Распечатать

И.А. Гуськов, министр общего и профессионального образования, о научном потенциале Ростовской области, об интеграции науки и образования на Дону, поздравление министра в адрес донских ученых ("МК-на-Дону", 06.02.08)


К новым достижениям, к новым горизонтам


8 февраля в России отмечается профессиональный праздник научных работников, всех, кто причастен к этой наиважнейшей и прогрессивной области человеческой деятельности. На территории нашей области усилиями нескольких поколений ученых и педагогов сформировался крупнейший на юге России научно-образовательный комплекс, созданы научные школы, занимающие лидирующее положение в стране и получившие мировое признание. О том, каков сегодня научный потенциал нашей области, как осуществляется интеграция науки и образования, мы решили поговорить с Игорем Гуськовым, министром общего и профессионального образования Ростовской области.

- Игорь Александрович, какова сегодня связь науки и образования? В чем ее значимость?

В вузах области найдены пути организации научных исследований в условиях рынка и отвечающие в основном концепции развития науки в России. Отмечается стабильность бюджетного финансирования на научные исследования высших учебных заведений, активность ученых вузов по участию в конкурсах грантов, объявляемых различными фондами и Минобрнауки РФ.

Создание на базе РГУ Южного федерального университета, победа ТРТУ в национальном конкурсе инновационных программ высшего профессионального образования свидетельствует о конкурентоспособности донских вузов на национальном уровне, а по ряду направлений (нейрокомпьютеры, биотехнологии) – на международном уровне.

Значительные суммы средств, выделенные вузам-победителям в конкурсе национального проекта «Образование», были реализованы на приобретение современного оборудования, в том числе и на оснащение научных лабораторий, внутривузовских НИИ.

Южный федеральный университет обладает мощным научно-инновационным потенциалом. НИОКР в объеме 445 млн. руб. в год выполняется по более чем 25 отраслям наук (около 90 научных направлений) на факультетах, 12 НИИ, 8 конструкторских бюро, 6 центрах коллективного пользования, Ботаническом саду и т.д. В двух технопарках сосредоточено около 50 малых предприятий, выполняющих объем работ около 1,5 млрд. руб.

В ЮФУ по приоритетным направлениям научных исследований и подготовки специалистов работает около 80 научных школ, 5 из которых признаны ведущими.

Южный научный центр РАН в значительной степени укомплектован выпускниками и бывшими сотрудниками РГУ, ТРТУ. Этот процесс продолжается дальше в связи с созданием базовых кафедр для подготовки молодых и талантливых специалистов для ЮНЦ РАН.

Общий объем финансирования подразделений ЮНЦ РАН, сформированных на базе ЮФУ, в 2006 г. составлял 26,5 млн. руб.

В высших учебных заведениях на постоянной основе работает свыше полутора тысяч докторов наук, около 6 тысяч кандидатов наук, постоянно занимающихся научной деятельностью. По госбюджетным НИР ежегодно разрабатываются от 300 до 350 тем, по хоздоговорным НИР – 1150-1200 тем, 200-250 тем разрабатывается НИР работниками вузов по грантам.

- Востребована ли сегодня научно-исследовательская работа?

- Коротко отмечу наиболее важные научно-исследовательские работы (НИР) государственных вузов. Это, в первую очередь, исследования в области биохимии, новых методов исследований температурного поля, газоразрядных лазеров.

На базе ЮФУ, ДГТУ, ЮРГУЭС, ЮРГТУ созданы лаборатории и отделы Южно-Российского Центра Российской академии наук, на базе педагогического института ЮФУ – лаборатория Российской академии образования, что способствует реализации концепции интеграции академической и вузовской науки.

Развивается прогрессивная форма организации науки – создание технических и технологических парков (технопарков). Такие парки действуют в Таганроге, Новочеркасске, г. Ростове.

Развитие научно-учебно-производственной инфраструктуры (студенческие конструкторские бюро, технопарки, научно-учебные лаборатории и т.д.) и образовательной инноватики обеспечивает переход от передачи узкоспециальных знаний к междисциплинарным и комплексным, что требует перенастройки вузовской среды на формирование необходимых в инновационной экономике компетенций.

Именно к подготовке таких специалистов приступили несколько лет назад ведущие вузы области: Южный федеральный университет, Южно-Российский государственный технический университет, Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса.

При всех экономических сложностях, в которых были наши вузы, научная деятельность студенчества не прекращалась и число студентов, занимающихся в конструкторских бюро, технических кружках постоянно росло. В 30 конструкторских бюро и 5 тысячах научных кружках количество студентов привлеченных к научно-исследовательской работе за последние два года возросло и составляет около 22 тысяч. Неуклонно растет и количество участников всероссийских конкурсов и олимпиад. В течение прошлого года в них приняло участие около двух тысяч студентов ростовских вузов, рекомендовано к внедрению свыше 4 тысяч студенческих дипломов. Не уменьшилось количество проводимых в вузах студенческих научных конференций, в работе которых со своими научными докладами ежегодно выступают свыше полутора тысяч студентов государственных вузов.

- Что означает профилизация школьного образования?

Введение системы предпрофильной подготовки и профильного обучения в общеобразовательных учреждениях области – одно из самых значимых, масштабных направлений модернизации, позволяющее дифференцировать и индивидуализировать обучение. В результате происходят изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса.

Это позволяет создавать и расширять сеть учреждений повышенного уровня и учреждений, организующих профильное обучение на третьей ступени обучения, что является хорошей предпосылкой для массового введения профильного обучения.

Немаловажным фактором является и психолого-педагогическая поддержка моделирования дальнейшего профессионального пути выпускника школы.

В области принята тактика – сохранить высокий уровень подготовки выпускника школы и не подорвать при этом его здоровье, отработать модели профильного обучения на отдельных школах, подключить к ним профессиональные образовательные учреждения, производства, накопить банк методических материалов, технологий и только после этого переходить к массовому введению.

Именно так организован образовательный процесс в экономическом лицее №14 г. Ростова-на-Дону. Преподаватели лицея разработали экономическую игру, которая помогает сформировать лицеистам свою гражданскую позицию, а через социальные практики, возможность «профессиональных проб» помогает выстроить детям свою собственную образовательную траекторию. Самое главное, что выпускники лицея благодаря этому ясно представляют себе способ реализации выбранного жизненного пути и с учетом этого опыта продолжают свое обучение в учреждениях профессионального образования.

- Профильное образование – это эксперимент или повсеместная государственная программа?

Профильное обучение – это форма получения образования на старшей ступени (10-11 классы), которая вводится на основе реализации государственных образовательных стандартов и базисного учебного плана 2004 года. Введение профильного обучения прошло стадию эксперимента и входит в массовую практику.

- Каковы критерии успеха профильного образования?

К критериям успешности профильного обучения можно отнести распространенность профильного обучения, а также разнообразие профилей.

В области показателем распространенности профильного является численность учащихся старшей ступени (10-11 классы), обучающихся по программам профильного обучения - 31%.

В области реализуются 17 профилей: физико-математический, физико-химический, химико-биологический, биолого-географический, социально-экономический, социально-гуманитарный, филологический, информационно-технологический, художественно-эстетический, оборонно-спортивный, свободно-конкурирующий, технологический, языковой, информационно-математический, естественно-математический, экономико-математический, гуманитарно-эстетический. Наиболее востребованными являются информационно-технологический (56% от общего количества профилей), физико-математический (50%), социально-экономический (25%), социально-гуманитарный (18%), филологический (18%) профили.

В канун Дня российской науки поздравляю ученых с профессиональным праздником.

Искренне желаю вам новых успехов в развитии науки в регионе, личного благополучия и здоровья, творческого и физического долголетия!

___________________________

<<<< Интервью руководителей

Размещен:
18.09.2010 11:29:41|
Изменен:
06.02.2008 17:30:00

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112

Справочные телефоны, rra@donpac.ru

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации