Распечатать

В. В. Киргинцев, министр территориального развития, архитектуры и градостроительства, А.Г. Кобзарь, министр строительства и жилищного хозяйства, о работе министерств (журнал «Вестник минстроя Ростовской области», № 3, 2007)

Прошло три месяца после вызвавшей повышенный интерес пресс-конференции, на которой заместитель губернатора Юрий Андриади рассказал журналистам о реорганизации старого минстроя и создании на его базе двух новых министерств — территориального развития, архитектуры и градостроительства, которое возглавил Владимир Киргинцев, и министерства строительства и жилищного хозяйства во главе с Александром Кобзарем. Сегодня новые министры, у которых истекает символический срок первых 100 дней работы в этой должности, в гостях у нашего журнала.


Александр Кобзарь: «Главный приоритет — это люди»

 

— Александр Григорьевич, наши читатели знают, что до прихода в министерство вы возглавляли администрацию весьма сложного по ростовским меркам Ленинского района. С одной стороны, Ленинский — престижная площадка для реализации масштабных строительных проектов, с другой — это типичный старый центр с огромным количеством ветшающих домов, со ждущими очереди на получение новых квартир льготниками и жителями аварийного фонда. Теперь вы занимаетесь этими проблемами на областном уровне. Успели освоиться в своей нынешней должности?

— Нет ни у кого в нашем министерстве такой роскоши, как запас времени! Ведь мы как бы поставлены на острие проблем, касающихся буквально каждого жителя области.

Прежде всего это, конечно, проблема технического состояния передаваемого собственникам жилья фонда. По данным мониторинга, около 20 тысяч многоквартирных домов общей площадью 16 млн кв. м, то есть почти половина всего жилья области, имеют степень износа от 41% до 61% и требуют капитального ремонта.

Естественно, большинству вчерашних квартиросъемщиков, ставших теперь собственниками жилья, эту работу самостоятельно не осилить. И Дон стал первым регионом России, где принята получившая силу закона областная целевая программа «Создание условий для управления многоквартирными домами на территории Ростовской области в 2007-2009 годах». Если она получит обещанную поддержку федерального бюджета, то в течение 3-4 лет застарелую проблему — «недоремонта» — удастся сдвинуть с мертвой точки. Пока же область изыскивает для этого свои ресурсы (подробнее о программе читайте в разделе ЖКХ. — Прим. ред.).

Но готово ли население в полной мере воспользоваться предоставленным ему шансом? По документам, представленным в министерство на финансирование в текущем году, видишь, что в 85% случаев жильцы стремятся сузить рамки ремонта, планируя проведение в своем доме только какого-то одного вида работ. Принимая такие решения, они исходят из принципа сокращения своих затрат на софинансирование. И не задумываются над тем, что через несколько лет «недоремонт» обязательно заявит о себе в полный рост, но тогда рассчитывать на помощь бюджета уже не придется.

До сих пор лишь половина собственников жилья не определилась с выбором способа управления своими домами, хотя это первейшее условие бюджетной поддержки капитального ремонта. И то, что в целом по России данный показатель еще ниже (15,8%), это никого не должно вводить в заблуждение.

Примечательно, как существенно разнится ситуация в отдельных муниципальных образованиях. Например, в Багаевском, Боковском, Верхне-Донском и еще десяти сельских районах практически 100% собственников жилья сделали свой выбор, в Волгодонске определились жильцы 706 из 762 многоквартирных домов, неплохие показатели и в Зверево. Это говорит об активной работе местных муниципалитетов, общественных организаций и неравнодушной позиции самого населения, сумевшего перебороть иждивенческий настрой.

Но, к сожалению, во многих администрациях так и не осознали, что работа с собственниками жилья — их прямой долг. Так, в Тарасовском районе выбор способа управления сделан меньше, чем в 3% домов, в Обливском и Семикаракорском районах — около 4%, в Миллеровском и Белокалитвинском районах — около 7%. Роль информационно-разъяснительной работы в жилищной сфере надо поднимать. Пример здесь показывает администрация области, организовавшая ряд учебно-практических семинаров для представителей всех регионов области.

Беспокоит и то, что ТСЖ, являющееся наиболее эффективной формой самоуправления в жилищной сфере, выбрали всего лишь в 1956 домах (4% от их общего количества). Не секрет, что большой проблемой при становлении товариществ является необходимость их государственной регистрации в управлении Минюста, не имеющем своих представителей в муниципалитетах. Поэтому собственники, принявшие решение о создании ТСЖ, наряду с другими не всегда оправданными хлопотами, обречены на утомительные (порой за сотни километров) поездки в областной центр.

Я думаю, этот вопрос требует скорейшего решения на федеральном уровне. Что же касается министерства, то на нашем официальном сайте размещены полный пакет документов, необходимых при создании ТСЖ, и масса другой полезной информации. Впрочем, никакой интернет не заменит живого общения с людьми, непосредственной работы на местах. Сам я для себя принял решение не менее двух раз в месяц выезжать в командировки. Причем не наскоком, на несколько часов, а обстоятельно, вникая в «практику», встречаясь не только с чиновниками, но и с активистами-общественниками, рядовыми жильцами. Это та обратная связь, от которой зависит успех любого начинания, особенно в такой деликатной сфере, как жилищное хозяйство.

— Действительно, «квартирный вопрос», похоже, никогда не утратит своей актуальности. В частности, острой остается проблема обеспечения жильем граждан, стоящих на квартучете, особенно льготников. В целом по области свыше 17 тыс. семей ожидают своей очереди уже более десяти лет. Как власть помогает тем, кто не может сам о себе позаботиться?

— Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции, малоимущим и другим указанным в законе категориям граждан бесплатно или за доступную плату предоставляется так называемое социальное жилье. И одна из стоящих перед нашим министерством задач — формирование в области фонда такого жилья. Это возможно осуществить двумя путями — приобретать квартиры на вторичном рынке или строить новые. Второй путь, безусловно, предпочтительнее как с социальной, так и с экономической точки зрения.

Социальное жилье имеет ряд архитектурно-планировочных и других особенностей, продиктованных нормативами законодательного характера и соображениями экономии бюджетных средств. Размещаться оно должно на земельных участках, имеющих низкую стоимость с незначительными затратами на инженерное обеспечение и, по опыту западных стран, на специально отведенных территориях.

Все это требует разработки типовых проектов строительства домов для малоимущих категорий и граждан, состоящих в очередях муниципальных образований. Администрация области предлагает провести конкурс проектировщиков на разработку трех типов такого строительства — в крупных городах, в средних и малых городах, в районных центрах и сельских поселениях.

Уже сейчас в рамках ФЦП «Жилище» в области активно реализуются мероприятия по оказанию господдержки различным категориям граждан. Только в Волгодонске в прошлом году девять семей получили сертификаты по указанным программам. Там же в 2006 г. вселились в свое жилье 12 детей-сирот…

Активируется и работа по переселению граждан из ветхого и аварийного жилого фонда, действует соответствующая целевая областная программа, рассчитанная до 2010 г. Считаю, что к этому сроку проблема сноса аварийного жилья в области должна быть решена. Сумели же мы уже сейчас полностью завершить отселение жителей из домов, грозящих обвалами. А всего в 2006 г. 483 семьи, проживавших в аварийном фонде, переехали в помещения, отвечающие санитарным и техническим нормам.

К сожалению, некоторые владельцы приватизированных квартир в доживающих свой век лачугах пытаются, грубо говоря, нажиться на собственной беде, непомерно раздувая их стоимость. В таких случаях приходится прибегать к судебным разбирательствам…

— На совещаниях в администрации области часто поднимается вопрос об отставании в освоении бюджетных средств, выделяемых на строительство социально важных объектов. Как обстоят с этим дела сегодня?

— Лимит капитальных вложений из областного бюджета в 2007 г. составляет 2,8 млрд рублей. За пять месяцев освоение составило 12,5%, что превышает соответствующий уровень прошлого года.

Тем не менее проблема сохраняет свою остроту. Нас, в частности, беспокоит «раскачка» с возведением пристройки к центру социального обслуживания пожилых людей и инвалидов в Батайске, с реконструкцией стадиона «Спартак» в Волгодонске. А в Таганроге из выделенных на прокладку второй очереди донского водовода 78 млн рублей освоено лишь 10 млн. Почему руководителям местных администраций приходится напоминать о необходимости постоянно контролировать ход работ, если эти капиталовложения выделялись по их же собственным просьбам?

Мы вынуждены были прийти к решению: если капитальные вложения по основным программам не будут освоены, обращения этих муниципальных образований о дополнительном выделении средств, в том числе из фонда непредвиденных расходов, рассматриваться не будут.

— Вы упомянули в своем ответе стадион в Волгодонске. Еще недавно бюджетное финансирование подобных строек казалось нереальным делом. А сейчас в области реализуется губернаторская программа развития сети спортивных сооружений…

— Только в Новочеркасске в стадии строительства плавательный бассейн и ледовый дворец. В Ростове реконструируются стадион «Труд» и тренировочное поле с искусственным покрытием в парке им. Островского, крупный спортивный комплекс появится в Сальске. Многофункциональные спортзалы, совмещенные с бассейнами, строятся в Азовском и Багаевском районах. На их базе надо разработать типовые проекты, которые найдут применение во всех районах области.

— Да, на Дону растет число строек — больших и малых. А какие объекты, в том числе ближайшей перспективы, вы бы обозначили как особо важные и приоритетные?

— Помимо масштабного проекта водоснабжения и водоотведения Ростова и юго-запада Ростовской области, сегодня уже разрабатывается документация на 62-й коллектор, строительство которого, в частности, даст импульс развитию прибрежной части Ростова, поможет развернуть город лицом к Дону.

На сегодня во многом уже выполнена губернаторская программа газификации, и основная тяжесть работ переносится на строительство водоводов, реконструкцию и сооружение новых артезианских скважин. Ставится задача, чтобы во всех самых отдаленных уголках области жители в полном объеме были обеспечены высококачественной питьевой водой…

Я бы сказал, что для нас приоритетны не объекты, а люди, именно на решение их проблем ориентируется вся политика областного руководства. И в этом смысле нашему вновь созданному министерству не приходится изобретать цели. Главное — создать и отработать механизм, позволяющий эффективно реализовывать все намеченное, добиваться высокой компетентности и согласованности во всех рабочих звеньях.

В 11 сельских районах области выбор способа управления жильем реализован на 100%. Это районы: Багаевский, Боковский, Верхнедонский, Волгодонский, Заветинский, Кагальницкий, Неклиновский, Октябрьский, Песчанокопский, Сальский, Советский.


Владимир Киргинцев: «Министр — это, прежде всего, компетентный и умелый менеджер»


— Владимир Витальевич, только недавно губернатор утвердил положения о вновь созданных министерствах. И их штаты, насколько нам известно, продолжают находиться в стадии формирования. Так что подводить какие-то, пусть предварительные итоги начатой работы, наверное, преждевременно. Тем не менее какие-то первые результаты, видимо, уже есть.

— Главный результат — то, что нам удалось собрать костяк из опытных специалистов и единомышленников. Придя на эту должность, я переговорил со многими коллегами, которых знал и ценил по предыдущей работе. И глубоко удовлетворен, что многие из них приняли мое приглашение работать в министерстве. Не ради статуса и зарплаты, которая здесь, поверьте, не так велика, а ради возможности реализовать себя на новом, весьма интересном и ответственном участке деятельности.

— Тем более ваше министерство уже самим законодательством поставлено в жесткие временные рамки. До 1 января 2010 г. должна быть завершена подготовка полных пакетов градостроительной документации для всех муниципальных образований, в противном случае выделение земельных участков под строительство будет заморожено. Как вы считаете, реален ли этот срок?

— Думаю, что оснований для беспокойства нет. Другое дело, что необходимо резко форсировать работу по выполнению требований Градостроительного кодекса, что, собственно, и явилось одной из целей создания нашего министерства. И практика уже доказала справедливость решения о реорганизации старого минстроя. Появилась возможность более предметно заниматься всеми направлениями строительного комплекса, в частности деятельностью проектировщиков и архитекторов, являющейся сегодня «слабым звеном».

Нам отпущены считанные месяцы, чтобы наверстать отставание, накапливавшееся в этой сфере последние 15-20 лет. Конечно, воспитать за короткий срок целое поколение специалистов нереально, значит, нужно по максимуму использовать имеющиеся кадры, повышать их уровень.

Генплан донской столицы, как известно, выполнили питерцы, и сделали это достаточно профессионально, но «закрыть» всю область они не помогут. В этом году в Ростове создан новый и первый в своем роде институт градостроительства. Министерство участвует в комплектовании его коллектива, стремясь обеспечить подпитку производственного опыта ветеранов свежими силами и знаниями молодых специалистов.

Проблема осложняется произошедшими за последнее время «революционными» изменениями в строительном законодательстве, выходом новых важнейших документов, которые должны стать для всех работающих в этой сфере «настольными книгами». Ведь цена ошибок в градостроительстве очень высока. Поэтому мы требуем от всех учиться, учим других и учимся в процессе работы сами.

Сегодня уже завершена работа над схемой территориального развития Ростовской области. «На выходе» находятся и генпланы крупнейших городов Дона, на очереди — города поменьше, обязательно дойдет черед и до сельских поселений. Для этого область должна будет иметь необходимое количество обученных и переподготовленных кадров. Тем более планы и амбиции строителей, которым они «открывают» фронт работ, постоянно растут.

— Мощности строительно-монтажного комплекса области не вызывают особых сомнений, к тому же строить на Дону считают за благо компании из других регионов страны. Но в чистое поле, где нет никаких коммуникаций, никто не пойдет, а если и найдутся желающие, их туда не пустит закон. Как складываются сейчас дела с инженерной подготовкой строительных площадок?

— Это серьезная задача, которой мы занимаемся. В титулы всех объектов, включенных в строительную программу, которая теперь принимается не на один, а на три года, заложены средства на развитие инфраструктуры.

Разумеется, возможности нашего бюджета ограничены, без федеральной поддержки не обойтись. И мы ее получаем, практически все инвестиционные заявки Ростовской области, включая проект инженерной инфраструктуры Ливенцовского жилого массива, получают поддержку Росстроя и других столичных ведомств. Хотя, правда, не обходится и без проблем, например, по Батайску.

Что касается привлечения средств застройщиков и проведения торгов земельных участков, здесь всем нам многому надо учиться, набираться практического опыта, что, в частности, показали торги в микрорайоне Орбитальный-2. Так, при их подготовке не были учтены некоторые скрытые обременения, например, вдруг обнаружился не значащийся на картах подземный газопровод. Торги на крупнейшем объекте года в Ливенцовке проводились уже с учетом этих уроков.

Вообще Ливенцовский жилой массив по своим масштабам сопоставим с иными областными центрами России. Поэтому руководством области, губернатором достигнута принципиально важная договоренность об участии в создании его инфраструктуры (газ и электроэнергия) естественных монополистов…

— Верно ли, что география донских новостроек существенно расширится за счет Восточного Донбасса, до недавнего времени считавшегося депрессивным регионом?

— Да, и именно строительство должно дать мощный импульс его возрождению. Из федеральных средств, по линии ГУРШ, на данные цели до 2009 г. выделяется 9,5 млрд рублей инвестиций. Это серьезные средства, которые непросто освоить, требуется высочайшая организация работ, исключающая какие-либо заминки. Первое условие — наличие полной проектно-сметной документации на включенные в программу объекты. На помощь в решении этой задачи из бюджета области выделено в 2006 г. 48 млн, в нынешнем — 52 млн рублей.

Первые жилые новостройки в горняцких городах будут сданы уже в нынешнем году. Параллельно с ними возводятся и объекты социальной сферы. Хороший пример показывают Шахты и Белая Калитва, другая картина в Новошахтинске, прежнее руководство которого совершенно самоустранилось от дел в строительном комплексе. Есть проблемы и в Гуково, где некое ООО «Альмира» превратило свой объект в долгострой…

— А что можно предпринять в отношении недобросовестных фирм, если решения, кого запустить на объект, принимаются сейчас по итогам конкурсов, где порой побеждают не те, кто лучше работает, а те, кто голословно обещает? Может быть, чаще стоит прислушиваться к здравому смыслу?

— Отменить или внести корректировки в ФЗ № 94, к сожалению, не в наших полномочиях. Но никто не лишал власти права контроля и спроса. За последние полтора года моей работы в «Ростоблстройзаказчике» мы подали на вызывавшие у нас претензии строительные фирмы 15 исков в арбитражный суд, причем все выиграли. И пусть суммы штрафов были не очень значительными, для предприятий это явилось серьезным уроком.

— Думаю, большинство наших читателей, безусловно, с вами согласятся. И вернемся к разговору о перспективах донского строительства. В нашей беседе часто приходится упоминать слово «впервые». В частности, впервые за последние годы крупные инвестиции планируется направить на возведение сельского жилья…

— Дело не только в увеличении капиталовложений, но и в создании механизма получения максимальной отдачи от этих средств. Сейчас на Дону реализуются 10 пилотных проектов по сельскому жилью. Адрес одного из них — пос. Новый мир Азовского района, где с использованием современных легковозводимых конструкций будет построено 32 дома, в том числе для молодых семей и специалистов, на что по линии национального проекта «Развитие АПК» также выделяются определенные средства.

Но это опять же только одна сторона вопроса. Имеющихся средств могло бы хватить на строительство двух-трех домов, не больше. Мы выработали другую тактику. Бюджет берет на себя планировку и межевание земельных участков, разработку генпланов новых микрорайонов поселений и обустройство их инфраструктуры, воспользоваться которой могут также другие сельчане, желающие строить жилье за свой счет. Естественно, затраты их в этом случае значительно сокращаются. И мы ожидаем в ближайшей перспективе резкой активизации жилищного строительства на селе.

— Еще одна примета нашего времени — возрождение промышленного строительства. На Дону формируется ряд промзон, в том числе за чертой больших городов, куда инвесторов раньше было калачом не заманить. Что изменилось?

— Поясню это на примере Азовско-Кулешовской промзоны, где уже работает фирма «Юнимилк» и ожидается еще ряд серьезных инвесторов, планирующих, в частности, строительство мощного завода «Кока-Колы». Примерная схема следующая: принимающая сторона в лице «Ростоблстройзаказчика» берет банковский кредит на создание инженерных сетей. Инвестор, в свою очередь, целиком сосредотачивается на строительстве и запуске предприятия и за счет прибыли от реализации продукции не только погашает этот кредит, но и перечисляет налоги в бюджеты всех уровней. Правда, «технология» только на словах выглядит достаточно простой, на практике же все необходимо отрабатывать, добиваясь профессионализма и синхронности действий всех участников этого процесса…

— Знаем, что такие же требования вы предъявляете к себе и к коллегам по работе. Возглавляемое вами министерство — первое в области, если не в стране, решившее внедрить у себя систему менеджмента качества, соответствующую международным стандартам ISO:9000. Скажите, а не лучше ли было отложить это, безусловно, полезное дело на более поздний срок, когда завершится формирование штата министерства, будут решены другие текущие вопросы?

— Напротив, я считаю, что более удачного времени нет. Очень важно именно с самого начала, когда только идет период становления, установить повышенную планку требований и внедрить систему, способствующую оптимизации и повышению результативности всей нашей работы. Ведь министр и его команда в моем понимании — не просто высокопоставленные чиновники, а прежде всего компетентные специалисты и умелые менеджеры. Умеющие не только требовать, что делать, но и показать, как это надо делать.


Александр Орлов

___________________________

<<<< Интервью руководителей

Размещен:
18.09.2010 11:21:50|
Изменен:
06.02.2008 17:36:00

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112

Справочные телефоны, rra@donpac.ru

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации