Распечатать

Об итогах работы за 2008 год

Уважаемые коллеги!

 

По результатам 2008 года общая сумма средств, полученных в консолидированный бюджет от управления земельными ресурсами, государственным и муниципальным имуществом составила более 6 млрд. рублей, обеспечив выполнение бюджетного задания по поступлению в консолидированный бюджет неналоговых доходов на 130%.

 

Аренда земли

По итогам года доходы от арендной платы за земельные участки и продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков в консолидированный бюджет области при плановых показателях 2929 млн.руб. составила 2805,5 млн. руб. или 96 % , а темп роста - 64% к факту 2007 года.

В том числе общая сумма поступивших средств от аренды земельных участков в областной бюджет при плановых показателях 547 млн.руб. составила 465,3 млн.руб. или 85%, темп роста – 53 %.

Бюджетное задание не выполнено городскими округами: Ростов-на-Дону (66%), Батайск (46%).

Причинами не выполнения бюджетного задания и снижения темпа роста являются:

1. Отсутствие торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, в том числе для комплексного освоения в целях жилищного строительства по г. Ростову-на-Дону и г. Батайску на сумму 581,5 млн. руб.

В г. Ростове-на-Дону по 4-м земельным участкам, включенным в план 2008 года, в том числе «Севернее ул. Орбитальная-2» для комплексного освоения в целях жилищного строительства с начальной ценой 390,0 млн. руб, торги не проводились.

По выставленным на торги 11 земельным участкам для жилищного и иного строительства, заявки на участие в торгах не поступили:

земельный участок «Декоративные культуры» для комплексного освоения в целях жилищного строительства с начальной ценой 743,6 млн. руб;

9 земельных участков под многоэтажные гаражи-автостоянки в районе «Левенцовский» с начальной ценой в сумме 106,4 млн. руб;

земельный участок под строительство жилого дома по ул.339-й Стрелковой дивизии- ул.Малиновского с начальной ценой 14,7 млн. руб.

По г. Батайску в план 2008 года включены поступления от продажи права на заключение договоров аренды 6-ти земельных участков, однако торги проведены только по  одному. Из-за отсутствия заявок не состоялись объявленные торги по земельным участкам для комплексного освоения в целях жилищного строительства - микрорайоны «Прибрежный» и «Западный». 

Снижение темпа роста также связано со значительным перевыполнением бюджетного задания в 2007 году за счет проведения торгов по продаже права аренды земельных участков для строительства в г. Ростове-на-Дону и г. Батайске - разовые платежи средств от продажи права аренды в 2007 году составили 1874,4 млн. руб., из них по земельным участкам для комплексного освоения в целях жилищного строительства «Левенцовский» - 1394,1 млн. руб., шоссе Восточное, 9  г. Батайск – 188,8 млн. руб.  

При этом в 2008 году общая сумма поступлений от продажи права на заключение договоров аренды земельных участков на торгах составила всего лишь 99,6 млн. руб., против 2183,3 млн. руб. в 2007 году.

Вместе с тем без учета средств от продажи права аренды земельных участков для строительства на торгах темп роста оценки доходов от аренды земельных участков составил бы 122,0  %.

2. Отсутствие платежей по заключенным договорам аренды земельных участков из-за ухудшения финансового положения арендаторов.

На 01.01.2009 задолженность по арендной плате за землю возможная к взысканию в целом по области составляет 569,3 млн. руб (в т.ч. по г.Ростову-на-Дону 467,7 млн. руб, по г. Таганрогу 20,8 млн. руб). По сравнению с данными на 01.10.2008  (377,7 млн. руб) общая сумма данной задолженности по области выросла более чем в 1,5 раза.

Во втором полугодии 2008 года более чем в 2 раза выросла задолженность организаций-застройщиков, которая составляет 437,1 млн. руб.

Вместе с тем, меры, принимаемые муниципальными образованиями по сокращению и ликвидации имеющейся недоимки по арендной плате за землю, недостаточны.

В результате претензионно-исковой работы, проводимой муниципальными образованиями, сумма  средств, поступивших в консолидированный бюджет составила за 2008 год 328,1 млн.руб, в т.ч. по г.Ростову-на-Дону 215,6 млн.руб, (т.е. менее половины суммы образовавшейся по городу задолженности).

По г.Ростову-на-Дону должникам предъявлено 196 исков на сумму 712,9 млн. руб., однако эффективность этой работы остается низкой: взыскано средств по 37 искам  на сумму 106,4 млн.руб.

По ряду муниципальных районов (Белокалитвинский, Зимовниковский, Милютинский и другие) судебные иски вообще не оформлялись.

Со стороны минимущества области в отношении неплательщиков приняты следующие меры:  проведено 14 заседаний Областной комиссии по контролю за оформлением и заключением договоров аренды земельных участков. Заслушаны объяснения представителей 147 арендаторов-должников. По результатам работы комиссии арендаторами-должниками погашена задолженность на сумму 251,8 млн.руб.

Необходимо отдельно остановиться на проблеме изменения оценки неналогового потенциала.

Оценка неналогового потенциала по доходам от передачи в аренду земельных участков на плановый период 2009-2011 годов выполнялась в июне 2008 года и в настоящее время в нынешней экономической ситуации является крайне напряженной.

На 2009 год оценка консолидированного бюджета области и областного бюджета по доходам от аренды земельных участков соответственно составила 9059,5 (местный бюджет – 7390,7 млн. руб)  и 1668,8 млн.руб.      

Из них  оценка консолидированного бюджета области и областного бюджета от аренды земельных участков для строительства - 5 550,7 и 1 098,7  млн. руб., что составляет  соответственно 61 % и 66 %.      

А оценка средств от продажи права на заключение договоров аренды земельных участков для строительства - 4 171,9  и 828,0  млн. руб.

В оценку включены запланированные средства от продажи права на заключение договоров аренды земельных участков для комплексного освоения в целях жилищного строительства  по г. Ростову-на-Дону на сумму 3532,1 млн. руб. (Орбитальная-2, «Левенцовский 2-я очередь, «Декоративные культуры-2»).

Рядом муниципальных образований планы собственных доходов утверждены на 2009 год значительно ниже оценки неналогового потенциала (по г. Ростову-на-Дону на 5038,9 млн. руб., г. Батайску – 180,6 млн. руб., г. Таганрогу – 123,1 млн. руб.).

Причинами этих обстоятельств являются:

- исключения или уменьшения поступления доходов от продажи права на заключение договоров аренды земельных участков,

- расторжения ряда договоров аренды земельных участков, заключенных на торгах, по заявлениям арендаторов;

- расчета поступлений по земельным участкам промышленных предприятий по ставке значительно ниже предельной ставки земельного налога в связи с высокой кадастровой стоимостью;

- не включения в расчет оценки неналогового потенциала площадей земельных участков, предназначенных для выпаса скота граждан.

Учитывая все это, минимуществом области в соответствии с пунктом 6 постановления Администрации области от 19.11.2008 № 550 «О мерах по обеспечению исполнения областного бюджета в ноябре 2008 года» письмом от 28.11.2008 № 19/10102 были направлены в адрес первого заместителя Главы Администрации (Губернатора) области - Вице-губернатора И.А. Станиславова предложения по уменьшению оценки неналогового потенциала на 2009 год.

Минимущество области совместно с министерством территориального развития области предлагают рассмотреть возможность уменьшения бюджетного задания по доходам от аренды земельных участков на 2009 год за счет:

- исключения средств от продажи права на заключение договоров аренды земельных участков для строительства;

- исключения из расчета оценки неналогового потенциала площадей по расторгнутым договорам аренды земельных участков для строительства.

Несмотря на предлагаемую корректировку бюджетного задания в сторону уменьшения, уточненная оценка доходов от аренды земельных участков на 2009 год (4596,3 млн. руб.) составляет 164,8 % факта поступлений этих доходов в прошлом году.

 

По итогам 2008 года в консолидированный бюджет области от сдачи в аренду областного и муниципального имущества (кроме земельных участков) поступило 723,35 млн. рублей. Плановое задание выполнено на 121%. Темп роста к аналогичному периоду прошлого года составил 108%.

План по доходам от аренды областного имущества выполнен на 114%, годовое плановое задание за по аренде муниципального имущества выполнено на 122%.

Не обеспечили поступление доходов от аренды муниципального имущества  Каменский (52%) и Орловский (99,7%) районы.

По состоянию на 01.01.2009 недоимка консолидированного бюджета прошлых лет нарастающим итогом составила 37,67 млн. рублей, из которых 24,99 млн. рублей (66,34%) только по г. Ростову-на-Дону.

В Арбитражный суд области направлено 342 иска на общую сумму 36,28 млн. рублей, в том числе 113 исков на сумму 21,68 млн. рублей по г.Ростову-на-Дону.

Сумма задолженности по арендной плате, взысканная в судебном порядке составила -14,98 млн. рублей или 82,7% от общей суммы полученных судебных решений, в том числе по г. Ростову-на-Дону – 10,51 млн. рублей.

В соответствии с рекомендациями постановления Администрации Ростовской области от 29.12.2007 № 545 большинством муниципальных образований в 2008 году приняты правовые акты, предусматривающие при заключении новых договоров аренды устанавливать размер арендной платы за использование муниципального имущества на основании её рыночной стоимости.

В результате возросли средние ставки за аренду объектов муниципального нежилого фонда. Так по сравнению с отчётным периодом 2007 года средняя ставка по городским округа возросла на 114,1% и составила 1440,9 руб./год за 1 кв. м, по муниципальным районам средняя ставка возросла на 120,5% и составила 616,3 руб./год за 1 кв.м.

При этом следует отметить, что города Батайск, Волгодонск, Ростов-на-Дону, Таганрог, на долю которых приходится более 61% доходов консолидированного бюджета области, по различным причинам до настоящего времени не приняли правовые акты, предусматривающие возможность устанавливать размер арендной платы за использование муниципального имущества на основании её рыночной стоимости.

Следует отметить, что анализ прогнозных показателей доходов от аренды муниципальных образований, представленных для формирования консолидированного бюджета области, плановых показателей по доходам от аренды имущества, принятых муниципальными образованиями, и фактически полученных доходах в 2008 году свидетельствует о низком качестве прогноза указанных доходов.

Представленные муниципалитетами прогнозные показатели упомянутых доходов для формирования консолидированного бюджета области на 2008 год у большинства муниципальных образований значительно меньше принятых плановых показателей на этот период.

Объективных объяснений по этому вопросу муниципальными образованиями не представлено.

По мнению минимущества области опасения руководителей муниципальных образований лишиться определённой суммы дотаций из консолидированного бюджета области приводит к сознательному занижению прогнозируемых показателей указанных доходов.

В результате ряд муниципальных образований в очередной раз перевыполнили прогнозные плановые задания в несколько раз: Весёловский (443,5%), Кашарский (270,0%), Константиновский (246,4%), Неклиновский (196,5%), Песчанокопский (277,5%), Ремонтненский (254,0%), Цимлянский (283,9%) районы, г.Азов (235,4%), г. Донецк (241,0%), г. Новошахтинск (215,5%). «Рекордсменами» по этому показателю являются Дубовский и Октябрьский районы - 842,7% и 1282,6% соответственно.

При аналогичном подходе муниципалитетов к решению этого вопроса в текущем году и при подготовке прогнозных показателей на 2010 год по данному источнику доходов минимущество области будет вынуждено выходить с ходатайством в Минфин области о снижении размера дотаций соответствующих муниципальных образований области на сумму фактических доходов превышающих прогнозные показатели.

Также напоминаем о необходимости исполнения рекомендаций постановлений администрации области:

а) - № 545 от 29.12.2007, в соответствии, с которым главам муниципальных образований рекомендовано принять правовые акты, предусматривающие при заключении новых договоров аренды устанавливать размер арендной платы на основании её рыночной стоимости.

По состоянию на 01.01.2009 данные рекомендации не исполнены в Милютинском и Советском районах, в городах: Батайске, Волгодонске, Ростове-на-Дону, Таганроге.

 

б) - № 9 от 23.01.2008, в соответствии, с которым главам муниципальных образований области рекомендовано принять правовые акты, определяющие порядок согласования сделок муниципальных унитарных предприятий по передаче в аренду принадлежащего им на праве хозяйственного ведения муниципального недвижимого имущества.

По состоянию на 01.01.2009 данные рекомендации не исполнены в Белокалитвенском и Красносулинском районах.

Руководителям органов по управлению имуществом названных муниципальных образований необходимо в максимально короткий срок принять действенные меры по выполнению рекомендаций названных постановлений.

 

 

Неналоговые доходы в виде части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в консолидированный бюджет области поступили в сумме 55,6 млн. руб.

Бюджетное задание по данному неналоговому источнику за 2008 год выполнено на 167%.

Общая сумма поступлений за 2008 год в местные бюджеты по данному неналоговому источнику составили 23 млн. 841 тыс.руб. Бюджетное задание– 12 млн. 404 тыс. рублей - выполнено на 192%.

Значительно перевыполнены бюджетные задания по данному показателю:

- более чем в 10 раз: Красносулинским, Орловским районами,
г. К-Шахтинский.

- более чем в 3 раза: Дубовским, Мясниковским, Р-Несветайским районами, городами Зверево, Новочеркасск.

Отдельными муниципальными образованиями не выполнено бюджетное задание по перечислению части прибыли в бюджет:

городами Волгодонск и Гуково;

районы – Азовский, Зерноградский, Каменский, Милютинский, Морозовский, Чертковский.

Исходя из сказанного, необходимо более ответственно подходить к формированию бюджетов, указывать реальные суммы средств, планируемых к получению в бюджеты; представлять своевременно информацию о причинах отклонения (перевыполнения, недовыполнения) фактического поступления от плановых показателей.

 

Фактические поступления средств в консолидированный бюджет области от приватизации и продажи муниципального имущества в 2008 году составили 638,2 млн.рублей, обеспечив тем самым выполнение установленного Минфином области годового планового задания только 71,7%.

Вместе с тем большинством муниципальных образований установленные плановые задания выполнены.

При этом  значительно перевыполнили плановые задания такие муниципальные образования, как Верхнедонской (в 11 раз), Морозовский (в 1956 раз),  Неклиновский (в 26 раз),  Тацинский (в 9,5 раз) районы, а также города: Батайск ( в 14 раз),  Донецк (в 5 раз), Зверево (в 4 раза), Каменск-Шахтинский (в 2 раза), Новочеркасск (в 3 раза), Новошахтинск ( в 8,7 раза).

Из 25 муниципальных образований, не имеющих плановые задания по поступлениям средств от приватизации и продажи муниципального имущества в местные бюджеты, 22 имеют фактическое выполнение, позволившее пополнить их бюджеты.

Плановые задания не выполнены 13 муниципальными образованиями. Процент выполнения установленного Минфином области годового планового задания по данному источнику по городу Азову  составил 26,8%, по г.Волгодонску – 56,9%, по г.Таганрогу – 85,2%, по г.Ростову-на-Дону – 45,7%.  Низкий процент выполнения также по Боковскому  (10,9%),  Каменскому (45,8%),  Пролетарскому (48,6%) районам. По Сальскому  району данный показатель с учетом недополучения средств в размере ожидаемых 7,9 млн.рублей от продажи акций,  составил только 28,7%. 

Невыполнение плановых заданий обусловлено прежде всего приостановлением процесса приватизации в связи с вступлением в силу Федерального закона 159-ФЗ от 22.08.2008, предусматривающего льготную приватизацию субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемых ими помещений. Иной причиной невыполнения плановых заданий послужило отсутствие покупательского спроса на выставленные на продажу объекты и, как следствие, изменение способов и  перенос сроков  их приватизации.

 

От продажи земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности за 2008 год в консолидированный бюджет области поступило 1,8 млрд. рублей, что в 10 раз превышает бюджетное задание года (181,3 млн.руб.)

Городские округа области продали земельных участков на сумму 1 033,2 млн.руб., что в 9 раз больше задания, муниципальные районы продали на сумму 530,8 млн.руб., это в 36 раз больше задания.

Такое большое превышение бюджетного задания конечно объясняется тем, что значительно увеличилось количество заявок от желающих выкупить земельные участки учитывая, что с 1 января 2009 года установлено повышение кадастровой стоимости земельных участков.

Однако Куйбышевский и Обливский муниципальные районы выполнили бюджетное задание соответственно на 93,7% и 90,9%.

На текущий 2009 год бюджетное задание консолидированного бюджета составляет 1 675,5 млн. руб.

Для его выполнения необходимо с первых дней года разъяснять и информировать всех юридических лиц, которые используют земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, что в соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» (далее – закон) они обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или приобрести их в собственность до 1 января 2010 года.

А в случае нарушения сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность в соответствии со ст.7.34 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях будут применяться меры административного воздействия в виде штрафа на юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с п.1 ст.2 указанного закона продажа земельных участков собственникам (как юридическим лицам, так и гражданам) расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений осуществляется до 1 января 2010 года по действующей цене, а с 1 января 2010 года и до установления областным законом новой цены земельных участков будет применяться наибольшая цена для соответствующей местности.

 

План по земельному налогу 2008 года по городским округам и городским поселениям был установлен в размере 1 мрлд. 622 млн. 217,6 тыс. рублей.

Фактически в бюджеты поступило 1 мрлд 705 млн 404,1 тыс. руб., что составляет 105 % от плана. Сверх планового задания получено 83 млн  186,5 тыс. рублей. Темп роста по отношению к 2007 году составил 151 %.

Перевыполнение достигнуто в основном за счет городских округов:

Ростов н/Д – 88,6 млн. руб.; Таганрог – 9,3 млн. руб.; Азов - 9,2 млн.руб.; Шахты – 4,8 млн. руб., Новочеркасск – 2,1 млн. руб.

Однако наряду с перевыполнением, отдельные территории допустили значительное невыполнение планового задания. В том числе:

городские округа Новошахтинск  20 млн. руб.; Волгодонск – 8,1 млн. руб; Батайск – 2,5 млн. руб.; Зверево – 0,3 млн.руб.

городские поселения Зерноградское – 1,7 млн. руб.,   Красносулинское – 1,3 млн. руб., Семикаракорское – 0,4 млн. руб.

Основные причины невыполнения задания прежние. Это неуплата земельного налога, предприятиями, имеющими конкурсное производство; несвоевременная уплата налога учреждениями, финансируемыми из федерального бюджета и физическими лицами, а также неудовлетворительное состояние работы при формировании плановых показателей года.  Ко всем задолжникам применялись меры воздействия, предусмотренные налоговым законодательством.

С 1 января 2009 года для исчисления земельного налога применяются результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденные постановлением Администрации Ростовской области от 28.04.2008 №212. Практически повсеместно произошло увеличение налоговой базы.

По информации муниципальных образований плановое задание городских округов и городских поселений в 2009 году составит 3,5 млрд. рублей, что более чем в 2 раза превышает задание 2008 года.

Для успешного выполнения планового задания по поступлению земельного налога области органам местного самоуправления необходимо:

- обратить особое внимание на своевременную передачу сведений о правообладателях земельных участков и их долях в налоговые органы;

- в целях повышения качества и оперативности производить обновление программных комплексов по передаче сведений о земельных участках в налоговые органы в автоматическом режиме;

- совместно с налоговыми органами усилить претензионно-исковую работу с недоимщиками.

 

В целях обеспечения эффективного управления и распоряжения земельными участками проводится дальнейшая работа по разграничению государственной собственности на землю.

В соответствии с федеральным законодательством стало возможным проводить регистрацию права собственности области и муниципального образования на земельные участки в упрощенной процедуре без согласования с Правительством Российской Федерации.

Тем не менее, в связи с множеством проблем, возникающих при оформлении документов и проведении государственной регистрации права собственности области на земельные участки, в 2007 году минимуществом области совестно с Управлением Федеральной регистрационной службы по Ростовской области, Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ростовской области и федеральным государственным учреждением «Земельная кадастровая палата» по Ростовской области было подготовлено соответствующее информационное письмо.

Согласно ст. 36 Земельного кодекса РФ муниципальные предприятия и граждане самостоятельно оформляют права на земельные участки, на которых расположены принадлежащие им объекты.

Таким образом, средства местного бюджета требуются только на межевание земельных участков муниципальных учреждений и участков муниципальной казны.

Согласно Налоговому кодексу РФ затраты на государственную регистрацию права собственности муниципального образования на земельный участок составляют 100 руб., а регистрация земельных участков, на которых находятся объекты муниципальной казны осуществляется бесплатно.

На сегодняшний момент муниципальные образования проводят регистрацию только по земельным участкам, по которым осуществляются сделки и по земельным участкам, образуемым в счет невостребованных земельных долей в судебном порядке. При этом земельные участки, на которых расположены муниципальные объекты недвижимости, остаются не зарегистрированными.

По информации органов местного самоуправления основная причина не оформления земельных участков в муниципальную собственность это отсутствие средств на изготовление технических паспортов и кадастровых паспортов на недвижимое имущество и на проведение межевание границ земельных участков.

Вместе с тем анализ стоимости работ по межеванию границ земельных участков для юридических лиц показывает следующее.

Межевание 1 земельного участка для юридических лиц, выполняемых коммерческими организациями, муниципальными унитарными предприятиями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии на проведение землеустроительных работ, составляет по районам и городам от 3 – до 20 тыс. руб. (в зависимости от площади участка, количества поворотных точек, местоположения, количества согласований)

Стоимость работ снижается в 2 и 2,5 раза при проведении межевания большого количества земельных  участков на конкурсной основе.

Муниципальные образования, которые в целях оформления документов для осуществления государственной регистрации права муниципальной собственности на земельные участки заказывали межевание на конкурсной основе, также значительно снижали стоимость работ.

Например, в Мартыновском районе при межевании земельных участков под школами, детскими садами на конкурсной основе  стоимость работ по межеванию составила 3,5 тыс. руб./1 участок.

По информации Управления Роснедвижимости по Ростовской области в среднем стоимость работ по межеванию земельных участков, расположенных в черте населенных пунктов, на конкурсной основе для юридических лиц составила в 2008 году 6-8 тыс. руб. на один участок.

В этой связи необходимо отметить неудовлетворительную работу органов местного самоуправления по планированию и включению в расходную часть местного бюджета затрат на проведение работ по межеванию.

По информации органов местного самоуправления всего по области подлежит оформлению в муниципальную собственность 20 тыс. участков на площади 149 тыс. га.

На сегодняшний день зарегистрировано в муниципальную собственность только 18 % участков.

Работа по оформлению права муниципальной собственности не проводится в городах Азов, Гуково, Новошахтинск, и в районах Кагальницкий, Красносулинский.

На должном уровне проводится работа в городах Ростов-на-Дону, Волгодонск, Каменск-Шахтинский, Шахты, в районах Дубовский, Егорлыкский, Мартыновский, Обливский, Сальский.

 

 

 

 

 

 

 

Уважаемые коллеги! Ввиду того, что на ряде совещаний по поручению губернатора области заслушивался вопрос «О ходе работ по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности»

 

Доводим до вашего сведения следующую информацию.

Как известно, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является основным инструментом, обеспечивающим гражданский оборот недвижимости, полноту и своевременность собираемости налогов.

В 2006 - 2007 годах в соответствии с федеральным законодательством по согласованным предложениям муниципальных районов и поселений, входящих в их состав, было осуществлено разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Всего в муниципальной собственности по состоянию на 01.02.2009 г.,  числится 154166 объектов недвижимости.

Право муниципальной собственности зарегистрировано на 32797 объектов недвижимости (21,3 %).

В г. Донецке - из 1417 объектов недвижимости зарегистрировано право лишь на 27 объектов; в Мясниковском районе – из 1067 зарегистрировано 7 объектов; в Тацинском районе – из 2658 - 9 объектов; в Чертковском районе – из 1944 зарегистрировано 21объект, а в Куйбышевском районе этот показатель и вовсе на «ноле» - из 391 объекта ни один не зарегистрирован. К сожалению, в этом списке подавляющее большинство муниципальных образований области. Но есть и исключение. На должном уровне поставлена работа в г.Волгодонске - из учтенных 2894 объектов зарегистрировано 2202 объекта, или 76 %, г. Каменск-Шахтинском - из 1520 объектов зарегистрировано 1133 объекта, или 74 %, в г.Таганроге - из 12365 объектов зарегистрировано 10736 объектов, или 86,8 %.

Органам местного самоуправления необходимо обеспечить государственную регистрацию прав как можно большего количества объектов недвижимости, поскольку от этого напрямую зависит устойчивость имущественных отношений.

Сумма средств, предусмотренных на 2009 год в муниципальных бюджетах соответствующих городских округов, муниципальных районов, поселений на подготовку документов, в том числе на государственную регистрацию права муниципальной собственности 20569 объектов недвижимости составляет 60 млн. 692 тыс руб., в том числе в бюджетах:

Октябрьского района – 18 млн 478 тыс.руб.

Кашарского района – 4 млн 137 тыс.руб.

Целинского района – 3 млн 290 тыс.руб.

г. Батайска – 2 млн 700 тыс.руб.

Шолоховского района – 2 млн 290 тыс.руб.

Не предусмотрены средства на подготовку документов и государственную регистрацию права муниципальной собственности в бюджетах Милютинского района, Мясниковского района, Сальского района, Чертковского района, г. Донецка.

 

К основным причинам, препятствующим государственной регистрации прав на недвижимость, муниципалитеты относят отсутствие необходимых средств, сложность в подготовке документов на объекты недвижимости, длительность сроков изготовления технической документации и т.д.

По данным муниципальных образований области сумма средств, необходимых для подготовки документов и государственной регистрации права муниципальной собственности на 121369 объектов недвижимости,  составляет около шестисот млн. рублей.

Однако минимущество области считает, что не во всех администрациях районов и городов области правильно подходят к определению средств, необходимых для подготовки технической документации и осуществление регистрации.

По данным Окружного управления геодезии и картографии на работы по межеванию в области имеют лицензию 356 юридических и физических лиц, т.е. есть из кого выбирать. При этом стоимость работ по межеванию в  Багаевском, Дубовском, Мясниковском районах  составляет 3 тыс.рублей за один участок; чуть больше в Мартыновском и Песчанокопском районах – до 4 тыс.рублей; в Волгодонске, Каменск-Шахтинске, Красном-Сулине – до 15 тыс.рублей; в  Шахтах от 20 тыс.рублей. По всем остальным районам и городам области стоимость межевания составляет от 5 до 10 тыс.рублей.

Работы по технической инвентаризации осуществляют более 80 организаций и их филиалов.

Средняя стоимость работ по подготовке технической документации на один объект недвижимости колеблется от 3 до 7 тысяч рублей.

Там, где не требуется подготовка первичной технической документации, а лишь проводится регистрация текущих изменений – эта сумма составляет 1400 рублей. Количество таких объектов недвижимости  как минимум 2/3 от общего количества, подлежащего регистрации муниципального имущества. Срок изготовления технической документации от приема заявки до выдачи заказчику - один месяц.   

 С 01.01.2009 г. кадастровые паспорта изготавливаются и выдаются территориальными отделами Роснедвижимости по Ростовской области бесплатно.

Таким образом, при целенаправленной, поэтапной работе проблемы по регистрации прав могут быть сведены к минимуму.

 

Правильно поставленная работа по инвентаризации имущества, усилению контроля по его использованию, и в целом за деятельностью МУПов, помогли бы большинству муниципалитетов освободиться от непрофильного имущества, исключить случаи,  приводящие к банкротству предприятий и как следствие потери имущества, пополнить бюджеты  путем его приватизации.

В текущем году из-за неудовлетворительной работы по государственной регистрации прав, проведению инвентаризации имущества муниципалитеты резко снизили такой показатель, как продажа активов. Так, если в 2008 г. в местные бюджеты области фактически поступило 620076,30 тыс. рублей, то на 2009 г. запланировано поступление всего  96855,1 тыс. рублей.

 

Гражданский кодекс РФ предусматривает возможность возникновения права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество, то есть имущество, которое не имеет собственника, или от которого собственник отказался, или на которое собственник утратил право собственности.

По данным муниципальных образований Ростовской области в 2007 году на основании решений суда было зарегистрировано право муниципальной собственности на 110 бесхозяйных объектов недвижимости, в 2008 на 250 бесхозяйных объектов недвижимости.

На 1 января т.г. количество бесхозяйных объектов недвижимости, на которые необходимо зарегистрировать право муниципальной собственности соответствующего городского округа, муниципального района, поселения составляет 4443 объекта недвижимости.

В 2009 году муниципальные образования области планируют зарегистрировать на основании решений суда право муниципальной собственности на 2408 бесхозяйных объектов недвижимости.

Сумма средств, предусмотренных на 2009 год в муниципальных бюджетах соответствующих городских округов, муниципальных районов, поселений на подготовку документов, связанных с государственной регистрацией права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимости составляет 22,8 млн. рублей.

При этом хочу обратить внимание, что  плата за принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества с органов местного самоуправления не взимается. Государственная пошлина (пп. 4 п.3 ст.333.35 НК РФ) за государственную регистрацию прав муниципального образования на муниципальное недвижимое имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющее муниципальную казну, не уплачивается.

Размещен:
26.02.2010 15:26:30|
Изменен:
27.02.2010 14:51:40

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая , 112

mioro@donpac.ru

© Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области