Распечатать

Ю.Г. Андриади, зам.губернатора-министр строительства, архитектуры и ЖКХ области, о реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» (Журнал «Вестник министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РО» № 1 2006 г.)

  ВМЕСТЕ – К ОДНОЙ ЦЕЛИ

КАК НАМ РЕАЛИЗОВАТЬ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ?

Сегодня, пожалуй, ни у кого нет сомнения, что наступивший 2006 год пройдет под знаком реализации приоритетных национальных проектов. Определенные в середине минувшего года Президентом РФ, они сегодня приобретают статус общероссийских ориентиров развития, несут новые импульсы развития важнейших сфер в экономике и обществе. На видном месте в ряду национальных проектов находится проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Главная нагрузка в его выполнении на Дону ложится на областное министерство строительства, архитектуры и ЖКХ.

Но что необходимо для того, чтобы решить эту важнейшую задачу? Заместитель губернатора – министр строительства, архитектуры и ЖКХ области Юрий Георгиевич АНДРИАДИ убежден: простым наращиванием темпов и объемов строительства ее не решить.

– Да, увеличение числа ежегодно сдаваемых квадратных метров жилья – это условие необходимое. Но еще не достаточное для того, чтобы считать задачи национального проекта выполненными. С одной стороны, корректировка годовой программы жилищного строительства в области вполне правомерна. И какой бы сложной ни казалась задача сдачи в 2006 году 1,4 миллиона квадратных метров жилья вместо ранее обозначенных 1,308 миллиона, каждому специалисту ясно, что только при таких темпах строительства можно выйти на определенную национальным проектом величину в 1,9 миллиона квадратных метров к 2010 году.

Но ведь построенное жилье надо будет обслуживать на должном уровне. Только тогда оно может считаться комфортным. А это значит, что надо подтягивать на уровень задач национального проекта жилищно-коммунальную сферу. Необходимо четко организовать капитальное строительство и грамотно распределить мощности этой подотрасли. Ведь от ее работы зависит своевременный подвод к жилью всех требуемых инженерных коммуникаций. То же можно сказать о промышленности стройматериалов. Жилье надо из чего-то строить. И это должны быть добротные стройматериалы и в достаточном количестве.

Надо продумать архитектуру жилищного строительства, которое, пожалуй, впервые в постсоветской России, принимает массовый характер. Наконец, надо правильно распределить усилия, отчетливо представляя, сколько жилья нам требуется построить в городе, а сколько – на селе. Сразу скажу: корректировка годовой программы произведена как раз в пользу увеличения сельского строительства. До сих пор у нас если и говорили о жилищном строительстве на селе, то как-то вскользь. Теперь вопрос поставлен, что называется, ребром…

Так что, как видите, определенные национальным проектом «Доступное и комфортное жилье…» задачи носят ярко выраженный комплексный характер. Дело здесь найдется для каждой из курируемых областным минстроем отрасли. И работы будет много.

– Если кратко: по каким направлениям ее предстоит вести?

– Частично этого вопроса я уже коснулся. Но попробую сформулировать задачи, стоящие перед министерством, более сжато. Итак, нам предстоит развернуть работу по следующим направлениям:

  • увеличение объемов жилищного строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры;
  • повышение доступности жилья;
  • выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан;
  • увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования.

Вот какие задачи стоят в центре внимания рабочей группы, образованной в нашем министерстве специально для работы по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье…» Наша рабочая группа – это как бы одно из звеньев областной комиссии по реализации приоритетных национальных проектов. Она создана при администрации области под непосредственным руководством губернатора В.Ф. Чуба.

– Но начинается все, разумеется, со строительства…

– Что ж, наращивание темпов ввода жилья и его объемов – задача для нас не новая. Донские строители успешно решают ее на протяжении ряда лет. Сданные в 2005 году 1,2 миллиона квадратных метров жилья – убедительное тому подтверждение. Это на 5,5 процента больше, чем в 2004 году. Программа минувшего года, таким образом, выполнена на 110,7 процента. Для успешного достижения целей, поставленных приоритетным национальным проектом «Доступное и комфортное жилье…», у нас сегодня есть и материально-техническая база, и необходимый опыт, и квалифицированные кадры.

Рост объемов строительства жилья предполагает и увеличение площадей под застройку. Соответствующая работа уже проделана. Подготовлены новые территории под жилищное строительство, сформирована областная программа развития инженерной инфраструктуры перспективных территорий застройки, предусмотрены инвестиции в инженерное обеспечение строительных площадок и, в основном, определены их источники – в том числе и из областного бюджета. То есть, как видите, необходимая подготовительная работа проведена.

Я уже касался выше проблемы качественных стройматериалов. Это больше чем просто вопрос снабжения и материального обеспечения реализации нацпроекта. Это вопрос, если хотите, социальный. Состояние промышленности строительных материалов напрямую влияет на ценовую политику на рынке жилья. Вот почему важно сразу определить перспективы на этом направлении. Сегодня те мощности по производству стройматериалов, которыми мы располагаем, в основном, покрывают потребности строителей области. Но нельзя забывать, что уже завтра мы можем испытать определенный дефицит в строительных материалах. Значит, уже сейчас надо думать о наращивании производственных мощностей.

И такие планы уже разработаны. В этом году начнется реализация ряда проектов. В частности, будут создаваться мощности по производству сборных железобетонных конструкций для строительства сборно-каркасных домов в Ростове, начнется строительство заводов по производству керамического кирпича и сухих строительных смесей в Шахтах. В Ростове будут возводить корпуса завода по производству пенобетонных блоков автоклавного твердения. Рассматриваются предложения по далеко идущей структурной перестройке производственной базы жилищного строительства.

С учетом всего сказанного имеется уверенность в том, что рубеж в 1,9 миллиона квадратных метров жилья, определенный на 2010 год, вполне достижим. Состояние донского строительного комплекса и проведенная подготовительная работа позволяют нам ставить такую задачу и рассчитывать на ее безусловное решение. Разумеется, в этой работе мы вправе ждать поддержки и активного участия в нашем общем деле всех муниципальных образований области.

– Повышение доступности жилья прописано в национальном проекте особо. Думается, проблема эта не ограничивается созданием оптимальных условий для ипотечного кредитования. Это, бесспорно, важно, но, в конце концов, те, кто работает и зарабатывает, с ипотечным кредитом справятся. А значит, и с жильем будут… А вот те, у кого с заработком совсем негусто, кто в силу объективных причин не в состоянии потянуть кредит – для них место в национальном проекте нашлось?

– Конечно. Государство не отказывается от своих обязательств по отношению к таким категориям граждан. И это, кстати, тоже прописано в проекте. В его свете особую значимость приобретает строительство так называемого социального жилья. Сейчас необходимо последовательно формировать его фонд. С учетом этого главам муниципальных образований следует зарезервировать территории, на которых в течение ближайших лет будет идти строительство социального жилья.

Еще одна категория, которой необходимо выделять жилье за счет средств областного бюджета. Речь идет о детях, оставшихся без попечения родителей, и сиротах. Только в прошлом году для обеспечения их жильем было затрачено 37 миллионов рублей. Крышу над головой тогда получили 113 детей-сирот. Но уже в нынешнем году бюджетом на эти цели предусмотрено более 136 миллионов рублей. Такой крупной суммы еще не выделялось не только на Дону, но и в России.

К сожалению, в прошлом были случаи, когда детям невозможно было предоставить жилье только потому, что местные власти вовремя не подготовили все необходимые документы. Такое просто недопустимо. Ведь речь идет об элементарном внимании и заботе о, пожалуй, наименее защищенной в социальном отношении категории наших граждан.

– А где, в первую очередь, начнется строительство такого жилья?

– Проектировать и строить социальное жилье, жилье для детей-сирот, а также дома для работников бюджетной сферы мы в этом году уже начали в девяти муниципальных образованиях области. Это Таганрог, Шахты, Новошахтинск, Гуково, Белая Калитва, Азов, Новочеркасск, Донецк и Ростов. Работа здесь ведется, что называется, по всему фронту. Если в прошлом году на проектирование названных объектов из областного бюджета направлялось 8,5 миллиона рублей, то в нынешнем эта сумма почти что утроилась. К финансированию дополнительно подключены Волгодонск, Батайск, Красный Сулин, Сальск и Зерноград.

В бюджете 2006 года на формирование фонда социального жилья предусмотрено выделение 90 миллионов рублей. В последующие годы сумма эта будет постоянно увеличиваться на четверть. Дополнительно в бюджете предусмотрены средства на строительство инженерных коммуникаций к возводимому жилью.

На особом месте стоит строительство жилья в шахтерских районах в рамках программы переселения граждан из аварийного и ветхого жилья. До 2010 года здесь только на переселение предстоит освоить около 2,7 миллиарда рублей, непосредственно на строительство жилья в шахтерских районах в бюджете области на 2006 год предусмотрено кредитование в размере более 260 миллионов рублей.

Таким образом, финансирование программы строительства жилья для льготных категорий жителей Дона за счет всех уровней бюджета и привлеченных средств превысит миллиард рублей.

– Да, размах…

– Вот только не все территории оказались готовы к такой масштабной работе. Речь опять идет о наших застарелых болезнях: своевременной и полной подготовке документации, в том числе и проектно-сметной. В ряде мест не могут с организацией конкурсов на право получение подряда справиться… Большие средства требуют умения рационально их расходовать. Об этом не устает говорить губернатор В.Ф. Чуб, постоянно и весьма жестко предупреждая глав территорий: не омертвляйте капиталовложения!

– И какова реакция?

– Эффект, конечно, есть. Но все еще недостаточный. Поэтому в наступившем году мы разработали ряд практических мер, чтобы не допустить больше ситуации, подобной прошлогодней. Тогда в какой-то момент заложенные в бюджет суммы вообще не использовались. И произошло это исключительно по нерасторопности руководителей территорий. Вот в нынешнем году первостепенное внимание уделяем оперативной разработке проектно-сметной документации. От уговоров перейдем к более решительным мерам. То же и со своевременной организацией конкурсов. Задача поставлена четко: срывов их в нынешнем году быть не должно.

– Кстати, о непорядках с оформлением документации по градостроительному планированию тоже немало говорится…

– Не зря говорится. Это очень серьезный недостаток, мешающий экономическому развитию всего региона. Ведь отсутствие заранее подготовленных для реализации различных инвестиционных проектов территорий приводит к увеличению сроков подготовки предложений для инвестора, неоправданной нагрузке на выполнение технических условий. А в конечном итоге все это снижает инвестиционную привлекательность области.

Хочу заметить, что роль градостроительной документации, необходимой для определения границ земельных участков, предназначенных для строительства и реконструкции, с введением нового Градостроительного кодекса возросла. И одновременно возросли требования к подготовке такой документации. Кодексом установлены жесткие сроки. Теперь без документов территориального планирования не будет приниматься ни одно решение о резервировании земель и их переводе из одной категории в другую для государственных и муниципальных нужд, а также об изъятии земельных участков. Иными словами любые операции с землей должны быть сначала соответствующим образом оформлены. И этим должны заниматься муниципалитеты. Руководителям территорий следует понять, что работа по подготовке градостроительной документации не одного дня требует. Процесс это длительный, занимающий 2-3 года: картография – дело сложное. А следовательно, приступать к работе надо уже сейчас.

– Думается, услышав о сложности работы, в муниципалитетах немедленно заговорят о нехватке денег…

– В материальные трудности территорий мы вникаем. Сегодня с учетом актуальности проблемы обеспеченности градостроительной документацией область часть расходов по подготовке документов территориального планирования городских округов и поселений берет на себя. В первую очередь, это касается тех, что расположены в районах активного экономического развития. Например, Ростовская агломерация, Восточный Донбасс, Волгодонская система расселения…

Но здесь еще одно существенное «но». Градостроительное проектирование испытывает кризис. Целых 15 лет подобная документация, по существу, не разрабатывалась, сократилось число специалистов-проектировщиков, за это время исчезли целые зональные и территориальные институты. И вот сегодня мы вынуждены вплотную заняться решением этих проблем. Иначе ни о каком строительстве – как в рамках национального проекта, так и в рамках всех других программ и планов – не может быть и речи. Вопрос выбора места возведения того или иного объекта и наличия необходимых энергоресурсов требует немалых вложений. Но это фундаментальный вопрос, и при решении его надо стараться как можно лучше использовать уже имеющуюся инфраструктуру.

– Вы только что отметили взаимосвязь между качеством подготовки градостроительной документации и экономическим развитием региона – в частности, созданием в нем благоприятного инвестиционного климата. Какие меры по привлечению на Дон новых инвесторов планирует предпринять непосредственно минстрой области?

– В министерстве уже создан отдел проектного сопровождения, в чьи функции входит отбор площадок и оказание содействия муниципалитетам в проведении процедуры предварительного согласования мета размещения объекта. Кроме того, специалисты отдела правомочны решать вопросы распределения нагрузки по инфраструктуре. Если возникнет такая необходимость, то отдел сможет оказать содействие также и в организации работ по градостроительному обоснованию размещения объекта и в получении всего пакета разрешительных документов и согласований.

– Мы начали наш разговор с комплексного характера задач, поставленных в приоритетных национальных проектах. Я так понимаю, что еще и в силу такого их характера следует усилить внимание к выполнению уже существующих областных целевых программ. Таких, как, скажем, программа газификации…

– Что такое национальный проект? Это, прежде всего, сумма приоритетов в социально-экономическом развитии региона. Потому и зовется он приоритетным. Может ли считаться комфортным и доступным жилье, к которому не подведен газ? Ответ, я думаю, ясен: нет!

А между тем обнаруживаются такие муниципалитеты, которые эту простую истину никак не усвоят. Газопроводы по их территориям проложены, но не эксплуатируются, поскольку в населенных пунктах не готовы сети низкого давления. Это значит, что огромные средства, вложенные в строительство газовых магистралей, по существу, омертвлены. Если учесть, что в минувшем году на реализацию программы газификации области из всех источников финансирования было направлено 778 миллионов рублей, то даже если десятая доля этой суммы не дает отдачу – это уже должно рассматриваться как ЧП.

Тем более что примеры хозяйского отношения к проблеме газификации есть, и их немало. Так, в селах Песчанокопского района смогли газифицировать 1955 квартир. Разводящие сети низкого давления общей длиной 70 километров начали строить в четырех населенных пунктах заранее, и к моменту окончания строительства подводящих газопроводов высокого давления они были уже готовы.

Но, видно, в Багаевском районе, где газ так и не пришел в хутор Елкин, в Азовском районе, где остаются без «голубого топлива» села Порт-Катон и Маргаритово, в Семикаракорском, где не могут решить проблему газификации хутора Сусат, и ряде других муниципальных образованиях взгляд на проблему иной. Более беззаботный, что ли. А точнее – безответственный.

Хочу еще раз напомнить главам территорий: именно вам необходимо активно работать с людьми и предприятиями, организуя строительство разводящих сетей низкого давления в населенных пунктах. Причем не ждать, пока за околицей появится газовая магистраль, а заранее прокладывать газопроводы низкого давления непосредственно на улицах сел и хуторов. Ведь перечень газифицируемых населенных пунктов известен заранее. Средства на газификацию выделяются – и немалые. Так действуйте!

– Коль скоро комфортность жилья напрямую зависит от качества работы жилищно-коммунальной сферы, следующий вопрос, естественно, о состоянии донского ЖКХ. Как эта все еще остающаяся проблемной отрасль готовится к реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье…»?

– Собственно, пути реформирования ЖКХ были намечены уже раньше, а последние президентские инициативы лишь ускорили перемены. Магистральным направлением их остается формирование частно-государственного партнерства на предприятиях жилищно-коммунального комплекса. Мы стараемся добиться того, чтобы частный капитал активно участвовал в реализации инфраструктурных проектов в сфере ЖКХ. Примером такого сотрудничества государства и крупного бизнеса является проект, осуществляемый сегодня на ростовском «Водоканале». Здесь, как известно, частный инвестор – «Евразийское водное партнерство» – вкладывает в реконструкцию системы водоснабжения и водоотведения в Ростове 1,1 миллиарда рублей. Из них 410 миллионов рублей освоено в 2005 году, и еще 428 миллионов рублей будет освоено в году нынешнем.

Но положение как в водоканализационном хозяйстве, так и в сфере ЖКХ в целом остается все еще весьма и весьма сложным. Отрасль перенасыщена предприятиями-банкротами. И финансовое оздоровление их представляется весьма проблематичным. Это объясняется, прежде всего, несовершенством существующего законодательства, где отсутствуют специальные нормы, регулирующие банкротство предприятий того же водоканализаицонного хозяйства. Как банкротить предприятия топливно-энергетического комплекса, прописано, а о ЖКХ ничего не говорится.

А в итоге складывается негативная практика банкротства предприятий отрасли, при которой наиболее ликвидное имущество (оборудование, сооружения и транспорт) продается с молотка, а неликвидное (сети, насосные станции, котельные) передается на баланс муниципалитетов. Муниципалитет в этом случае получает имущество, изношенное на 85-100 процентов. Такой порядок ведет лишь к развалу жизненно важной отрасли.

Нет, в жилищно-коммунальной сфере надо срочно искать другие, более надежные, учитывающие специфику отрасли способы финансового оздоровления. Готовые кальки и шаблоны здесь абсолютно не подходят. И более того, как мы уже убедились, способны нанести труднопоправимый вред.

Здесь также очень многое зависит и от принципиальной позиции руководства города, района или поселения. Не надо занимать позицию стороннего наблюдателя. В конце концов, местным властям, и никому другому, отвечать перед населением за низкое качество услуг ЖКХ. Так что с их стороны необходим постоянный контроль за выполнением плана финансового оздоровления предприятий жилищно-коммунальной сферы, необходимо и заинтересованное участие в реформировании предприятий ЖКХ.

– Говорят: понять проблему, значит, наполовину уже решить ее… Министерство, по всему видно, к решению стоящих перед ним задач подходит с трезвых и реалистичных позиций. Но хватит ли сил, Юрий Георгиевич? Ведь проблем – и очень непростых, как выясняется, остается все еще очень и очень много…

– Хочу еще раз повторить: уровень развития, на котором мы находимся, состояние экономики, финансов, социальной сферы позволяет ставить масштабные задачи и добиваться их решения. Единственно, взявшись за дело, следует всегда помнить: никаких ресурсов не хватит, если не заботиться об эффективном их использовании, если движение к намеченной высокой цели не подкреплять настойчивой и серьезной организационной работой. Вот тогда и сил хватит, и результат будет достигнут впечатляющий. Не наполовину – на все сто!

Размещен:
18.09.2010 11:22:38|
Изменен:
25.01.2007 14:41:00

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112

Справочные телефоны, rra@donpac.ru

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации