Распечатать

Доклад заместителя министра Т.А. Булгаковой «Об итогах работы минимущества области и органов по имущественно-земельным отношениям городов и районов Ростовской области за 2007 год и задачах на 2008 год»

По итогам 2007 года общая сумма средств от аренды земельных участков в консолидированный бюджет области составила более 4,3 млрд.рублей, бюджетное задание выполнено на 249%.

В том числе общая сумма средств от аренды земельных участков в областной бюджет составила 877 млн.руб.

Значительно перевыполнены поступления в местные бюджеты по следующим видам использования земельных участков:

- по землям сельскохозяйственного назначения за счет проведения актуализации государственной кадастровой оценки.

- по земельным участкам, предназначенным для целей жилищного строительства за счет увеличения доходов от продажи права на заключение договоров аренды земельных участков.

Данные факты говорят о крайне неудовлетворительном состоянии работы при формировании плановых показателей года.  

С целью повышения эффективности использования земли, организации контроля за поступлениями арендной платы за землю за отчетный период минимуществом области:

- проведено 12 заседаний областной комиссии по контролю за оформлением и заключением договоров аренды земельных участков. Заслушаны объяснения представителей  159 арендаторов-должников. По результатам работы комиссии арендаторами-должниками погашено задолженность на сумму 54,33 млн.руб.;

- проведено 10 выездных проверок муниципальных образований (Верхнедонской район, Заветинский район, Зерноградский район, Красносулинский район, Неклиновский район, Семикаракорский район, Советский район, Шолоховский район, г.Шахты, г.Таганрог);

-рассмотрено и согласовано 303 договора аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

        

Оценка консолидированного бюджета по доходам от аренды за землю (до разграничения и после разграничения) на 2008 год составила  2 929583,35 тыс.руб., областного бюджета - 547 521,6 тыс.руб.

Учитывая, что выросла активность выкупа арендаторами в собственность земельных участков (ГПЗ-10, ОАО Ростсельмаш…) Плановые цифры на 2008 год напряженные, но  реальные для выполнения.

Минимущество области считает, что в этой работе есть значительные резервы.

Уже в текущем году был проведен анализ действующих договоров аренды земельных участков  сельскохозяйственного назначения из фонда перераспределения земель.

На 01.01.2008 заключено 4429 договоров аренды на общую площадь 553,6 тыс.га.

Из общего количества договоров 3671 договор (82,9%) в установленном порядке зарегистрирован в органах юстиции.

726 договоров (16,4% от общего количества договоров аренды) заключенных на срок более одного года не прошли государственную регистрацию в связи, с чем считаются не заключенными.

32 договора аренды земельных участков (0,7% от общего количества договоров аренды) заключены на срок менее одного года.

Минимущество области считает, что договоры, не прошедшие государственную регистрацию, а также заключенные на срок менее одного года, могут быть прекращены администрациями районов (в том числе и в судебном порядке), земельные участки выставлены на торги, что позволит увеличить доходную часть бюджета по землям сельскохозяйственного назначения из фонда перераспределения земель в среднем до 15 %.

Совместно с министерством сельского хозяйства и продовольствия области в настоящее время проводится работа по инвентаризации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Причиной проведения данной работы послужило расхождение по площадям, представленным для расчета прогноза с данными по отчетности Управления Роснедвижимости.

По предварительным данным из оборота исключено более 500 тыс. га (сенокосов и пастбищ, невостребованных земель фонда перераспределения земель, земель запаса, невостребованных земельных долей).

Результатом инвентаризации, которая должна быть завершена до 1 марта т.г. должно быть уточнение неналоговой базы, что позволит муниципальным образованиям сформировать новые земельные участки и выставить их на торги, получить дополнительные доходы от продажи права аренды.

Аналогичные меры должны быть приняты муниципальными образованиями и в отношении земель невостребованного фонда перераспределения, невостребованных земельных долей.

Все это (выявление неиспользуемых и ненадлежащее используемых земельных участков сельскохозяйственного назначения и предоставление в аренду дополнительных площадей) обеспечит поступление дополнительных доходов в бюджеты в 2008 году и повлечет изменение запланированных показателей по доходам от аренды земли на 2009 год.

Одним из дополнительных резервов дальнейшего увеличения объемов поступлений доходов от арендной платы за землю является формирование земельных участков, предназначенных для целей строительства, в том числе для целей жилищного строительства, и выставление на торги  права на заключение договоров аренды таких земельных участков.

С целью выявления резервов и  правильности прогнозирования доходов необходимо обеспечить четкие, скоординированные действия  структур по архитектуре и градостроительству и органов по управлению имуществом администраций муниципальных образований по своевременному формированию земельных участков, предназначенных для целей строительства,  и достоверности данных по срокам предоставления в аренду таких участков, как на торгах, так и по процедуре с предварительным согласованием места размещения объектов.

Например, в прошлом году земельные участки, предназначенные для жилищного строительства, администрацией г. Ростове-на-Дону были сформированы только в 1 квартале, в связи с чем, ею не были заявлены в оценку неналогового потенциала на 2007 год, а в течение года проданы на торгах. Это привело к значительному перевыполнению поступлений за счет увеличения доходов от продажи права на заключение договоров аренды земельных участков.

При составлении прогноза поступлений доходов от аренды земли на очередной год точные сведения о включении данных объектов в план администрацией г.Ростова-на-Дону и минтерразвития области не представляются.

Для обеспечения достоверности прогнозных показателей необходимо, чтобы органы местного самоуправления  своевременно представляли согласованные в установленном порядке перечени земельных участков, предполагаемых к предоставлению для строительства.

Хотелось бы остановиться, на необходимости активизации работы с арендаторами-должниками по сокращению задолженности по арендной плате за землю, в связи увеличением недоимки по арендной плате за землю на конец прошлого года.

Увеличение недоимки сложилось в связи с ростом размера арендной платы за землю от кадастровой стоимости земельных участков и включением в условия договоров аренды оплаты за фактическое пользование земельными участками со сроком оплаты до  конца текущего финансового года (300 млн.рублей).

В настоящее время в завершающей стадии подготовки находится проект постановления Администрации области об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.

Кадастровая стоимость указанных земель значительно увеличилась. Применение результатов оценки будет с 2009 года, приведет к дополнительному увеличению платежей.

Учитывая, изложенное резервами дальнейшего увеличения объемов поступлений доходов от арендной платы за землю являются:

1. Совместные действия отделов по архитектуре и градостроительству и комитетов (отделов) по управлению имуществом администраций муниципальных образований по формированию земельных участков, предназначенных для целей строительства, в том числе для целей жилищного строительства, и выставлению на торги  права на заключение договоров аренды таких земельных участков и как следствие увеличение поступлений от продажи органами местного самоуправления права на заключение договоров аренды земельных участков под строительство, в том числе для целей жилищного строительства

2. Активизация органами местного самоуправления районов области работы по включению в аренду земель невостребованного фонда перераспределения, невостребованных земельных долей, сенокосов и пастбищ, земель запаса.

3. Совместные действия с органами местного самоуправления по усилению контроля за полнотой и своевременностью поступлений от распоряжения и использования земель.

4. Активизация работы с арендаторами-должниками по сокращению задолженности по арендной плате за землю.

 

 

Продажа земельных участков

 

В 2007 году в консолидированный бюджет области от продажи земельных участков поступило 719,7 млн.руб., что более чем в 8 раз превышает бюджетное задание, при этом есть муниципальные образования которые не выполнили бюджетное задание: г.Донецк (99,7%), Боковский (41,4%) и Советский (0,9%) районы.

Объем продажи земельных участков в 2007 году значительно увеличился в связи с тем, что принятый Федеральный закон от 24.07.2007 № 212-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности», снимает ограничения по приватизации земельных участков, расположенных на землях водоохранного и санитарно-защитного назначения и находящихся на праве аренды земельных участков, независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков – до или после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.  Данные обстоятельства позволили увеличить объем продажи земельных участков в прошедшем 2007 году.

Плановое задание по поступлению средств в консолидированный бюджет области от продажи земельных участков в 2008 году установлено в размере 181  млн. рублей, но по нашему мнению нас ожидает значительное перевыполнение указанных плановых показателей. Это также свидетельствует о неудовлетворительной работе по планированию доходов.

В этой связи необходимо отметить о значительном увеличении кадастровой стоимости земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости в населенных пунктах области, что напрямую отразится на повышении выкупной цены земельных участков начиная с 2009 года.

Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 № 370 утвержден перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный на котором расположены здания, строения, сооружения, сокращающий количество документов, необходимых для приватизации земельных участков. Это в определенной степени позволяет собственникам объектов недвижимости сократить время подготовки документов на выкуп земельных участков.

Еще раз обращаем ваше внимание, что Областным законом «О внесении изменений в Областной закон «Об установлении цены земли при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений» в части продажи земельных участков собственникам, расположенных на них зданий, строений, сооружений внесены изменения по определению выкупной цены земельных участков.

 

 

 

Земельный налог

План по земельному налогу  2007 года по городским округам и городским поселениям был установлен в размере 1 120 546,3 тыс. рублей.

            Фактически в бюджеты поступило 1 127 284,9 тыс. руб., что составляет 100,6 % от плана.

Необходимо отметить, что по сравнению с началом 2007 года плановое задание муниципальных образований возросло
на 102 млн 971 тыс. рублей. В течение года большинством муниципальных образований плановые задания пересматривались в сторону увеличения.

Эти факты также говорят о неудовлетворительном состоянии работы при формировании плановых показателей года.  

Перевыполнение достигнуто в основном за счет городских округов:

Ростов н/Д – 19,4 млн. руб; Шахты – 5,5 млн. руб., Новочеркасск – 4,2 млн. руб.; Таганрог – 2,9 млн. руб.

Однако наряду с перевыполнением, отдельные территории не обеспечили выполнение планового задания.

Анализ ситуации показал, что имеет место ненадлежащая работа местных администраций и налоговых органов с неплательщиками налога. 

В целях увеличения поступления доходов от сборов земельного налога минимуществом области в 2007 году проведен ряд совещаний по данному вопросу в г. Ростове н/ Д, г. Зверево, сельском поселении Матвеево - Курган. Организована поставка программного продукта для автоматизированного формирования и передачи сведений о земельных участках органами муниципальных образований в налоговые органы для 406 сельских и городских поселений с обучением специалистов органов муниципальных образований работе с данным программным продуктом.

Во всех городских округах и городских поселениях осуществляется передача сведений о земельных участках в налоговые органы в электронном виде.

Результатом координации взаимодействия земельных, налоговых служб и органов местного самоуправления, а также осуществления контроля над  поступлением земельных платежей минимуществом области явилось выполнение городскими округами и городскими поселениями плана 2007 года. Эти наработки необходимо  использовать в 2008 году.

В целях выполнения бюджетного задания 2008 года по сбору земельного налога, которое составляет 1 млрд  537млн  456 тыс. рублей необходимо вести активную работу с недоимщиками и продолжить работу по совершенствованию информационной базы о земельных участках.

Размещен:
26.02.2010 15:26:26|
Изменен:
27.02.2010 14:53:34

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая , 112

mioro@donpac.ru

© Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области