Распечатать

В.Е. Дерябкин, заместитель губернатора - министр экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей, об экономическом потенциале Ростовской области (журнал «Вестник донской экономики», № 2 (16), 2008 г.)


Виктор Дерябкин, заместитель губернатора — министр экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области:
«У нас есть резервы, чтобы войти в тройку лидеров»


— Согласно данным рейтингового агентства «Эксперт РА» и Всемирного банка, по уровню инвестиционного риска Ростовская область входит в топ-10 российских регионов, занимая шестое место. Виктор Ефимович, признайтесь, вам это льстит?

— Я бы сказал о чувстве сдержанного оптимизма, поскольку шестое место — все-таки не первое. Значит, у нас еще имеются резервы, задействовав которые, можно претендовать на вхождение в тройку лидеров. Хотя тенденция, наблюдаемая на протяжении последних лет, конечно, радует.

В 2002 году в Ростовскую область было привлечено 29 млрд руб., в 2003 году — 39,4 млрд руб., в 2004 году — 52 млрд руб., в 2005 году — 60 млрд руб., в 2006 году — 90,6 млрд руб., а по итогам 2007 года — более 120 млрд руб. Донские власти отдают себе отчет в том, что в современных условиях именно инвестиции способны заметно увеличить объемы валового регионального продукта, существенно пополнить местные бюджеты, завоевать новые экономические ниши, раскрыть инновационный потенциал.

— Удается?

— Итоги 2007 года позволяют говорить о том, что для экономики Ростовской области он был не менее успешным, чем предыдущие. По большинству показателей темпы роста на Дону выше, чем в среднем по России. ВРП увеличился на 10,9%, индекс промышленного производства — на 12%, реальные денежные доходы — на 14%, реальная заработная плата — на 16%.

По большинству других показателей донской регион сохранил либо улучшил свои позиции по сравнению с аналогичным периодом 2006 года.

— С некоторых пор Ростовская область позиционирует себя как регион не только аграрный, но и индустриальный. Донской парламент принял закон «О зонах экономического развития», который предполагает создание зон двух типов, в том числе промышленного. Вы считаете, что будущее — именно за ними?

— Сегодня уже не актуально модернизировать старые производственные мощности — актуально создавать новые. Администрация Ростовской области сделала ставку на строительство новых заводов и фабрик — с нуля, в чистом поле. По мнению специалистов, в России грядет эра гринфилдов. Между тем наш регион в этой эре, можно сказать, уже живет.

К настоящему моменту заявлено о намерении создания на Дону промышленных зон: Новоалександровской, Юго-Восточной Азовской, Южно-Батайской, Заречной и Октябрьской. Причем две уже заполнены резидентами. В Новоалександровской промзоне разместятся завод безалкогольных напитков, молокоперерабатывающий и стекольный заводы, а в Юго-Восточной Азовской промзоне — автомобильный завод и завод по производству чипсов.

В Батайской промзоне якорными резидентами выступают холдинг «АГРОКОМ», начавший строительство мясокомбината. В Октябрьской — ООО «Евродон», планирующее строительство ряда заводов, в том числе по производству сэндвич-панелей, горячей оцинковки и металлоконструкций.

В Заречной — ЗАО «Азово-Донское пароходство» и ГК «Юг Руси». Первая из этих компаний ведет строительство универсального портового комплекса и логистического центра в рамках транспортного коридора Север — Юг, вторая — нефтеналивного терминала с причальным комплексом и бумагоделательного производства.

Кстати, наш проект «Эра гринфилдов» был презентован на международном инвестиционном форуме «Сочи-2007» и вызвал повышенный интерес его участников — политиков и бизнесменов, среди которых был Владимир ПУТИН. Мы объясняем этот интерес тем, что создание промышленных зон отвечает федеральной тематике.

— А не опасаетесь, что заявленные в промзонах проекты окажутся труднореализуемыми из-за инфраструктурных ограничений?

— Закон «О зонах экономического развития» разработан в целях обеспечения комплексного решения значимых социально-экономических вопросов региона и повышения уровня жизни его населения. Руководствуясь этим, администрация области выделяет значительные средства для того, чтобы ликвидировать имеющиеся инфраструктурные ограничения и открыть возможности для строительства новых предприятий — завтрашнего дня донской экономики. В течение 2007-2010 годов на эти цели будет выделено 1,1 млрд руб.

— По мнению экспертов, в Ростовской области создан благоприятный инвестиционный климат, отсюда — желание многих компаний локализовать свои проекты именно на Дону. Однако, согласитесь, что инвестор инвестору рознь. Можете назвать так называемых брендовых операторов, тех, кто обладая мировым именем, пришел в наш регион?

— «Кока-Кола» — брендовый оператор? Компания уже приступила к строительству в Азовском районе завода по производству безалкогольных напитков, который обещает стать крупнейшим в Восточной Европе. Его мощность на первом этапе составит 300 млн, а на втором — 500 млн литров в год. За право разместить у себя этот завод боролись несколько регионов, в том числе украинский Днепропетровск. А «Ла Фарж» — разве не брендовый оператор? Французы выиграли аукцион на право разработки на территории Матвеево-Курганского района месторождения сырья, необходимого для производства цемента. Думаю, уже в нынешнем году начнется строительство завода мощностью около 2 млн тонн. У «Ла Фаржа» не было недостатка в предложениях, но первый свой российский завод компания решила разместить именно у нас. Оба инвестора вкладывают в область значительные средства, стоимость проектов составляет соответственно 120 и 250 млн евро.

Впрочем, этими двумя игроками список не ограничивается. Турецкая компания «Меринос» подписала с администрацией Ростова соглашение о строительстве коврового завода: первоначально он будет выпускать 5-8 млн, а в перспективе — до 15 млн квадратных метров ковровых изделий. По признанию самих турок, ростовское предприятие станет базовым для поставок их продукции не только в регионы России, но и в страны СНГ. Полагаю, не нуждается в представлении и компания «ИКЕА».

Шведы открыли в Аксайском районе торговый комплекс «МЕГА» площадью 130 тыс. квадратных метров. Я мог бы продолжить. Но должен сделать принципиальную оговорку: период, когда область была рада каждому инвестиционному рублю, закончился. Как и своеволие инвестора — когда тот сам решал, где, что и как строить. Мы уже в состоянии определять эти вопросы самостоятельно и выбирать, кто и что сегодня нужнее региону. И самое главное: мы уже способны поставить барьер на пути тех инвестиций в область, которые ничего хорошего ей не принесут — скажем, с точки зрения той же экологии.

— А довольны ли вы собственниками, которые пришли на действующие донские предприятия?

— В большинстве случаев — да. Возьмите «Ростсельмаш», чью продукцию во время прошлогоднего визита на Дон высоко оценил лично президент. Сейчас завод входит в пятерку крупнейших производителей сельхозтехники в мире. Его оборот вырос почти втрое, а непосредственно доля экспортных продаж — с 19 до 25 %.

На «Тагмете» реализуется инвестиционная программа, включающая себя поэтапную реконструкцию основного производства и строительство электросталеплавильного цеха мощностью 1 миллион тонн стали в год.

На БКМПО налажено производство плоского проката для авиастроительных заводов компаний Боинг» и «Эйрбас». Предприятие занимает 78% внутреннего рынка порошковой металлургии, а также является единственным в России производителем восстановленных порошков.

НЭВЗ подписал с ОАО «РЖД» соглашение, обеспечивающее заводу серьезную загрузку до 2015 года. Кроме того, планируется выпуск электровоза, разработанного совместно с канадской компанией «Бомбардье Транспортейшен».

— Развито ли в Ростовской области частно-государственное партнерство при реализации крупных инвестиционных проектов?

— Прошлой весной правительственная комиссия одобрила «Комплексную программу строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области», разработанную ОАО «Евразийский» при участии областной и городской администраций. Высокую оценку ей дали многие федеральные министры. Первый вицепремьер Сергей ИВАНОВ, выступая на форуме «Сочи-2007», назвал нашу «Комплексную программу» эффективным инструментом решения проблемы обеспечения населения качественной питьевой водой.

Программа соответствует приоритетам социально-экономического развития страны, потому и получила господдержку из средств Инвестиционного фонда.

Ее сметная стоимость — свыше 22 млрд руб., из них 1,5 млрд руб. внесет бюджет Ростовской области. Зона охвата — восемь муниципальных образований с населением почти 2 млн человек.

Благодаря программе появится инфраструктура, обеспечивающая строительство 12 млн квадратных метров жилья и 4 млн квадратных метров коммерческой недвижимости. Налоговые поступления в федеральный бюджет достигнут 11 миллиардов, в региональные бюджеты — 12,5 млрд руб.

На cочинском форуме были представлены также проекты строительства новых международного аэропорта и универсального порта. Аэропорт планируется разместить на территории бывшего Батайского авиагородка. В отличие от строящегося сочинского аэропорта, наш не будет иметь сезонной специфики. Его пропускная способность — 8 млн человек и 70 тыс. тонн грузов в год.

Универсальный порт разместится на 280 гектарах ростовского левобережья. Он рассчитан на перевалку 16 млн тонн грузов в год. Данные проекты также нашли одобрение высокопоставленных федеральных чиновников. Поэтому они имеют высокие шансы на софинансирование из Инвестиционного фонда. Соответствующие документы активно готовятся и в ближайшее время будут представлены на рассмотрение правительственной комиссии.

— Виктор Ефимович, как, по вашему прогнозу, будет развиваться экономика Ростовской области в 2008-м и в последующие годы?

— Надеюсь, что не менее динамично. Осенью 2007 года прошла выставка «Экономический потенциал Ростовской области», где было представлено свыше 400 инвестиционных проектов, реализуемых либо запланированных к реализации в 55 муниципальных образованиях Дона. Презентация еще 300 проектов состоялась в рамках выставки «Ростов гостеприимный». В ней также приняли участие все города и районы. Посетив обе эти выставки, можно было составить впечатление о потенциале и перспективах развития области. По нашим прогнозам, в 2008 году объем инвестиций в Ростовскую область составит 125,3 млрд руб., в 2009 году — 148,1 млрд, в 2010 году — 174,2 млрд руб. Ожидаемый темп роста — не ниже 10% в год. Большая часть инвестиций будет направлена в производственную сферу и на реализацию инфраструктурных проектов. Уверен: оптимальный путь развития донской экономики — это модернизация хозяйственного комплекса, вложение средств в новые высокотехнологичные производства, наращивание и использование научного потенциала. На это мы сегодня и нацелены.

Никита Логвинов

___________________________

<<<< Интервью руководителей

Размещен:
18.09.2010 11:30:01|
Изменен:
12.03.2008 17:40:00

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112

Справочные телефоны, rra@donpac.ru

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации