Распечатать

Доклад к совещанию с МО за 2005 год

Тезисы доклада заместителя министра П.Б. Галунова

 «По подведению итогов работы за 2005 год и задачах на 2006 год»

 

По результатам 2005 года в доход области от распоряжения и управления земельными ресурсами, государственным и муниципальным имуществом поступило более 3,5 миллиарда рублей, что составляет 155% от годового задания. Темп роста доходов составил 152%.

В том числе по источникам финансирования дефицита бюджета поступило более 613 миллионов рублей.

Неналоговых доходов более 2,8 миллиарда рублей или 136% от годового задания.

 

Аренда земли

По итогам 2005 года доходы от арендной платы за землю в консолидированный  и областной бюджеты составили соответственно  1 млрд. 688 млн. руб. и 705 млн. руб., бюджетное задание выполнено на 115 % и  107 %.

По сравнению с 2004 годом доходы от арендной платы за землю увеличились в консолидированный бюджет на 353 млн.руб. в областной бюджет на 128 млн. руб., темпы роста составили соответственно 127 % и 122 %.

Следует отметить хорошую работу городов: Шахты, Батайска, Каменск-Шахтинского, Азова, Ростова-на-Дону, Гуково, а также районов: Аксайского, Азовского, Волгодонского, Верхнедонского, Дубовского, Егорлыкского, Зерноградского, Кагальницкого, Красносулинского, Зимовниковского, Матвеево-Курганского, Мясниковского, Орловского, Октябрьского, Песчанокопского, Целинского, Белокалитвинского, Красносулинского.

 

Вопросы перерасчета арендной платы за землю на 2006 год

Годовой размер арендной платы за земельные участки определяется в соответствии с постановлением Администрации области от 15.12.2005 № 283 «Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки» и условиями ранее заключенного договора аренды земельного участка.

Органам местного самоуправления необходимо обеспечить получение в филиалах ФГУ «Земельная кадастровая палата» сведений о кадастровой стоимости арендованных земельных участков по письменному запросу и  согласованной форме.

При наличии сведений о кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, предоставленных органом кадастрового учета, годовой размер арендной платы определяется по ставкам арендной платы, установленным в соответствии с постановлением Администрации области от 15.12.2005 № 283.

В соответствии с данным постановлением и условиями ранее заключенного договора аренды (пункт 3.4. примерной формы договора) размер арендной платы изменяется путем корректировки индекса инфляции на текущий год 8,5 %, установленного статьей 1 Федерального закона от 26.12.2005 № 189-ФЗ в случаях:

- если размер арендной платы, рассчитанный в соответствии с п.3 постановления Администрации области от 15.12.2005г. № 283, более чем на 30 % ниже размера арендной платы, установленного ранее заключенным договором аренды;

- отсутствия сведений о кадастровой стоимости земельного участка по ранее заключенному договору аренды по данным органов кадастрового учета;

- если размер арендной платы установлен ранее заключенным договором аренды исходя из рыночной стоимости права аренды земельного участка.

Кроме того, размер годовой арендной платы за использование земельных участков может быть установлен исходя из рыночной стоимости права аренды земельного участка, устанавливаемой в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности. 

В случаях необходимости определения кадастровой стоимости вновь образуемого земельного участка или уточнения характеристик земельных участков, в т.ч. влекущих изменения их кадастровой стоимости (категории земель,  вида  разрешенного  использования, площади), орган местного самоуправления вправе обратиться в орган кадастрового учета с соответствующей заявкой о кадастровом учете вновь образуемого земельного участка или текущих изменений и оформлении расчета кадастровой стоимости земельного участка.

Напоминаем, что на согласование в минимущество области предоставляются проекты договоров аренды земельных участков с обязательным приложением кадастровой карты с указанием кадастровой стоимости. В расчете арендной платы указывается кадастровая стоимость земельного участка, ставка арендной платы и реквизиты нормативного акта на основании которого применена ставка.

Минимуществом области проведено совещание с управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ростовской области и филиалом ФГУП «ФКЦ «Земля» по ЮФО по проблемным вопросам получения органами местного самоуправления сведений о кадастровой стоимости арендованных земельных участков.

Согласно данным государственного земельного кадастра в ряде случаев, земельные участки, которые были образованы в течение 2005 года или изменили свои характеристики, влияющие на кадастровую стоимость, не вошли в оценочные описи из-за отсутствия необходимых методических рекомендаций.

По земельным  участкам  в  составе  земель поселений,  на  которых  расположен объект недвижимости,  имеющий несколько  видов функционального назначения (многоэтажный дом с встроенными помещениями: магазины, кафе, офисы  и др.) расчет кадастровой стоимости выполнен по одному виду разрешенного использования – земли под домами многоэтажной застройки, что повлекло уменьшение величины кадастровой стоимости.

В целях обеспечения выполнения бюджетного задания по доходам от аренды не разграниченных государственных земельных участков  письмом первого заместителя Главы Администрации (Губернатора) – Вице-губернатора области И.А.Станиславова от 22.11.2005 № 2/115 администрациям районов направлены   рекомендации по управлению и распоряжению земельными участками в условиях реформы местного самоуправления.

         В указанных рекомендациях было предложено:

- подготовить соглашение представительной и исполнительной власти района и поселений по передаче полномочий по распоряжению земельными участками, расположенными в границах поселения находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, за исключением земельных участков, которые будут отнесены в процессе разграничения к муниципальной собственности поселений,   (для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, животноводства, под домами индивидуальной жилой застройки), на уровень района, поселениям обеспечить полномочия арендодателя по вновь заключаемым договорам аренды  земельных участков.

- привести районные нормативные акты в соответствие с постановлением Администрации области от 15.12.2005 № 283 «Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки».

- направить по действующим  договорам аренды уведомления арендаторам об изменении реквизитов платежей по арендной плате за землю.


Аренда имущества

         По итогам года контрольные цифры Минфина области по доходам консолидированного бюджета от аренды нежилого фонда выполнены в целом на 133%. Сумма средств, поступивших от аренды недвижимости в консолидированный бюджет области составила 499 млн.рублей. Городами области плановые показатели выполнены на 136% , при этом сумма поступлений от аренды муниципальной недвижимости составила 415 млн.рублей, районами области – на 133%, сумма поступлений –  более 26 млн.рублей.

Увеличение доходов консолидированного бюджета области от аренды государственного и муниципального имущества обусловлено, прежде всего, переходом с 1 января 2005 года на новую методику расчёта арендной платы в соответствии с постановлением Администрации области от 02.11.2004 №426, которая позволила размер арендной платы за пользование объектами нежилого фонда государственной и муниципальной собственности привести в соответствие с условиями, сложившимися на рынке коммерческой недвижимости.

         Кроме того, неплохие результаты по итогам года в целом по области были достигнуты в связи со своевременным принятием администрациями муниципальных образований и органами по управлению муниципальным имуществом мер по организации работ, связанных с администрированием поступающих в местные бюджеты платежей, а также усилением контроля за перечислением арендной платы.

        

Несколько слов по вопросу, связанному с зачислением в доходы местных бюджетов средств от аренды имущества, подлежащего передаче в собственность поселений. Статьей 31 Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», вступившего в силу с 01.01.2006, статья 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ дополнена частью 11.1, которой установлен порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями в соответствии с установленным Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ разграничением вопросов местного значения и со статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

         Согласно названному порядку:

… «До 1 января 2009 года разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят, осуществляется законом субъекта Российской Федерации, определяющим порядок решения вопросов местного значения в указанных муниципальных образованиях в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ»…

«Законы субъектов Российской Федерации о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами принимаются по согласованным предложениям соответствующих органов местного самоуправления. Не разрешенные в процессе согласования разногласия регулируются законом субъекта Российской Федерации о разграничении указанного имущества.

В настоящее время Законодательным собранием Ростовской области и Минимуществом области прорабатываются подходы к подготовке соответствующего областного закона.

В связи с данным изменением законодательства вопрос о разграничении муниципального имущества между районами и поселениями в их составе будет решен в соответствии с федеральным и областным законодательством.

До подготовки и принятия областных законов о разграничении имущества между районами и поселениями в их составе и передачи соответствующего имущества в собственность поселений вопрос о зачислении доходов от использования имущества должен решаться в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.42 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Таким образом, до оформления передачи соответствующего имущества в собственность поселений средства от аренды этого имущества должны зачисляться в доходы районов, которые являются фактическими собственниками имущества. Т.е. отсутствуют законные основания для зачисления в доходы поселений средств от аренды имущества, фактически не переданного в их собственность.

 

Продажа имущества

Фактические  поступления средств от приватизации и продажи государственного и муниципального имущества в консолидированный  бюджет области за 2005 год составили 715 млн. рублей, что в 2,3 раза больше установленного Минфином области годового планового задания.

Анализ показал, что такое перевыполнение произошло, с одной стороны,  ввиду продажи областного и муниципального имущества по цене, выше запланированной. С другой стороны, за счет увеличения количества планируемых к приватизации объектов: рядом муниципальных образований были приняты прогнозные планы приватизации после формирования консолидированного бюджета области, иные вносили изменения в ранее принятые прогнозные планы.

Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлено, что приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации, а именно руководствуясь указанным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. При этом ряд процедурных вопросов данными законодательными актами отнесен к компетенции органов местного самоуправления. В процессе проверок некоторых муниципальных образований был установлен факт либо отсутствия такой нормативной базы либо несоответствия ранее принятых органами местного самоуправления нормативных правовых актов действующему федеральному законодательству.

В связи с этим рекомендуем разработать и принять на своем уровне нормативные правовые акты по вопросам приватизации муниципального имущества, отнесенным Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества»  в компетенцию органов местного самоуправления, а именно:

- о порядке планирования приватизации муниципального имущества (п.1 ст.10 Федерального закона);

- о порядке  принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества (п.4 ст.14 Федерального закона);

- об определении средств массовой информации, в которых подлежит опубликованию информационное сообщение о продаже муниципального имущества (п.2 ст.15 Федерального закона);

- о порядке разработки и утверждения условий конкурса, порядке контроля за их исполнением и порядке подтверждения победителем конкурса исполнения таких условий (п.22 ст.20 Федерального закона);

- об определении размеров и видов затрат на организацию и проведение приватизации муниципального имущества (п.1 ст.33 Федерального закона);

- о порядке подведения итогов продажи муниципального имущества и порядке заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества без объявления цены (п5 ст.24 Федерального закона);

- о продавце муниципального имущества (п.2 Положения об организации продажи государственного и муниципального имущества на аукционе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 № 585)                                    

Необходимо так же обратить внимание на то, что согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятий» от имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

На федеральном и областном уровне нормативные правовые акты, регулирующие порядок реализации федеральными и областными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества соответственно федерального и областного государственного унитарного предприятия  приняты.

С целью совершенствования механизма реализации полномочий органов местного самоуправления по распоряжению муниципальной собственностью рекомендуем принять нормативные акты, устанавливающие порядок дачи согласия на отчуждение муниципального  имущества, находящегося у предприятий и организаций на праве хозяйственного и оперативного управления.

 

 

Перечисление прибыли

В 2005 году в консолидированный бюджет области поступило неналоговых доходов в виде части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в сумме 11,6 млн. руб., что на 3,4 млн. руб. больше, чем поступило в консолидированный бюджет в 2004 году. Прогнозные показатели министерства финансов области на 2005 год (далее - задание) перевыполнены более, чем в два раза (на 220 %).

В соответствии с письмом министерства финансов области от 18.05.2005 № 04-25/1589 для подготовки в Законодательное Собрание области ежеквартальной информации об исполнении консолидированного бюджета минимущество области просило представлять ежеквартально в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, причины отклонения (перевыполнения, недовыполнения) фактического поступления от прогнозных показателей министерства финансов области и муниципальных образований по перечислению части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

         Данные должны быть представлены по итогам:

- 1 полугодия до 05.07.2005;

- 9 месяцев до 05.10.2005;

- в целом по году до 05.01.2006.

Не все муниципальные образования представили в указанные сроки данную информацию.

Необходимо в 2006 году приложить усилия для выполнения установленного задания по перечислению муниципальными предприятиями части прибыли; более ответственно подойти к формированию бюджетов на 2007 год, указать в них реальные суммы средств, планируемых к получению в бюджеты.

 

        

Заключительное слово

В соответствии с принятым бюджетом на 2006 год и заданиями Минфина в 2006 году в консолидированный бюджет должно поступить 2 миллиарда 209 миллионов рублей (в областной бюджет 832 миллиона рублей), что на 51 млн. рублей (в областной бюджет минус 104 млн. рублей) больше чем было запланировано в прошлом году.

         По источникам финансирования дефицита бюджета запланировано получить 89,4 млн. рублей, в том числе от продажи земельных участков и права аренды земельных участков более 56,5 млн. рублей.

         По неналоговым доходам запланировано получить 2 миллиарда 119 миллиона рублей, в том числе:

- от аренды государственного и муниципального имущества 415 миллионов рублей;

- от аренды земельных участков 1 миллиард 582 миллиона рублей, что составляет 108 % от запланированного уровня прошлого года.

Учитывая предстоящую продажу земельных участков, выбытие федеральных земельных участков, а также то, что при составлении прогноза по доходам от аренды земли на  2006 год включено  100 % задолженности по арендной плате за землю возможной к взысканию, план 2006 года остается напряженным.

Для выполнения бюджетного задания Минимуществом области подготовлено постановление Главы Администрации области от 15.12.2005 № 283,  которым установлен единый порядок определения арендной платы за землю на территории области, обеспечивающий увеличение доходов бюджета области от аренды земли.

В целях  выполнения плана 2006 года по доходам от арендной платы за землю необходимо усилить работу по следующим направлениям:

- формирование нормативно-правовой базы по вопросам предоставления в аренду земельных участков и обеспечения надлежащего контроля за поступлением арендных платежей за земельные участки в условиях реформирования местного самоуправления в 2006 году:

привести нормативные акты в соответствие с постановлением Администрации области от 15.12.2005 № 283 «Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки».

подготовить соглашение представительной и исполнительной власти района и поселений по передаче полномочий по распоряжению земельными участками, расположенными в границах поселения находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю,  на уровень района, поселениям обеспечить полномочия арендодателя по вновь заключаемым договорам аренды  земельных участков.

направить по действующим  договорам аренды уведомления арендаторам об изменении реквизитов платежей по арендной плате за землю.

- обеспечить получение в филиалах ФГУ «Земельная кадастровая палата» сведений о кадастровой стоимости арендованных земельных участков по установленной форме.

- обеспечить в установленном порядке перерасчет арендной платы за землю по ставкам арендной платы, установленным в соответствии с постановлением Администрации области от 15.12.2005 № 283 или, в определенных постановлением случаях, в соответствии с условиями ранее заключенного договора аренды и федеральным законодательством - в 1,085 раза.

- обеспечить постоянный учет с применением программного обеспечения договоров аренды земельных участков, начисления арендной платы и пени, фактических платежей, получаемых в электронном виде от УФК по РО, площадей арендуемых земельных участков.

- усилить работу с неплательщиками арендной платы за землю, активизировать заседания муниципальных комиссий по контролю за поступлением арендной платы за землю, вести на должном уровне претензионно-исковую работу.

 

Размещен:
26.02.2010 14:26:21|
Изменен:
27.02.2010 14:13:30

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая , 112

mioro@donpac.ru

© Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области