Распечатать

Н.И. Сверчкова, заместитель губернатора - министр финансов, о параметрах трехлетнего бюджета, его задачах, особенностях планирования ("Российская газета. Экономика Юга России", 18.12.07)


Жить по средствам

С 2008 года Ростовская область переходит к принципиально новому финансовому планированию: бюджет региона будет составляться не на один год, как раньше, а на три. В чем преимущества такого планирования и как они скажутся на жизни населения донского края, рассказала министр финансов области Нина Сверчкова.


- Почему был выбран именно трехлетний шаг в планировании?

- Поправки в Бюджетный кодекс предоставили субъектам право выбора: переходить на трехлетний бюджет или жить дальше в режиме одногодичного, а на два последующих года по постановлениям губернаторов принимать лишь основные цифры. Наша область в числе большинства других регионов выбрала первый вариант.

- Какие плюсы у столь долгосрочного планирования?

- Их много. Во-первых, учитывая то, что средств на социальные сферы в казне становится все больше, появилась возможность планировать расходы более чем на год. Рассмотрим, например, строительство дороги. При годичном бюджете определялась сумма ровно на год, а дальнейшее финансирование определялось обтекаемо: планируем вкладывать не меньше, чем в предыдущие периоды. И в итоге все понимали, что в следующем году все будет непредсказуемо.

А теперь областное министерство транспорта имеет возможность даже на 2009 и 2010 годы пообъектно распределять средства, загодя заказывать разработку проектно-сметной документации, проводить работу с муниципальными образованиями. Это касается теперь всех распорядителей: и министерств с ведомствами, и муниципалитетов, которые в законе о бюджете теперь могут видеть свои дотации, субвенции и субсидии на будущие периоды. Появляется четкая, утвержденная законом перспектива.

Второй большой плюс: зная бюджет на три года вперед, его распорядитель может проводить торги по своим закупкам и сразу заключить со своими основными поставщиками долгосрочные контакты на год—три. На такие торги к нам придут только те компании, которые уверены в своих силах и которые не самоликвидируются, выиграв тендер. В противном случае для них предусмотрены штрафные санкции, и довольно серьезные. Это гарантия, что придут серьезные компании, а не фирмы-однодневки.

- Трехлетний бюджет оптимален для региона? Или при стабильности экономики можно переходить со временем к пяти- или даже десятилетнему планированию?

- Если стабильны экономика региона и отношения с федеральным центром, то бюджет можно планировать и на пять, и на десять лет вперед. Проживем 2008 год, будем принимать бюджет-2009 и плановые цифры 2010 и 2011 годов, постепенно включая все новые и новые годы. Два последующих года можно уточнять в зависимости от изменений ситуации по доходам и расходам.

Важный момент в планировании трехлетних бюджетов: мы не имеем права сокращать объем ассигнований, выделенных на следующие периоды, — на второй и третий годы трехлетки, а лишь только увеличивать.

- Какова будет доходная часть бюджета в ближайшую трехлетку?

- К 2010 году мы собираемся превысить уровень в 110 миллиардов рублей только собственных доходов, к которым получим еще 13 миллиардов из федерального бюджета в виде дотаций. Для сравнения: в 2006 году у нас было всего 42 миллиарда рублей, а 2007 год мы закончим с 58 миллиардами. Эти определит возможности области в росте зарплаты бюджетников, в увеличении социальных выплат.

Все три года мы планируем формировать бюджет с профицитом. С 2003 года Дон живет с бездефицитным бюджетом, и очевидно, что область способна решить вопросы развития, инвестиций и обязательных платежей за счет собственных ресурсов.

Задача на ближайшие годы — сокращение удельного веса федеральных вливаний в бюджет области. Этот год мы заканчиваем с удельным весом в 23 процента в общем объеме поступлений, а до конца 2010 года собираемся снизить долю федеральных средств до 10,6 процента.

- Зачем же отказываться от федеральных средств?

- По последним поправкам в Бюджетный кодекс существует градация территорий согласно их зависимости от федерального бюджета. Те регионы, где удельный вес федеральных средств в бюджете ниже 20 процентов, считаются самообеспечиваемыми территориями. Они вправе самостоятельно определять содержание аппарата, иметь собственную систему оплаты труда бюджетников и вообще быть самостоятельными в принятии финансовых решений.

Те, у кого федеральные вливания достигают 60 процентов, должны составлять соглашение о получении финансовой помощи и согласовывать с федеральным центром целый ряд позиций. Если в бюджете от 60 до 100 процентов федеральных средств, то территория полностью зависит от федерального центра. Она не имеет права на самостоятельное определение позиций в бюджетной политике.

Ростовская область чуть недотягивает до 20-процентной планки, но в ходе реализации трехлетнего бюджета мы ее преодолеем. В 2009 году мы получим уже всего лишь 16 процентов из федерального бюджета и, соответственно, перейдем в первую категорию территорий.

- За счет чего растет доходная часть областного бюджета? Какие налоговые поступления будут основными?

- Основными в формировании доходной части будут те же налоги, что и сейчас: налог на доходы физических лиц и налог на прибыль. Их удельный вес в общей массе — более 50 процентов. По прогнозам, они останутся налогами-лидерами, так как экономика поднимается, зарплаты увеличиваются, занятость растет.

Вырастет в общей массе удельный вес неналоговых доходов. Основное наше богатство — земля, поэтому то, что мы имеем с земли, отражается на неналоговых доходах. Там, где муниципалитеты занимаются этим вопросом, где привлекаются инвестиции и идет активное строительство, отмечен существенный рост этих доходов. Неналоговые доходы составляют 3,6 процента в консолидированном бюджете области, а их потенциал к 2010 году — 10 процентов от общей массы.

- Как будут строиться отношения между бюджетами центра и муниципалитетов?

- Сделано все необходимое, чтобы муниципалитеты были более самостоятельными в принятии финансовых решений. Губернатор согласовал передачу с 2008 года четырех источников дохода для формирования доходной базы муниципалитетов.

Это можно считать революционным шагом в обеспечении муниципалитетов. Со следующего года 45 процентов налогов, взимаемых по упрощенной системе налогообложения, будет передаваться муниципалитетам, а районам и поселениям — по 22,5 процента. Единый сельхозналог передается муниципалитетам в полном объеме. 30 процентов от налога на имущество организаций и 50 процентов транспортного налога мы передаем муниципалитетам. Это достаточно большие суммы. В абсолютных цифрах в 2008 году это будет порядка 3,1 миллиарда рублей.

Вдобавок при расчете дотаций на обеспеченность бюджетов муниципалитетов — а это в 2008 году будет 2,6 миллиарда рублей — мы не учитываем, что у них выросла доходная база за счет передачи вышеупомянутых налогов. Туда, где перевыполняется план по собираемости налогов и обеспечиваются все обязательные расходы — зарплаты бюджетникам, социальная сфера, за счет областных дотаций пойдут ресурсы на развитие дополнительных направлений. Мы заложили в бюджет следующего года 100 миллионов рублей на поощрение лучших муниципальных образований по организации социально-экономического развития и бюджетного процесса.

- Каковы будут основные направления налоговой политики на Дону в ближайшее время?

- Стоит задача по наращиванию финансирования социальных отраслей. 60 процентов бюджета области будет направляться на социальные нужды, на финансирование здравоохранения, просвещения, соцзащиты, культуры, физкультуры и спорта. Вырастут «детские» выплаты: сейчас мы платим 100 рублей на одного ребенка, а начиная с 2008 года базовой суммой станет 200 рублей. Для жителей области, которые не в состоянии самостоятельно рассчитываться по коммунальным платежам, мы тоже предусмотрели субсидии. Поставлена задача — постепенно сокращать долю платежей семьи в оплате коммунальных услуг и жилья и увеличивать долю бюджетных средств. В 2008 году доля плательщиков будет 18 процентов, в 2009-м — 16, в 2010-м — 15 процентов.


Сергей Бондарев
 

___________________________

<<<< Интервью руководителей

Размещен:
18.09.2010 11:28:38|
Изменен:
06.02.2008 16:58:00

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112

Справочные телефоны, rra@donpac.ru

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации