Распечатать

И.А. Гуськов, министр общего и профессионального образования, о формировании школы нового поколения ("Молот", 16.01.07)

 

Школа существует не для директора, а для ребенка


Какие шаги по формированию школы нового поколения предпринимаются в Ростовской области, министр общего и профессионального образования Игорь Гуськов рассказал в беседе корреспонденту «Молота».

- Наверно, прежде всего речь должна идти о зарплате, ибо еще несколько лет было сказано, что отрасль - на грани развала из-за отсутствия притока новых кадров.

- Сегодня наша школа, в основном, держится на тех людях, которые закончили педагогические вузы лет 30 назад. Процент работающих пенсионеров за прошедшие пять лет почти удвоился. В школу приходят менее десяти процентов выпускников высших учебных заведений педагогического профиля. Во вводимой с первого января новой системе оплаты труда есть позитивные моменты по сравнению с существующей ранее тарифной системой, когда молодой учитель, приходя после вуза, мог получать лишь жестко определенную минимальную зарплату. Новая система оплаты труда предполагает систему окладов. Для стимулирования молодых специалистов директор учебного заведения может устанавливать в рамках «вилки» максимальный размер оклада. Но, с моей точки зрения, необходимо подумать и о других механизмах поддержки молодых специалистов, которые не входят напрямую в оплату труда, но являются дополнительным стимулом для выбора именно этой профессии, к примеру, в виде льгот на покупку жилья.

- Когда слышишь о предполагаемом подушевом финансировании, сразу думаешь о школах с небольшим количеством учеников. Они оказываются в заведомо невыгодном положении. Но малое количество учеников не всегда говорит о том, что их учат хуже!

- Школа же существует не для отдела образования или директора, а для ребенка. Поэтому школы должны конкурировать в борьбе за ученика. Какую школу выбирают его родители по вполне определенным параметрам, туда государство и направляет средства. Речь идет при этом, в основном, о городских школах. В сельской местности такого выбора нет. Здесь станут работать иные механизмы, которые позволят сельской школе быть конкурентно способной.

- Каков же у нас выбор на селе?

- Уже несколько лет система образования в Ростовской области работает по принципу: лучше доставить учеников автобусом в ту школу, где есть по каждому предмету специалист, где есть все кабинеты, оборудованные, как положено, чем предлагать им после окончания начальной школы продолжать образование в школах малокомплектных, где о качестве образования вопрос не стоит вообще. Для такой организации образования - эти цифры известны - до 2006 года в сельские школы, в основном, за счет губернаторской программы поставлено 638 автобусов. В 2006-м в рамках национального проекта мы получили 63 автобуса за счет федерального бюджета, 33 – за счет областного. Проблема решалась комплексно: есть автобус, должна быть отремонтирована и дорога к школе. Автобусы, которые мы будем приобретать в 2007-м, пойдут уже на замену тех, которые были получены в 1999 году. Сегодня можно сказать, что произошел качественный сдвиг в работе сельской школы.

- Сколько школ будет отремонтировано в области в 2007 году?

- 105 объектов на сумму один миллиард четыреста семьдесят два миллиона рублей. Это не только общеобразовательные, но спортивные школы. Есть решение коллегии администрации области, согласно которому на протяжении ближайших трех лет мы должны уделять внимание капитальному ремонту и увеличению количества мест в дошкольных учреждениях.

- Значит, рождаемость растет?!

- Если сравнивать количество первоклассников за последние годы, то оно стабильно – примерно 40 тысяч ребят. Однако общее количество учеников уменьшилось примерно на 15 тысяч и в 2006\2007-м учебном году мы имеем 400 тысяч учащихся. Анализ этих цифр позволяет планировать и количество учебных мест, и количество преподавателей, и соответственно, финансовые средства для развития системы образования.

Область примет участие в конкурсе, намеченном на 2007 год в рамках направления национального проекта, посвященного модернизации систем образования в субъектах РФ. Участие в конкурсе и предполагает введение новой системы оплаты труда (что происходит далеко не во всех субъектах РФ), и подушевое финансирование. Победители получат средства, которые помогут провести модернизацию в более мягких условиях.

- Самое главное, чтобы хуже не было!

- Как было сказано нашим губернатором еще несколько лет назад: «Либо так, как есть, либо – лучше».

Самая трудная работа предстоит в сфере начального профессионального образования. Необходимое нынче количество специалистов на рынке труда можно подготовить меньшим количеством учебных заведений. В будущем система сметного их финансирования будет замещаться системой государственных закупок образовательных услуг. Будут проводиться конкурсы на подготовку специалистов, и то учреждение, которое победит, получит бюджетное финансирование. Такова стратегия федерального министерства, и мы должны свою систему к этому подготовить с тем, чтобы она оказалась конкурентно способной.

Второе направление – вовлечение и расширение участия бизнеса в подготовке специалистов. Если бизнес в них заинтересован, в их появление он должен вкладывать средства. Сегодня наши учреждения НПО имеют более тысячи договоров о совместной деятельности с фирмами и предприятиями. Но это малая толика того, что нам хотелось бы видеть.

- А как насчет вертикальных связей между сетями образовательных учреждений?

- Они сохранятся. Связь дошкольных учреждений со школами – это забота муниципальных властей. Такая работа ведется, схемы взаимодействия отработаны. К более тесным связям школ с учреждениями профессионального образования приведет профилизация старших классов. Некоторые вузы уже имеют в своем составе лицеи, где ведут подготовку своих будущих студентов. Между вузами уже идет конкуренция за абитуриента. В соответствии с действующим законодательством любой вуз теперь может готовить специалистов по программам среднего профессионального образования или любое учреждение среднего профобразования может выпускать специалистов по программам начального образования.

- А вам не кажется, что победители будущих конкурсов в сфере НПО окажутся в Ростове, Таганроге и прочих крупных городах, а, скажем, Песчанокопский район, никогда не имевший своего ПТУ, так никогда его и не получит? И опять ребята придется ездить за 77 верст, чтобы получить ту же профессию тракториста…

- Речь идет о том, что при сокращении сети, безусловно, будет учитываться и география, и профиль подготовки специалистов. Если есть группа промышленных предприятий, которым нужны, скажем, специалисты металлургии, то учреждения образования, готовящие таких специалистов, безусловно, на территории сохранятся.

- Говоря о предпрофильной подготовке в школе, что сегодня есть безусловный плюс, нельзя не вспомнить утверждение Козьмы Пруткова о том, что специалист подобен флюсу. Моя дочь окончила ростовскую школу № 35, ныне – художественный лицей. Если бы не мои родительские усилия, то, имея в учебном расписании час в неделю по химии и час – по английскому языку, она никогда бы не знала эти предметы при прекрасном умении рисовать. Получается, что перспективы профильных классов несколько мрачноваты с общечеловеческой точки зрения.

- Нынешняя гибкая система позволяет ребенку дать и «профиль» в старших классах школы, и сохранить, на мой взгляд, определенный базовый уровень необходимых знаний, которым должен обладать каждый человек. Этим наша школа была сильна и раньше, это сохраняется и сегодня. Что касается профессионального образования, то оно должно стать лучше. Работодатель не удовлетворен профилем, временем и содержанием подготовки выпускаемых специалистов. Так что мы должны его услышать, а он должен понять, что, с одной стороны, ему нужно активно вмешиваться в процесс подготовки специалиста, с другой – нести за это ответственность, в том числе и финансовую.

- Мы говорим о школе нового поколения, но, как мне кажется, в начале 90-х годов подобные учебные учреждения уже существовали в Ростовской области. Вы также стояли у истоков школы в Волгодонске, которая называлась «Шанс». Какова ее судьба?

- Закон «Об образовании» в первом его варианте был более прогрессивный, чем нынешняя его редакция. Комплекс «детский сад-школа» «Шанс» был одним из первых негосударственных общеобразовательных учреждений Ростовской области. При создании его материальной базы не было потрачено ни единого государственного рубля, и, тем не менее, через некоторое время в «Шансе» уже были все необходимые технические средства обучения. По качеству знаний школа была одним из лучших общеобразовательных учебных заведений области. Знаковый показатель работы руководителя: члены его семьи пользуются услугами учреждения, которым он руководит. Мои дети учились в этой школе

Однако в последние несколько лет негосударственные школы в России выжить не смогли в отличие от Москвы, где уровень платежеспособности населения гораздо выше. Ужесточившиеся позиции закона «Об образовании» и налогового с бюджетным кодексов не предполагали поддержку негосударственного сектора. Хотя именно этот сектор и был тогда самым инновационным и мог гибко реагировать на спрос, предоставляя такие образовательные услуги, которые нельзя было найти в учреждениях государственных. И это было живое воплощение системы подушевого финансирования, когда за ребенком в образовательное учреждение шли деньги. Выйди нынешний закон «Об автономных учреждениях» раньше, сегодня мы бы имели конкурентную среду в сфере и дошкольного, и школьного образования, а, следовательно, в области существовал бы более высокий уровень образовательных услуг.

- Самое трудное – ждать и догонять. Но нам к трудностям не привыкать, так что позвольте нашей системе образования пожелать поскорее достичь уровня уже некогда существовавшей на территории области школы нового поколения.

Беседу вела Вера Волошинова

___________________________

<<<< Интервью руководителей

>>>> Образование 

Размещен:
18.09.2010 11:21:52|
Изменен:
06.02.2008 17:31:00

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112

Справочные телефоны, rra@donpac.ru

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации