Распечатать

В.И. Хрипун, председатель Контрольно-счетной палаты Ростовской области, о ходе реформы местного самоуправления ("Наше время", 04.04.07)

 

Передний край реформы


Скоро уже два года, как на Дону в ходе реформы местного самоуправления появились 400 с лишним новых муниципальных образований. Понятно, что и стартовали они каждый по-своему, и сегодняшняя жизнь их отличается своими особенностями. Но, тем не менее, существуют общие закономерности, по которым развиваются наши новые муниципалитеты. Это, прежде всего, относится к  их бюджетно-финансовой деятельности. Здесь и проблемы у большинства муниципалитетов общие, и ошибки, к сожалению, допускаются схожие. И кому, как не аудиторам донской Контрольно-счетной палаты, они лучше всего видны. Но выявить узкие места в бюджетном процессе территорий – это еще полдела. Важно наглядно показать ошибки, и не только взыскать с виновных, но и помочь преодолеть недостатки. Так считает председатель Контрольно-счетной палаты Ростовской области Валерий Иванович Хрипун. Он убежден, что возглавляемый им орган принимает самое непосредственное участие в создании принципиально новой системы местного самоуправления.

– Одно из принципиальных следствий реформы – появление в области нового бюджетного уровня. Таким «третьим уровнем» после областного и районного бюджетов стали бюджеты городских округов и сельских поселений. с учетом существовавших ранее 55 бюджетов муниципальных районов и городских округов общее количество бюджетов возросло более чем в восемь раз и составило 463.

Опыта верстки и исполнения бюджета территории у глав и специалистов новых муниципалитетов зачастую нет. А требования, предъявляемые к «малым» бюджетам, ничем не отличаются от тех, что регламентируют бюджеты «большие». Точно так же в бюджетном процессе округов и поселений необходимо обеспечивать его прозрачность, точно так же важно целевое использование средств, выделяемых муниципальным образованиям напрямую. Короче говоря, от бюджетов всех уровней требуется полная ясность с точки зрения единообразия подходов и критериев, классификации нарушений и т.п.

В связи с этим чрезвычайно важен финансовый контроль соблюдения бюджетного законодательства. Контрольно-счетная палата с первых шагов муниципальной реформы оказалась вовлечена в ее процесс. Потребовалось даже вносить определенные изменения в областной закон «О Контрольно-счетной палате», что и было сделано осенью 2005 года по инициативе губернатора области В.Ф. Чуба....

– В чем суть этих изменений?

– В законе была особо подчеркнута обязательность проверок муниципалитетов и указана их периодичность: не реже одного раза в 2,5 года. Иными словами: за год мы должны проверить бюджеты около 200 муниципальных образований. При этом обязательно оценить соблюдение условий предоставления межбюджетных трансфертов, а также эффективность и целевое использование средств, направляемых муниципалитету для исполнения  переданных ему государственных полномочий. Имеются в виду субсидии и субвенции. Необходимо проверить и соблюдение бюджетного и налогового законодательства…То есть в поле зрения наших аудиторов попадает весь спектр бюджетной деятельности органов местного самоуправления. Таким образом, в области была заложена основа новой системы финансового контроля. Именно системы, а не отдельных эпизодических проверок. Мы стали, по существу, первыми в России, кто такую систему выработал. И сегодня убеждаемся: система действует.

– В чем это выражается?

В минувшем году мы проверили 247 муниципальных образований. В том числе 6 городских округов, 23 муниципальных района и 218 сельских и городских поселений. Практически проверено исполнение половины всего консолидированного бюджета области. Результаты проверок обобщены  более в чем 1200 актах.  Работа, поверьте колоссальная – и, тем не менее, была выполнена в положенные сроки. Что, сами понимаете, без наличия четкой системы попросту невозможно.

Работы нам заметно прибавилось. Понятно, что вырос и штат Палаты. Причем, специалистов отбирали на конкурсной основе.

– Претендентов много было?

– Конкурс был вполне приличный: три человека на место. Так что выбор имелся, и принятые специалисты сходу включились в дело. Перед проверяющими стояла задача: не только выявить нарушения, которые могли допустить на старте реформы вновь образованные администрации, но и дать исполнителям бюджета сразу ощутить уровень требований по финансовому контролю, добиться, чтобы поняли они суть нашей методологии. Предостеречь, если хотите, их от соблазнов, которые могут подстерегать при распоряжении бюджетными средствами. То есть провести в муниципалитетах определенную профилактическую работу.

Оттого вошло в правило проведение по результатам каждой проверки ее детальнейшего разбора. Совещания, как правило, проводятся в районных администрациях. Приглашаются на них главы всех существующих на территории муниципальных образований, включая поселения. Делается это  для того, чтобы, так сказать, поучившись на ошибках других, они смогли избежать собственных промахов.

Ту же цель преследует и публикация результатов каждой  проверки в наших бюллетенях. С их помощью мы охватываем профилактической работой всю территорию области. И это играет свою роль.

– А каков характер нарушений?

Прежде всего, мы столкнулись с отсутствием должного опыта у специалистов новых муниципалитетов. Что, в общем-то, объяснимо. Отдельные главы самостоятельность поняли как  индульгенцию на действия, выходящие за рамки законодательства. Так что проверки оказались как нельзя кстати, и все  подобные нарушения, как правило, удавалось пресечь, что называется, на корню.

Достаточно большой спектр проблем оказался связан с землей. Вопросы аренды, передачи в собственность и продажи участков, заключения соответствующих договоров,  взимания земельного налога. Здесь, прежде всего, хромает учет земли и имущества, и уже отсюда берут начало все нарушения. Скажем, арендные ставки не всегда соответствуют рекомендованным. Или арендная плата вносится несвоевременно. Или земельные участки используются бесплатно, в отдельных случаях нарушается порядок продажи земли. Имеют место нарушения требований нормативных документов, регламентирующих бюджетных процесс и бюджетный учет.

Все эти вещи вскрылись в ходе проверок. По их результатам мы подготовили классификатор нарушений – кстати сказать, на федеральном уровне такого еще не разработано и не утверждено. Это своего рода практическое руководство как для исполнителей бюджета, так и для проверяющих, помогающее правильно квалифицировать те или иные действия и верно оценить последствия того или иного нарушения. В том числе и в правовом плане…

Другой момент – ошибки и нарушения при проведении конкурсов, торгов и закупок. Помимо чисто процедурных нарушений, нашими проверяющими были отмечены и значительно более серьезные недостатки – такие, как несоблюдение условий заключенных договоров и невыполнение обязательств по ним. К примеру, отсутствуют финансовые санкции за срыв сроков выполнения заказа. Без видимых на то причин невесть откуда появляются дополнительные соглашения, резко меняющие стоимость исполнения заказов и работ – особенно связанных с использованием средств Фонда муниципального развития. Думаю, по этой части работы нам хватит, по крайней мере, на весь нынешний год.

Ну, и, конечно, нецелевое использование бюджетных средств... Хотя Бюджетным кодексом и другими нормативными документами подробно расписаны все схемы использования средств и предельно четко расставлены все акценты, это нарушение, к сожалению, еще существует.  Правда, с каждым годом фактов нецелевого использования средств становится все меньше. Значит, система работает, и надо лишь не ослаблять активность в преодолении  этих недостатков. Особенно в поселениях – потому что на уровне муниципальных районов и городских округов удалось в целом изменить психологию исполнителей: мол, какое нецелевое расходование, если я деньги с одной статьи пускаю на другую для общего блага…  Руководителей же городских округов и сельских поселений надо предостерегать от такого греха, да и учить их надо. Справедливости ради надо сказать, что большинство выявленных нами нарушений носят отнюдь не злонамеренный характер. Здесь, скорее, надо говорить о необходимости повышения профессионального уровня исполнителей бюджета.

– Чему конкретно, на ваш взгляд, следует учить глав и специалистов образованных в ходе реформы муниципалитетов? Насколько остро стоит вопрос их финансовой и экономической подготовленности?

– Скажу так: теоретических знаний руководители наших муниципалитетов, а также специалисты их администраций получили достаточно. Семинары и тренинги по различным вопросам, связанным с экономикой и финансами, шли в области весь прошлый год. Но исполнение бюджета – процесс сложный, и здесь останавливаться в своем образовании нельзя. Ведь жизнь создает такую массу ситуаций, что даже опытному человеку не всегда можно сразу найти решение. Так что надо постоянно поддерживать форму.

И еще. Цель нашей работы  на местах – привить власти, если можно так выразиться, вкус к наполнению бюджета за счет собственных доходных источников. Чтобы осознали: по закону все средства, собранные из местных доходных источников, остаются в твоем городе и поселении. А это,  в конечном счете – материальное, социальное и бытовое благополучие населения. Вообще, на мой взгляд, одна из приоритетных целей муниципальной реформы – изыскать дополнительные доходные источники и резервы для пополнения местных бюджетов и повышения качества управления финансовыми ресурсами.

Вот это направление я бы назвал передним краем муниципальной реформы. Здесь сегодня сосредоточены силы областной администрации. На этом направлении фокусирует внимание  и Контрольно-счетная палата. Думаю,  действуя вместе, мы способны добиться успеха.


Владимир Кобякин

___________________________

<<<< Интервью руководителей

Размещен:
18.09.2010 11:21:51|
Изменен:
06.02.2008 17:34:00

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112

Справочные телефоны, rra@donpac.ru

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации