Распечатать

С.Г. Кузнецов, заместитель губернатора по организационной, кадровой работе и вопросам местного самоуправления, о ходе административной реформы ("Известия. Юг", 29.04.08)


МФЦ скажут бюрократам «до свиданья»


Ростовская область в этом году стала участником федерального конкурса региональных проектов административной реформы, который проводит Минэкономразвития России. На 650 млн. рублей, выделенных под конкурс, в стране намечено оборудовать 15 комплексных многофункциональных центров для оказания услуг населению (МФЦ). Итоги конкурса будут подведены в мае. Его условия предполагают софинансирование: регионы находят деньги для строительства зданий МФЦ, а Центр для всего остального - закупки оборудования, программного обеспечения, подготовки кадров и прочего.

От нашей области на конкурс представлены два проекта МФЦ, которые намечено осуществить за два года. Один из них может появиться в Батайске. В красивом крупном здании планируется оказывать порядка 165 услуг - из земельно-имущественной, социальной, экономической, гражданско-правовой сфер. При этом будут задействованы все уровни власти. Обойдется МФЦ в 124,5 млн. рублей, при этом федерация – в случае успеха на конкурсе – выделит 48,5 млн. Другой МФЦ, в Таганроге, будет чуть поменьше батайского.

Все это делается в рамках административной реформы, стартовавшей в России в 2003-м и продленной, судя по всему, до 2010 года. На Дону активно подключились к этой масштабной и очень важной работе. С самого начала Губернатор области Владимир Чуб поручил заниматься этим направлением своему заместителю Сергею Кузнецову. Сергей Геннадьевич вспоминает:

- Вначале у нас не было до конца понимания, что это такое, тогда в стране чаще говорили о муниципальной реформе. Административная на этом фоне как бы потерялась, существовала разве что на бумаге. Шел поиск нашего понимания этой реформы. В 2003-2004 годах мы проанализировали все наше областное законодательство, стараясь выявить проблемные моменты. Изучили также сотни законодательных актов федерального и отраслевого уровней, где было больше всего неразберихи, ведомственных нестыковок при регламентировании деятельности органов исполнительной власти федерального уровня. Тогда же мы вплотную занялись оптимизацией структуры и штатной численности органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления. На муниципальном уровне было сокращено 900 служащих, причем по критериям, которых раньше в России просто не было. Время подтвердило правильность наших действий.

На одном из недавних форумов избранный президент России Дмитрий Медведев говорил о том, что власть существует для эффективного управления страной в интересах граждан. Он ввел в обиход и другой термин – «административная ясность». Речь идет о том, чтобы люди четко знали, на каких уровнях какие решения принимаются, куда им идти за разрешением их проблемы.

- Эти аспекты и у нашего губернатора стоят на первом месте, Владимир Федорович всегда подчеркивает: все мы работаем в интересах людей, - продолжает С.Кузнецов. – Критерий эффективности администратора один: насколько люди удовлетворены его деятельностью. Если по федеральным полномочиям обращаются к нам, а не в федеральные органы власти, то очевидно, что именно там есть недоработка. То же самое можно сказать о муниципалах.

С 2006 года Ростовская область включилась в федеральные конкурсы по проведению административной реформы. Область попала в десятку субъектов Федерации, наиболее продвинутых в этом вопросе. Тогда же на Дону приступили к муниципальной реформе, причем без всяких отсрочек и половинчатых решений - сразу передавая на места осуществление полномочий в полном объеме.

В 2007 Ростовская область оказалась уже в тройке лучших по итогам Всероссийского конкурса по проведению административной реформы.

- Ключевым направлением реформы в России было выбрано создание МФЦ, - поясняет Борис Носко, руководитель Центра информационно-методической работы и подготовки кадров Администрации Ростовской области. - И это оправданно: для любой реформы нужна соответствующая инфраструктура. Такие центры позволяют отделить внутреннюю кухню работы органов власти от взаимодействия с гражданами и организациями. Об этом говорит многолетний международный опыт. МФЦ успешно работают в Европе, Северной Америке, странах СНГ, в частности, в Казахстане.

В России, начиная с 2007 года, создано порядка 20 МФЦ, из них в Ростовской области – два. Об одном из них, в г Шахты, «Известия-Юг» подробно писали. Напомним: там сосредоточились на сфере имущественно-земельных отношений. Центр удобно расположился в здании бывшего «Ростовугля». Его сотрудники разделены на тех, кто принимает посетителей (как правило, это опытные психологи), и тех, кто работает исключительно с документами, не отвлекаясь на разные споры и выяснение отношений. Это ускорило прохождение бумаг и снизило вероятность конфликтных ситуаций. В Центре сполна реализован принцип «одного окна»: сдал весь набор документов и на время забыл о них. Отпала для заявителя необходимость бегать по многим конторам, разбросанным по разным частям города. За тебя все сделает чиновник. Впрочем, ему тоже не придется надевать кроссовки: практически все городские службы собраны под одной крышей. Зачастую не нужно даже ходить из кабинета в кабинет: документы «перебрасываются» с компьютера на компьютер в электронном виде.

Как говорится, почувствуйте разницу. До создания службы на «хождение по мукам» тратился порой до года, не менее 30 контактов с чиновниками разного уровня требовалось заявителю, чтобы оформить права на земельный участок. Теперь все делается за один заход и - за 18 дней! Годовой объем подготовки документов при сохранившемся числе специалистов увеличился более чем в 6 раз. Ускорился оборот земель, выросли сборы земельного налога. Примерно на треть снижена стоимость оформления участков, т.к. удалось отсечь от этого процесса разных посредников. Конечно, для этого пришлось серьезно обновить кадры: средний возраст команды помолодел с 49 до 39 лет. Пришло много молодых – тех, кто «дружит» с компьютером, осваивает информационные технологии, предлагает что-то новое.

Другой МФЦ появился в Новочеркасске. Он оказывает 46 услуг в социальной сфере по принципу «одного окна». Средства на его создание выделил губернатор и - в качестве гранта – федеральный Центр. Достоин упоминания и опыт мэрии Таганрога, при которой появился Центр по предоставлению услуг в сфере землепользования – прообраз МФЦ.

Однако различных услуг сотни, а уже созданные МФЦ «освоили» лишь около четверти из них. Не случайно федеральным Центром поставлена задача: создание таких центров должно носить более комплексный характер. МФЦ должны оказывать все услуги для населения и бизнеса. И такая цель на Дону поставлена. Здесь разработан проект региональной Комплексной программы повышения качества услуг на базе новых МФЦ до 2010 года. Предусмотрены три уровня МФЦ - в городских округах, муниципальных районах и поселениях, в том числе сельских. Скорее всего, в ближайшее время появится такой центр в Азовском районе на базе Самарского сельского поселения.

- Средств Федерации на все не хватит, и мы будем начинать сами. В частности, в Сальске, где подготовлен хороший проект МФЦ, - комментирует С.Кузнецов. – Мы сейчас в поиске. И он пошел бы быстрее, если бы на федеральном уровне выработали критерии по созданию МФЦ. Скажем, в городе с 300-тысячным населением центр должен быть таким, а для небольшого райцентра - другим, с меньшим набором окон и видов услуг. Нужны типовые проекты. И чтобы найти критерии для их создания, мы хотим поехать за опытом в другие страны. Планируем подключить к этой работе ведущие ростовские вузы.

В общем, на уровне области, не дожидаясь глобальных решений, решили начинать масштабную работу. Чтобы не было у людей лишней беготни по инстанциям, поездок из отдаленных хуторов в район с какой-нибудь справкой. Порой и справки эти глупые, ненужные. Нужно и от этого избавляться, говорит Сергей Кузнецов. Задача власти - не гнать человека в райцентр, а переместить сам этот центр ближе к человеку. Чтобы человеку привозили справку по заявительному принципу - домой. При этом схема прохождения документов должна быть прозрачной, доступной для проверки на любом этапе. А поездка в районный или областной центр должна быть не каким-то испытанием, а праздником – отдохнуть, сходить в театр и т.д.

В этом деле крайне важна подготовка кадров. Далеко не все муниципальные служащие готовы работать с использованием современных информационных технологий – об этом говорит опыт Шахтинского МФЦ. На помощь пришла область. Большую роль в этом деле сыграл Центр информационно-методической работы и подготовки кадров Администрации Ростовской области, созданный в 2006 году. Он организовывал выезды в Таганрог, Шахты и Новочеркасск консультационных групп, в составе которых были специалисты по персоналу, имиджу, психологи и др. Этот опыт будет продолжен. Предстоит огромная работа, в ходе которой формы работы с населением будут совершенствоваться. Время многочасовых очередей во властные кабинеты, время многомесячного ожидания решения вопроса должно окончательно уйти в прошлое. Мастеров по затягиванию вопроса должны заменить разворотливые специалисты, которые быстро решат проблемы клиентов, оставив им после посещения МФЦ не только массу свободного времени, но и хорошее настроение.


СПРАВКА ИЗВЕСТИЙ-Юг. Когда этот материал был подготовлен к печати, редакции стало известно, что два проекта, участвовавшие от Ростовской области в федеральном конкурсе региональных проектов административной реформы, оказались в числе победителей. На создание МФЦ в Таганроге Федерация выделяет 24 млн. рублей, а на реализацию региональной Комплексной программы повышения качества услуг на базе новых МФЦ до 2010 года – 750 тысяч рублей.


Геннадий Белоцерковский

___________________________

<<<< Интервью руководителей

Размещен:
18.09.2010 11:30:23|
Изменен:
30.04.2008 14:57:00

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112

Справочные телефоны, rra@donpac.ru

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации