению данного положения  Конституции РФ реальным содержанием. Если только допустить, умозрительно, возможность отмены бесплатного образования, то в этом случае придётся поставить под сомнение и положение ст. 7 Конституции РФ о том, что Российская Федерация является социальным государством. А это просто недопустимо.

Я уверен, что, несмотря на кризис, правительство, все органы власти смогут реализовать антикризисные программы, которые позволят молодым людям, в том числе из малообеспеченных семей, получить бесплатно высшее образование в России. Об этом, кстати, говорят последние решения Министерства образования и науки России по дополнительному увеличению контрольных цифр приёма за счёт средств федерального бюджета на 2009 год в магистратуру по востребованным в посткризисный период специальностям.

Ирина Астапенко.

Размещен:
18.09.2010 11:32:11|
Изменен:
09.04.2009 11:34:00

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112

Справочные телефоны, rra@donpac.ru

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации