Распечатать

Интервью министра здравоохранения Ростовской области Т.Ю.Быковской

газета "Молот", № 184
от 17 декабря 2013 года

Реформы здравоохранения продолжаются

О  некоторых итогах работы донского здравоохранения и его дальнейших перспективах читателям «Молота» рассказывает министр здравоохранения области Татьяна БЫКОВСКАЯ.

- Татьяна Юрьевна, охарактеризуйте хотя бы конспективно ситуацию в донском здравоохранении на сегодняшний день.

- В уходящем  году продолжалось  совершенствование системы оказания медицинской помощи при эффективном использовании всех ресурсов отрасли. На данный момент основные показатели здоровья населения Ростовской области – рождаемость, смертность , ожидаемая продолжительность жизни – имеют выраженную тенденцию к улучшению. Отмечается сокращение естественной убыли населения - с 4,3 человека на 1000 человек населения в 2008 году до 2,3 в 2012 году . Уровень рождаемости в 2012 году увеличился на 8,3 процента по сравнению с 2008 годом, младенческая смертность в 2012 году уменьшилась на 10 процентов  по отношению к уровню 2008 года. Возросла ожидаемая продолжительность жизни – с 70,3 года в 2011 году до 71 года в 2012-м.

- Теперь, по-видимому, стоит задача эти добрые тенденции закрепить и развивать дальше?

- Безусловно, несмотря на улучшение отдельных демографических показателей, необходима стабилизация и снижение уровня заболеваемости, инвалидности и смертности. Все это требует дальнейшего проведения структурных преобразований системы здравоохранения, оказания медицинской помощи и ее финансового и ресурсного обеспечения.

- И какими на ближайшую перспективу будут главные направления деятельности нашего здравоохранения?

- Концепция развития здравоохранения Ростовской области включает в себя прежде всего профилактику заболеваний; приоритетное развитие амбулаторно-поликлинической службы; развитие стационарозамещающих видов медицинской помощи; концентрацию ресурсов в межрайонных центрах; совершенствование механизмов финансирования отрасли и системы оплаты труда медицинских работников; системы подготовки кадров; информатизацию здравоохранения; повышение механизмов управления и др. На осуществление этих целей направлены мероприятия государственной программы «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением правительства области в конце сентября нынешнего года. С 2013 года область вступила в реализацию мероприятий «Дорожной карты» по здравоохранению.

- Пожалуйста, подробнее о «дорожной карте».

- Структурные преобразования системы оказания медицинской помощи в Ростовской области, определенные  «Дорожной картой», предусматривают к 2018 году сокращение доли расходов на оказание скорой медицинской помощи от всех расходов на территориальную программу госгарантий до 5,1 процента, на стационарную помощь - до 50,2 процента. Это свидетельствует  об оптимизации расходов на здравоохранение за счет  снижения высокозатратных видов помощи и о внедрении ресурсосберегающих технологий. Активное развитие  получит оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях в неотложной форме и в дневных стационарах (соответственно, доля расходов на эти виды помощи будет увеличена до 3,9 процента и 8,5 процента). Продолжится работа по инфраструктурному реформированию коечной сети, развитию паллиативной медицинской помощи.  Акцент сделан на развитие стационарозамещающей помощи - увеличении коек дневного пребывания, которых в области по состоянию на 01.09.2013 насчитывается 4632 (в 2010 году-4 186).  С целью ликвидации неэффективных расходов по службе скорой медицинской помощи  в ряде муниципальных образований созданы кабинеты неотложной медицинской помощи.

- Очевидно, что решение поставленных задач будет связано с изменениями в системе финансирования здравоохранения...

– С 2013 года осуществлен переход на преимущественно одноканальное финансирование через систему ОМС, что позволило  оптимизировать организацию медицинской помощи и развивать приоритетные направления: совершенствовать амбулаторно-поликлиническую помощь, оказывать медицинскую помощь по принципу врача общей практики, внедрять оплату медицинской помощи по законченному случаю, устанавить зависимость уровня оплаты труда работников от объема и качества оказываемых услуг. И, как следствие, включить механизмы экономической заинтересованности в рациональном использовании имеющихся финансовых средств, подготовить систему к переходу на «эффективный контракт». С 2014 года впервые отдельные виды высокотехнологичной медицинской помощи будут включены в  территориальную программу обязательного медицинского страхования. На первом этапе, в 2014 году, предусматривается перевод в систему ОМС таких, получивших широкое распространение видов, как стентирование коронарных сосудов, эндопротезирование тазобедренных суставов, ЭКО, неонатология  и др.

С 1 января 2015 года финансовое обеспечение всей высокотехнологичной медицинской помощи будет осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования.

- С 2015 года планируется перевод  специализированных учреждений бюджетной сферы в систему ОМС. В этой связи не произойдут ли какие-либо изменения в управлении здравоохранением и в самой его системе?

- Следует отметить, что началом такого перевода является установление с 2010 года учреждениям здравоохранения, финансируемым из средств бюджета, государственного задания.  Государственное задание на оказание специализированной медицинской помощи получают  22 областных учреждения здравоохранения, в рамках которого оказываются услуги по освидетельствованиям, экспертизам, заготовке и переработке крови, вскрытиям. Министерством здравоохранения области ежеквартально проводится мониторинг и контроль исполнения государственного задания, что позволяет своевременно осуществлять корректировку его  объемов и финансового обеспечения. В целях повышения качества предоставляемых услуг министерством здравоохранения принято решение о сокращении дублирующих функций.

- Один из основных компонентов реформирования здравоохранения - совершенствование оплаты труда медицинских работников. Какие здесь перспективы?

- Важным мероприятием «Дорожной карты» является поэтапное повышение оплаты труда медработников путем внедрения «эффективного контракта». Введение «эффективного контракта» позволит повысить адекватность оценки и оплаты труда медработников, улучшит качество оказываемых услуг. Кроме того, эта мера оптимизирует штатное расписание медицинских организаций с учетом реальных потребностей,  устанавливает зависимость уровня оплаты труда медицинского работника от количества и качества оказанных им услуг. Работу по заключению «эффективных контрактов»  с руководителями государственных учреждений, подведомственных минздраву области, планируется завершить в 4-м квартале 2013 года.

- Татьяна Юрьевна, вы упомянули о привлечении в здравоохранение внебюджетных средств. Какими могут быть их источники?

- Один из них - развитие частно-государственного партнерства.К началу 2013 года в области функционировало 212 лечебно-профилактических учреждений, включая 171 учреждение, находящееся в муниципальной собственности, и 41 учреждение областной подчиненности (195 бюджетных, 16 казенных и 1 автономное). Наряду с конкуренцией между бюджетными и автономными учреждениями здравоохранения получила развитие конкуренция с негосударственными поставщиками медицинских услуг. С каждым годом растет количество кабинетов, клиник и центров частного здравоохранения. В 2013 году их насчитывается 1419, из которых 16 получают гарантированные объемы в рамках программы обязательного медицинского страхования. Одним из направлений частно-государственного партнерства в Ростовской области является развитие диализной помощи. В Волгодонске заключен договор между администрацией города и ООО «Диализный центр Ростов». Планируется открытие такого центра в г.Шахты, начато строительство амбулаторного диализного центра  на базе областной больницы №2. Расширение конкурентной среды способствует повышению качества оказываемых  услуг,  снижению издержек в борьбе за потребителя.

Интервью вела Любовь Лунева

Размещен:
17.12.2013 15:49:00|
Изменен:
17.12.2013 15:51:06

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112

Справочные телефоны, rra@donpac.ru

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации