Распечатать

С.А.Михалев, министр энергетики, инженерной инфраструктуры и промышленности Ростовской области, о вопросах водоснабжения и водоотведения 12.07.07

 

Обеспечение населения Ростовской области питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве является одной из приоритетных задач, решение которой необходимо для сохранения здоровья, улучшения условий деятельности и повышения уровня жизни населения.

Сергей Александрович, как сегодня выглядит ситуация с водоснабжением области и какие районы являются наиболее проблемными?

Уровень износа  объектов коммунальной инфраструктуры  Ростовской области составляет сегодня от 40% в более благополучных городах  и до 80% в сельских районах. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения и водоотведения практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам. Это следствие несоответствия фактического объема инвестиций в модернизацию и реконструкцию основных фондов коммунальной инфраструктуры  даже минимальным потребностям.

Проблемными сегодня являются практически все муниципальные образования области. Наиболее остро проблема питьевого водоснабжения стоит в шахтерских городах - Шахты, Новошахтинск, Гуково, Зверево, Красносулинский район и населенные пункты восточных сельских районов.  В  неудовлетворительном состоянии находятся очистные сооружения канализации в городах Новошахтинск, Красный Сулин, Зверево.

Согласно результатам социологического опроса, проведенного в сентябре-ноябре 2006 года,  актуальность проблемы обеспечения населения питьевой водой в шахтерских городах и населенных пунктах превышает средне-областной показатель - 31% и составляет 40-55 %. В Зверево этот показатель – 91%.

Состояние водозаборов, изношенность водопроводных сетей, сооружений водоподготовки и очистки сточных вод, низкое санитарно-техническое состояние водопроводов и канализационного хозяйства, высокая  аварийность.  – все это ведет к значительным потерям воды в изношенных системах транспортировки, неудовлетворительному качеству подаваемой воды.  

В чём, на Ваш взгляд, причина такого состояния коммунальной инфраструктуры?

Одной из первых причин высокой степени износа основных фондов коммунальной инфраструктуры является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса. Как следствие, эти организации не имеют возможности осуществить проекты по реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры без значительного повышения тарифов.

Осложняется ситуация отсутствием квалифицированных специалистов и служб по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства.

Какие задачи по улучшению ситуации являются приоритетными?

Первоочередной задачей по выходу из кризисной ситуации является создание эффективной системы управления водопроводным хозяйством и управления организациями коммунального комплекса, в том числе  посредством создания новых и преобразования действующих предприятий в акционерные общества, развития рыночных отношений, налаживания механизмов государственно-частного партнерства.

Что уже сделано для улучшения ситуации и что еще предстоит реализовать?

В 2005-2006 годах на реализацию программных мероприятий  «Обеспечение населения Ростовской области питьевой водой» в шахтерские города и поселки было направлено свыше 400 млн. рублей из областного и федерального бюджетов.

Это позволило сократить утечки питьевой воды на 4,3% в год от общего объема поданной воды, остановить рост износа водопроводов - протяженность уличных водопроводов, требующих замены, сокращена на  5,9% от общей протяженности.

Я понимаю, что эти цифры невелики и говорить о положительных результатах пока преждевременно. Но нельзя забывать, что эти проблемы появились не за один день и на исправление ситуации понадобится не один год.

Из областного бюджета выделяются средства на реконструкцию, модернизацию и капитальный ремонт объектов инженерной инфраструктуры. В целях более эффективного использования этих средств формирование планов работ будет осуществляться на основании разработанных предприятиями и утвержденных органами местного самоуправления долгосрочных инвестиционных программ. При этом будут учитываться конечные цели и задачи, по реализации социально значимых проектов, которые предусмотрены инвестиционной программой; степень участия самих предприятий и муниципальных образований в реализации инвестиционных программ; наличие технической документации, необходимой для реализации проектов, включенных в состав программ.

Для решения проблемы обеспечения питьевой водой населения сельских районов проводится инвентаризация водопроводных сетей и сооружений, которая станет основой при разработке мероприятий водоснабжения сельских населенных пунктов.

Из каких еще источников будут финансироваться эти мероприятия?

Для повышения качества коммунальных услуг, снижения износа основных фондов, решения экологических вопросов необходимо обеспечить масштабную реализацию инвестиционных проектов по модернизации объектов ВКХ. Привлечение инвестиционных и заемных средств на длительный период могло бы позволить снизить издержки предоставления услуг, обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов.

Для достижения этих целей в соответствии с Федеральной целевой программой «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17сентября 2001 года № 675, разработана и утверждена областным законом от 27.11.06 № 586-ЗС Областная целевая программа «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2006-2010 годы».

На реализацию Программы планируется направить порядка 14 млрд. рублей, в том числе 13,5 млрд. рублей на реконструкцию и модернизацию объектов ВКХ. Такой объем инвестиций не может быть обеспечен только за счет инвестиционных составляющих тарифа и бюджетных вложений, требуется создание условий для привлечения частных инвестиций. Поэтому основная система мер в рамках Программы направлена на формирование инвестиционной привлекательности коммунального сектора экономики Ростовской области.

Расскажите подробнее об этой программе…

Намеченные в Программе меры позволят к 2010 году повысить качество предоставляемых населению области услуг по водоснабжению и водоотведению. В частности - улучшить качество поставляемой питьевой воды, ликвидировать дефицит подачи воды в городах, обеспечить выход на безграфиковый режим водоснабжения  населения в шахтерских территориях  за счет снижения уровня износа коммунальной инфраструктуры, аварийности водопроводных сетей, потерь воды и повышения процента загруженности водопроводов.

В настоящий момент идет подготовка изменений в Программу. Законопроект расширяет перечень территорий области и возможности по более эффективному решению проблем, связанных с обеспечением населения питьевой водой. Так, в перечень мероприятий по развитию и модернизации систем водоснабжения и водоотведения шахтерских территорий кроме ранее включенных объектов городов Гуково, Зверево, Шахт, Новошахтинска, Донецка дополнительно включены объекты Белокалитвинского, Красносулинского и Тацинского районов, долевое финансирование которых предусмотрено из средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.

В 2006 году на реализацию Программы за счет средств областного бюджета было направлено и освоено почти 1млрд. 300 млн. рублей.

В результате осуществления программных мероприятий должно быть достигнуто снижение общего износа основных фондов коммунального сектора до 55% в 2007 году, до 50% - к 2010 году. Предполагается увеличение доли частных инвестиций в общем объеме инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры до 35% в 2007 году и к 2010 году до 65%. Также должна увеличиться доля частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений,  в текущем году до 15%, к 2010 году – до 30% от общего количества организаций коммунального комплекса.

Кроме того разработана «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения города Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области».

22 марта 2007 года  проект Программы одобрен Правительственной комиссией по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение. В настоящее время подготовлено инвестиционное соглашение и распоряжение Правительства Российской Федерации об утверждении паспорта Программы.

Реализация проекта позволит обеспечить развитие инженерной инфраструктуры водоснабжения и водоотведения города Ростова-на-Дону и населённых пунктов юго-запада Ростовской области, доступное и бесперебойное питьевое водоснабжения населения  в соответствии с нормативными требованиями, повышение уровня санитарно-гигиенической и экологической безопасности населенных пунктов в бассейнах реки Дон и Азовского моря.

Одновременно будет создан ресурс мощности инфраструктуры ВКХ для обеспечения жилищного строительства в Ростове-на-Дону в объеме 12,6 млн. кв. метров. Срок реализации программы – 2007-2021 годы.

___________________________

<<<< Интервью руководителей

Размещен:
18.09.2010 11:21:48|
Изменен:
06.02.2008 17:40:00

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112

Справочные телефоны, rra@donpac.ru

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации