Распечатать

Тезисы доклада Ю.Ф.Романенко "Об итогах управления и распоряжения государственным, муниципальным имуществом и земельными участками за I полугодие 2005 года»


По итогам I полугодия 2005 года общая сумма средств, полученных в консолидированный бюджет от управления и распоряжения земельными ресурсами, государственным и муниципальным имуществом, по оперативным данным Минфина области составила 1 миллиард 438 миллионов рублей. Темп роста составил 152 %.

Бюджетное задание за I полугодие 2005 года по поступлению в консолидированный бюджет неналоговых доходов выполнено на 141 % и в целом составило 1 миллиард 218 млн. рублей. Темп роста составил 164%.

В консолидированный бюджет области по источникам финансирования дефицита бюджета поступило 220 млн. рублей, в том числе от продажи земельных участков - 149 млн.рублей.

Следует отметить хорошую работу городов: Батайска, Таганрога, а также Азовского, Аксайского, Волгодонского, Заветинского, Зимовниковского, Кагальницкого, Константиновского, Миллеровского, Морозовского, Мясниковского, Орловского, Пролетарского,   Усть-Донецкого районов.

Несмотря на общее выполнение бюджетных заданий ряд муниципальных образований не обеспечили выполнение установленных заданий, по городам: Азов, Гуково, Донецк, Зверево, Новочеркасск, Новошахтинск; по районам: Кашарский, Милютинский, Семикаракорский, Советский.

По итогам 1 полугодия 2005 года доходы от аренды земельных участков в консолидированный составили 689 млн.руб.

По сравнению  с аналогичным периодом прошлого года доходы консолидированного бюджета от аренды земли выросли на 103 млн.руб., темп роста составил 117,6 % .

Вместе с тем, по землям  городских поселений бюджетное  задание выполнено на 95,3%, что не обеспечило выполнение расчетных цифр Минфина области по областному бюджету - 93,3%.

Расчетные цифры Минфина по землям  городских поселений не выполнены:

Городами: г.Ростов-на-Дону (89,1%), г.Азов (78,4%), г.Гуково (94,5%), г.Донецк (90,5%), г.Зверево (80,6%), г.Красный Сулин (90,4%), г.Новочеркасск (48%), г.Новошахтинск (89,3%).

Районами: Зерноградский (76,8%), Каменский (59,4%).

Нами проведен анализ причин невыполнения расчетных цифр Минфина области, за 1 полугодие 2005 года отдельными муниципальными образованиями по землям городских поселений, основные из них следующие:

- выбытие арендованных площадей земельных участков:

1) в связи с продажей земельных участков;

2) в связи с разграничением государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, регистрацией земельных участков в учреждении юстиции;

- по причине  неудовлетворительной претензионно-исковой работы по взысканию задолженности по арендной плате, включенной в неналоговый ресурс по арендной плате за землю на 2005 год.

Какие же меры необходимо принять, чтобы выполнить план 9-ти месяцев, а также годовой план, по арендной плате за землю:

- Во первых, усилить контроль за поступлением арендной платы за землю в сроки, предусмотренные договорами аренды – до 20-го числа каждого месяца или до 20-го числа  месяца отчетного квартала, т.к. большой % поступлений приходится на 30-е числа месяца, вследствие чего деление платежей по бюджетам приходится на начало следующего отчетного периода.

- во вторых организовать работу по подготовке  уведомлений по уточнению вида и принадлежности  платежей. Ряд муниципальных образований  представляют уведомления в последней декаде отчетного периода, тем самым исполнить уведомление вовремя не представляется возможным.

Одним из основных резервов выполнения заданий и пополнения бюджетов является активизация работы по взысканию задолженности.

По итогам 1 полугодия текущего года контрольные цифры Минфина области по доходам консолидированного бюджета от аренды нежилого фонда выполнены в целом на 124,8%. Сумма средств, поступивших от аренды недвижимости в консолидированный бюджет области составила 212,5 млн. рублей. Городами области плановые показатели выполнены на 120% , при этом сумма поступлений от аренды муниципальной недвижимости составила 179 млн.рублей, районами области – на 116,7%, сумма поступлений – 11,2 млн.рублей.

         Несмотря на достаточно низкие показатели 1 квартала текущего года, такие результаты по итогам полугодия в целом по области были достигнуты, прежде всего, в связи со своевременным принятием администрациями муниципальных образований и органами по управлению муниципальным имуществом мер по организации работ, связанных с администрированием поступающих в местные бюджеты платежей, а также усилением контроля за перечислением арендной платы.

         Тем не менее, есть районы, в которых эта работа была пущена «на самотёк», и как следствие – невыполнение плана.

         Особую тревогу вызывает ситуация с выполнением плановых показателей 1 полугодия в таких районах как Чертковский (8,3%), Кашарский (12,9%), Советский (34,2%), Каменский (37,0%).

В соответствии с действующим бюджетным законодательством Российской Федерации доходы от использования муниципального имущества относятся к неналоговым доходам местного бюджета и полностью поступают в местный бюджет.

Потому столь важным является проведение комплекса мероприятий, направленных на увеличение поступлений денежных средств от аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности.

К таким мероприятиям, прежде всего, относятся:

- выявление неэффективно используемых объектов нежилого фонда с целью их последующей передачи в аренду;

- осуществление действенного контроля за исполнением арендаторами условий договоров аренды;

- проведение претензионно-исковой работы в отношении арендаторов-должников;

- установление величины арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящимися в муниципальной собственности, на уровне ставок, реально складывающихся на рынке недвижимости.

        

Фактические  поступления средств от приватизации государственного и муниципального имущества в консолидированный бюджет области за I полугодие составили 225 млн. рублей, что в 2,5 раза больше установленного Минфином области бюджетного задания на 2005 год.

Анализ показал, что такое перевыполнение произошло, с одной стороны,  ввиду продажи областного и муниципального имущества по цене, выше запланированной. Примером может служить продажа находящихся в областной собственности акций ОАО «Гуковуголь», ОАО «Сальский хлебокомбинат», а также находящихся в муниципальной собственности г.Ростова-на-Дону» акций ОАО «Сокол».

А с другой стороны, ввиду формального подхода рядом муниципальных образований к разработке консолидированного бюджета области, планировании доходной части местного бюджета. В связи с этим обращаю внимание, что согласно действующему законодательству, решения об условиях приватизации государственного и муниципального имущества принимаются в соответствии с прогнозными планами приватизации, то есть, не включенное в прогнозный план приватизации имущество не может быть отчуждено.

Принятие прогнозного плана приватизации после формирования местного бюджета или внесение изменений в ранее принятый, влекущее увеличение доходной части бюджета, обуславливает  необходимость внесения изменений, как в местные бюджеты, так и консолидированный бюджет области, в части увеличения прогнозируемых поступлений от продажи муниципального имущества. Отмеченная выше продажа имущества по цене, значительно выше планируемой, также влечет необходимость корректировки прогнозного плана приватизации, и как следствие, внесение изменений в соответствующие бюджеты.

        

В первом полугодии 2005 года в консолидированный бюджет области поступило средств от продажи земельных участков всего 149 млн.руб., что составляет 715% от полугодового бюджетного задания, в том числе за счет продажи земель органами по управлению имуществом районов 17 млн.руб., городов – 103 млн.руб.,  минимуществом области – 29 млн.руб.

Однако ряд муниципальных образований области задание 6 месяцев не выполнили, это Верхнедонской, Егорлыкский, Зерноградский, Кашарский, Мартыновский, Тарасовский, Тацинский, Целинский и  г.Зверево.

         В 1 полугодии 2005 года муниципальными образованиями представлено в минимущество области на рассмотрение и согласование 1554 договора аренды, находящихся в неразграниченной государственной собственности земельных участков.

В настоящее время учтено по области всего 4289 договоров аренды находящихся в государственной собственности земельных участков из земель фонда перераспределения земель, из них переоформлено в соответствии с действующим законодательством РФ и согласовано в минимуществе области – 1010 договоров.

Одной из основных причин низкого темпа выполнения работ по переоформлению действующих договоров аренды земельных участков из земель фонда перераспределения земель является, по информации муниципальных органов по управлению имуществом, длительное проведение работ по межеванию земельных участков и постановке их на кадастровый учет, а также необходимость значительных материальных затрат арендаторов при оформлении документов. 

Данную работу планируется завершить муниципальными органами по управлению имуществом в течение 2005 года.

Между тем на сегодняшний день рядом муниципальных образований не переоформлено и не представлено на согласование в минимущество области в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.08.2002г. № 576 ни одного договора аренды земельных участков из земель фонда перераспределения земель (Дубовский, Каменский, Милютинский, Семикаракорский, Советский, Цимлянский районы).

В целях реализации Федерального закона от 17.07.2001 № 101 – ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» Минимущество области  в 1-м полугодии 2005 года  в соответствии с лимитами, доведенными Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом,  обеспечило предоставление в агентство сведений и документов по 693 земельным участкам, на которые у Ростовской области и 300 земельным участкам, на которые у муниципальных образований области возникает право собственности.

Сведения и документы на земельные участки в 1 полугодии  предоставляли следующие муниципальные образования:

         Аксайский, Неклиновский, Сальский, Волгодонской, Мясниковкий, Заветинский, Матвеево-Курганский районы и города Ростов-на-Дону, Гуково, Таганрог, Каменск-Шахтинский, Донецк, Зверево, Батайск.

      Остальные муниципальные образования сведений и документов на земельные участки в 2005 году не предоставляли.

      В 2005 году министерством проводятся землеустроительные работы в 19 районах по сбору сведений и документов на земельные участки фонда перераспределения.

         Просьба оказывать содействие нашим подрядчикам, выигравшим тендер,  в сборе требуемых документов.

В соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации органы местного самоуправления должны обеспечить безвозмездную передачу в собственность субъектов Российской Федерации находящегося в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий.

Пункт 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г.              №122-ФЗ предусматривает представление органами местного самоуправления предложений о передаче муниципального имущества субъекту Российской Федерации до 1 сентября 2005 года.

В целях выполнения требований федерального законодательства, во исполнение постановления Администрации области от 12.02.2004
№ 66 минимуществом области направлено в ваши адреса письмо с просьбой:

      - направить в адрес минимущества области досрочно с целью обеспечения надлежащей проработки данного вопроса предложения по передаче из муниципальной в областную собственность предприятий, учреждений, имущества, предназначенных в соответствии с федеральным законодательством для решения вопросов областного значения, в указанном в письме составе.

Согласно законодательству о реформе местного самоуправления, в том числе постановлению 66 необходимо обеспечить до 1 декабря 2005 года безвозмездную передачу в муниципальную собственность находящегося в областной собственности имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения.

В рамках этой работы приняты постановления Администрации области:

от 15.10.2004 № 406 «О передаче в муниципальную собственность государственных областных учреждений дополнительного образования – областных детско-юношеских спортивных школ»;

от 30.12.2004 № 525 «О Передаче автомобильных дорог общего пользования из государственной собственности Ростовской области в муниципальную собственность городов и районов области».

Ещё раз хочу остановиться на очень серьезном вопросе связанным с подбором и расстановкой кадров, которым придется обеспечивать такие важные направления деятельности, как организация работы по сдаче в аренду земельных участков и нежилых помещений, продажа земельных участков, приватизация и продажа имущества.

Эта работа ложится на плечи администраций сельских и городских поселений, что влечет за собой:

- обязательное перезаключение договоров с арендаторами;

- грамотное оформление документов при приватизации и продаже;

- контроль за поступлением средств в бюджет;

- ведение претензионно-исковой работы.

Времени для вхождения в эту работу очень мало.

         Надеюсь, что задачи по обеспечению бюджетных заданий и подготовке прогноза на перспективный период, а также работы по реформированию местного самоуправления,  в текущем году будут реализованы в полном объеме.

Размещен:
26.02.2010 15:26:18|
Изменен:
11.08.2005 11:09:00

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая , 112

mioro@donpac.ru

© Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области