Распечатать

Н.И.Сверчкова, зам.губернатора - министр финансов Ростовской области, о бюджете-2009 (ИА Интерфакс-Юг 16.02.2009)

Нина Ивановна СверчковаБюджет Ростовской области на 2009 год принимался в очень сложной экономической ситуации. В первом чтении законопроект о бюджете был принят еще до кризиса. А второе окончательное чтение проходило в условиях полной неопределенности перспектив российской и региональной экономики на фоне набирающего силу кризиса. Тем не менее, окончательный вариант областного бюджета предусматривает рост расходов на социальную сферу в нынешнем году более чем на треть. Об источниках доходов, основных направлениях расходов и перспективах исполнения областного и консолидированного бюджетов рассказала заместитель губернатора-министр финансов Ростовской области Нина Сверчкова.

- Разработка бюджета на 2009 год началась в мае прошлого года, а в конце августа мы отдали проект на рассмотрение депутатов Законодательного собрания. Естественно, что ни в мае, ни в июне, ни в августе той ситуации, которая сложилась с доходами и которая проявилась только в последние два месяца ушедшего года, не было. Доходы и расходы областного бюджета на нынешний год были запланированы на основании действующих методик и схем.

В последнем чтении проект бюджета мы принимали, когда в США набирал силу финансовый кризис, и мы понимали, что это определенным образом отразится и на экономике России, а значит, и экономике региона. Но финансисты не могут положить в расчеты свои ощущения. Поэтому мы с депутатами Заксобрания решили утвердить областной бюджет в том виде, в какой он был разработан изначально, а потом, с учетом ситуации в ноябре и декабре при необходимости внести в него правки. Причем, в случае сокращения доходной части, расходы уменьшим за счет средств, предназначенных на инвестиции, включая капитальные ремонты и капитальное строительство.

- А какой объем финансирования ни инвестиционные цели предусматривал проект бюджета, принятый в первом чтении?

- В составе общих расходов - более 37 млрд рублей, или около 30%. Это приличный задел.

При принятии в конце декабря областного бюджета в последнем чтении доходы были сокращены на 18,4 млрд рублей, а расходы - на 19,7 млрд рублей, из которых затраты инвестиционного характера - более 15 млрд рублей.

- Почему сумма снижения расходов оказалась больше?

- Потому что нам нужно было ввести в бюджет новые расходы, которые бы обеспечивали стабильность финансовой системы в сложной финансовой ситуации.

- Что это за расходы?

- Во-первых, мы закончили 2008 год с кредиторской задолженностью. Поэтому сразу заложили в расходы областного бюджета на этот год 2 млрд рублей на ее погашение.

Значительно увеличили объем финансовой помощи муниципальным бюджетам - а это еще плюс 0,5 млрд рублей. Мы понимаем, что в сельских территориях ситуация с экономикой, доходной частью может сложиться так, что в бюджетах увеличится кассовый разрыв, возникнет необходимость оказания дополнительной помощи для гарантированного обеспечения текущих расходов по содержанию бюджетных организаций, выплаты коммунальных расходов. Поэтому мы решили предупредить ситуацию.

Еще мы посчитали нужным сократить расходы на содержание областной администрации. В частности, на 30% уменьшили сметы всех министерств и ведомств по расходам на приобретения, связь, транспорт; на 5% урезали всем фонды зарплаты. Губернатор издал постановление, которое запрещает аппаратам министерств выплату премий за счет экономии фонда зарплаты, что вообще-то законом о денежном содержании госслужащих разрешено. Но в нынешних условиях никаких премий за счет экономии быть не может. Также были ужесточены лимиты на коммунальные расходы исходя из того, что все ресурсы нужно экономить.

На 0,5 млрд рублей мы сократили резервный фонд губернатора на неотложные расходы.

- Как это отразилось на социальной сфере?

- И в областном, и консолидированном бюджетах сохранился ожидаемый прирост доходной базы против достигнутого в 2008 году уровня. При этом доходы консолидированного бюджета Ростовской области в прошлом году составили 105,7 млрд рублей, в том числе собственные - около 70%, или 73,8 млрд рублей. Расходы составили 100,8 млрд рублей.

Как и в прежние годы, в прошедшем не привлекались кредитные ресурсы, не делались заимствования: расходы и областного, и муниципальных бюджетов базировались только на полученных доходах. Это тот благоприятный фактор, который позволяет нам сегодня спокойно чувствовать себя. Потому что многие территории выпускали займы, кредитовались в банках, и сегодня им очень тяжело, потому что они обязательно должны исполнять свои долговые обязательства.

- Нина Ивановна, на сколько в 2009 году увеличатся расходы на социальную сферу?

- Сначала скажу, что в 2008 году на пять основных социальных направлений, включая образование и здравоохранение, из всех бюджетов было направлено 48,9 млрд рублей. Окончательный вариант бюджета на этот год предусматривает ассигнования в социальную отрасль в сумме 65,2 млрд рублей, то есть, рост расходов по сравнению с фактическим исполнением в 2008 году составляет 33,3%.

В прошлом году на образование мы направили 19,9 млрд рублей, то есть, практически, пятую часть всех расходов консолидированного бюджета. Первоначальный вариант бюджета предусматривал финансирование в нынешнем году в объеме 27,3 млрд рублей с приростом 136,8% к уровню 2008 года. По уточненному плану оно составляет 26,9 млрд рублей. Темп роста против достигнутого в прошлом году уровня 135,1%.

Замечу, что все муниципальные школы финансируются из областного бюджета и в 2008 году на образовательный процесс в них было направлено 7,1 млрд рублей. Окончательный вариант областного бюджета на 2009 год предусматривает увеличение финансирования по этой строке на 32% - до 9,3 млрд рублей.

- Как изменятся объемы финансирования других социальных отраслей, к примеру, здравоохранения?

- Первоначальный план по здравоохранению на 2009 год был 16,167 млрд рублей, окончательный план с учетом внесенных изменений - 16,230 млрд рублей. Плюс в 63 млн рублей необходим для финансирования отдельных целевых строчек, связанных с созданием резерва лекарств для больных туберкулезом и проч.

Сохранить рост финансирования социальной сферы на 35% по сравнению с благоприятным 2008 годом тяжеловато. Но сегодня установка губернатора такова: обеспечить только текущие расходы, а когда появятся дополнительные доходные ресурсы, займемся развитием.

- Ростовская область перешла на отраслевую систему оплаты труда работников бюджетной сферы. Кроме того, изменился и минимальный размер оплаты труда. На сколько, в итоге, планируется повысить зарплату бюджетникам в регионе?

Да, и новая система предусматривает рост зарплаты на 30%, хотя изначально планировался рост на 42%. Но мы, как дотационная территория, сразу получили замечание из Федерации, установившей на федеральном уровне планку в 30%.

Хочу заметить, что очень немногие регионы позволили себе в нынешних экономических условиях увеличить фонд оплаты труда работникам бюджетных организаций даже на 30%.

- Нина Ивановна, с учетом текущей финансовой ситуации возможен ли кассовый разрыв в бюджете?

- Мы создали неснижаемый остаток кассы 2,7 млрд рублей, который гарантирует оплату всех текущих расходов областного бюджета по основным направлениям плюс социальные выплаты в адрес муниципальных образований. Но фактически мы имеем чуть больше. Потому что, как я уже говорила, с 1 января мы исключили все инвестиционные расходы. Если в стране и регионе продолжится спад экономики и поступление доходов в областной бюджет затормозится, мы сможем сократить расходы областного бюджета за счет инвестиционной части.

- Какова ситуация с поступлениями в бюджет в начале года?

- В январе никакого резкого сбоя в поступлении доходов в областной бюджет не отмечено. Если в прошлом году в январе поступления составили 2,5 млрд рублей, то в нынешнем январе - 2,3 млрд рублей. Мы ежесуточно ведем мониторинг поступлений областного бюджета: поступления в феврале идут на уровне 2008 года, хотя это пока ни о чем не говорит. Потому что у нас основные доходы, в том числе налог на прибыль, поступает в конце месяца. Другие платежи, в том числе от малого бизнеса, идут в том же объеме, что и в прошлом году. Упреждающие меры по кассе, расходам, думаю, позволят нам обеспечить гарантированное финансирование текущих расходов.

- Нина Ивановна, а как Ростовская область выглядит на фоне других регионов по итогам работы за 2008 год?

Неплохо. Мы на 100% рассчитались по зарплате с бюджетникам, не имеем задолженности по коммунальным платежам.

У нас осталась просроченная кредиторская задолженность по инвестиционной части в размере 150 млн рублей на 100 млрд расходов. Кроме того, на 1 января у нас осталась срочная кредиторская задолженность в размере 3,4 млрд рублей, из которых в областном бюджете - 700 млн рублей, остальное - кредиторская задолженность муниципальных образований, причем, вся эта задолженность инвестиционного характера.

Сейчас по поручению руководства области счетная палата проверяет кредиторскую задолженность всех муниципальных образований, заявленную на 1 января.

Всем муниципалитетам, которые имеют достаточно хорошую финансовую основу, будет предложено погасить свою задолженность без нашего участия. Областной бюджет окажет финансовую помощь только тем муниципалитетам, где кредиторская задолженность будет подтверждена и где не будет собственных ресурсов для расчетов.

- Расскажите, пожалуйста, каковы источники покрытия дефицита областного бюджета? Будет ли область привлекать кредиты?

Кредитов брать не будем, потому что этот процесс очень четко зарегулирован федеральным центром. Все банки, которые могут дать кредиты субъектам РФ, делают это только после согласования в Минфине сумм и возможности предоставления заемных средств. Я думаю, что мы до этого не дойдем: если будет тяжело с кассой, и у нас появится кассовый разрыв, то, очевидно, будем обращаться в министерство финансов РФ с просьбой предоставить бюджетный кредит сроком на 3 года.

Что касается дефицита бюджета, то он у нас всегда расчетный, технический. Основная сумма нашего дефицита связана с остатками на 1 января. Согласно Бюджетному Кодексу, остатки на 1 января указываются как источник покрытия дефицита.

- Ростовская область планирует создать гарантийный фонд для поддержки малого бизнеса?

Да, и там есть одно условие. Если мы даем 100 млн рублей в этот гарантийный фонд из областного бюджета, Федерация должна нам дать 400 млн рублей. То есть, фактически на эти цели может быть направлено 0,5 млрд рублей.

Этот фонд создается для того, чтобы область давала поручительство гражданам, которые открывают свой бизнес и хотят взять кредит в банке. Дело в том, что если вы сегодня захотите открыть дело, то взять кредит в банке практически невозможно. Если банк имеет поручительство администрации Ростовской области, то банк кредит выдаст. Сейчас мы активно занимаемся документами для регистрации гарантийного фонда.

Еще хочу сказать, что в 2009 году более 1 млрд рублей будет направлено на поддержку отраслей экономики, из которых на финансовую помощь предприятиям, реализующим инвестиционные проекты, - 300 млн рублей вместо 140 млн рублей, как планировалось сначала.

- На какие поступления из федерального бюджета рассчитывает в этом году Ростовская область?

Безвозмездные поступления из федерального бюджета в 2009 году составят 32,8 млрд рублей против 32,5 млрд рублей в 2008-м. Темп роста - 101%. А вот если выделить самую основную строчку - дотацию на сбалансированность бюджета, то она осталась, практически, без изменения на уровне 14 с небольшим миллиардов рублей.

Размещен:
18.09.2010 11:32:10|
Изменен:
17.02.2009 8:59:00

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112

Справочные телефоны, rra@donpac.ru

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации