Распечатать

Интервью министра внутренней и информационной политики Ростовской области А.В.Бурова

газета «Молот», № № 51-52,
от 16 апреля 2013 года

Андрей Буров: «Этапы становления института «местной демократии» в Ростовской области пройдены»

В 2013 году 21 апреля в России впервые будет отмечаться День местного самоуправления. В донской столице накануне на торжественное заседание соберется ассоциация «Совет муниципальных образований Ростовской области». В преддверии праздника корреспондент «Молота» беседует с министром внутренней и информационной политики области Андреем Буровым о задачах муниципальной политики.

- А почему именно 21 апреля выбран как День местного самоуправления?

- В этот день  в 1785 году была издана Жалованная грамота дворянству города, которая и положила начало развитию российского законодательства о местном самоуправлении. 10 июня 2012 года вышел Указ президента России № 805, которым и был назначен праздником этот день. Он призван обратить внимание на значение институтов местного самоуправления, развитие демократии и гражданского общества.

Пройдя через сложные этапы становления и реформирования, местное самоуправление в настоящее время представляет собой сложившийся институт публичной власти и гражданского общества, который активно  способствует решению важнейших экономических и политических задач, стоящих перед обществом и страной.

Одна из важнейших задач муниципальной политики состоит в создании достойных условий жизни граждан на местах, то есть в поселениях, городах и районах.

- Власть у нас многоуровневая и давайте разберемся, за что конкретно несет ответственность руководитель муниципалитета.

- В соответствии с Федеральным законом № 131ФЗ руководитель муниципалитета обязан обеспечивать решение на муниципальном уровне вопросов местного значения. А это в непосредственное обеспечение жизнедеятельности населения: электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, благоустройство территорий и ряд других вопросов.

При этом за каждым типом муниципальных образований, будь то городской округ или поселение, 131-й закон четко разграничил сферу и направления деятельности.  К примеру, поселенческие органы организуют сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, а органы местного самоуправления муниципальных районов обеспечивают его утилизацию и переработку.

- Все эти обязанности появились у муниципалов тогда, когда в России стартовала муниципальная реформа 2006 года. Что поменялось за эти годы в Ростовской области?

- Сегодня мы с уверенностью говорим, что в нашем регионе первоначальные этапы становления современного института местного самоуправления пройдены, поставленные задачи реализованы. Установлены границы для всех муниципальных образований, сформированы органы местного самоуправления, определена имущественная и финансовая база муниципалитетов.

В настоящее время территория Ростовской области включает 463 муниципальных образования, в том числе 43 муниципальных района, 12 городских округов, 390 сельских и 18 городских поселений. Поселения области самостоятельно решают более 30 вопросов местного значения. Кроме того, на муниципальный уровень переданы более двадцати государственных полномочий. При этом все муниципалитеты обеспечены необходимыми финансовыми ресурсами, налоговой базой, соответствующим финансированием.

- Главная цель реформы - повысить качество жизни населения, уровень благоустройства территорий. А как поощряются районы, поселения за то, что они смогли этого добиться?

- С 2006 года в Ростовской области проводится конкурс «Лучшее сельское поселение», основной целью которого стало повышение активности органов МСУ, вовлечение населения в решение вопросов своих поселений. При подведении итогов обращается внимание не только на реализацию проектов за счет бюджетных средств, но и инициативу жителей, бизнес-сообществ.

Ежегодно в конкурсе принимают участие более 100 поселений, большую активность проявляют муниципалитеты, наиболее отдаленные от областного центра.

В 2012 году общий размер премий победителям составил  18 миллионов рублей. А общий объем премий из средств облбюджета за весь период проведения конкурса - более 134  миллионов рублей.

Победители направляют эти средства на создание парковых зон, реконструкцию центральных площадей, строительство спортивных и детских игровых площадок, установку фонтанов и малых архитектурных форм, а также на ремонт объектов газо- и водоснабжения, стадионов,  сельских домов культуры.

Результатом эффективной работы в территориях является признание достижений на федеральном уровне. Муниципальные образования области по различным номинациям 17 раз становились победителями всероссийских конкурсов «Лучшее муниципальное образование» и «Самое благоустроенное поселение России», четырежды руководители муниципалитетов области признавались лучшими в Российской Федерации.

- А каким должен быть человек, чтобы стать победителем конкурса «Лучший муниципальный служащий», и насколько охотно муниципальные работники в таких конкурсах участвуют?

- В органах местного самоуправления трудятся почти 12 тысяч муниципальных служащих, которые в силу специфики деятельности наиболее приближены к населению. Конкурс на звание «Лучший муниципальный служащий Ростовской области» проводится с 2011 года. Ежегодно количество заявок на участие в данном конкурсе растет: в 2012 году их было более ста.

Звание «Лучший муниципальный служащий в Ростовской области» - это хороший задел для дальнейшего профессионального роста. Некоторые из тех, кто успешно показал себя в прошлом году, уже заняли более высокие должности. Также все участники и победители конкурса включаются в муниципальный резерв управленческих кадров Ростовской области.

- Одни из самых масштабных выборов в истории Ростовской области прошли 14 октября 2012 года. Что скажете о новых кадрах?

- Были избраны 347 глав поселений и более 4000 депутатов. Это действительно самые масштабные выборы в регионе за последние годы. Если посмотреть на качественный состав, то здесь можно отметить следующие тенденции: среди избранных глав доля мужчин увеличилась с 72 до 75 процентов. Если в 2008 году 84 процента победивших кандидатов имели высшее образование, то по итогам этих выборов – почти 87 процентов. Возраст большинства новых руководителей - от 46 до 55 лет (49 процентов). Почти в два раза увеличилось количество глав в возрасте до 30 лет, так что можно сказать - происходит определенное омоложение кадров на поселенческом уровне. 

Безусловно, каждому впервые избранному главе поселения, независимо от партийной принадлежности, мы оказываем всю необходимую организационную, консультационную и иную помощь. Данный вопрос находится на особом контроле губернатора области.

Местные выборы являются своего рода «перезагрузкой», направленной на оптимизацию системы муниципального управления. Убежден, что обновленный управленческий аппарат на поселенческом уровне продолжит наращивать потенциал и проводить работу по улучшению качества и уровня жизни населения.  

- Ростовская область - крупный регион, и некоторые муниципальные образования находятся достаточно далеко от центра. Как областная власть отслеживает качество управления на местах?

- Правительством области осуществляется постоянная работа по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов области.  Результаты оценки позволяют увидеть реальную работу глав муниципалитетов. При этом основной целью оценки эффективности является не наказание руководителей отстающих территорий, а оказание им реальной практической и методической помощи.

Оценка дает возможность выявить «проблемные места» в социально-экономическом развитии каждого муниципального образования. На основе результатов анализа разрабатываются и внедряются антикризисные мероприятия, что позволяет стабилизировать социально-экономическую ситуацию в территории и сформировать точки роста. На основе данных показателей органы местного самоуправления осуществляют корректировку муниципальных программ.

По итогам оценки эффективности муниципалитеты, достигшие наилучших результатов, награждаются грантами из областного бюджета. В 2012 году такое поощрение составило 54  миллиона рублей.

- Но есть ли разница между тем, что глава муниципалитета МОЖЕТ по закону, и тем, что он МОЖЕТ по финансам?

 - Сегодня ведется активная работа по совершенствованию межбюджетных отношений с муниципальными образованиями. Увеличивается уровень софинансирования со стороны областного бюджета. Соответственно, у муниципалитетов высвобождаются определенные средства, которые они могут направить на свои приоритетные нужды.

- Имеют ли жители право досрочно переизбирать глав?

- Да, жители имеют такое право, но есть ряд моментов, которые необходимо учитывать. Во-первых, основанием для отзыва главы муниципального образования могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие), подтвержденные судом. Во-вторых, для отзыва главы муниципалитета действующим законодательством предусмотрена специальная процедура. Это создание инициативной группы (в количестве не менее 10 человек), сбор подписей в поддержку данной инициативы (пять процентов от числа участников голосования) и далее, после их проверки, назначение представительным органом даты голосования.  

- Андрей Владимирович, реально ли стать главой муниципалитета молодому человеку? Есть ли в области главы, которых переизбирают на несколько сроков?

- Самый молодой руководитель муниципального образования среди сельских поселений – Сергей Плотников 1988 года рождения, глава Войковского сельского поселения Тарасовского района. Мэр города Шахты - Денис Станиславов 1974 года рождения.

Руководитель муниципального образования Ростовской области, дольше всех сохраняющий свою должность, – это глава Октябрьского (с) района Евгений Луганцев. Он осуществляет руководство муниципальным образованием 21 год.

Особо хочу отметить, что в работе нашего губернатора Василия Юрьевича Голубева формирование качественно нового управленческого аппарата  является одним из главных приоритетов. Мы заинтересованы в молодых талантливых профессионалах, в управленцах, которые мыслят по-государственному. Найти их и привлечь на государственную гражданскую службу – наша задача.

Эта работа проводится комиссией по формированию резерва управленческих кадров в Ростовской области, в составе которой, кроме руководителей областных органов власти, входят главы муниципальных образований, ректоры вузов, президент ростовской Торгово-промышленной палаты и президент Союза работодателей области.

Резерв - это не застывшая структура. Состав его регулярно пересматривается и обновляется. В настоящее время сформирована «губернаторская сотня» – это лучшие управленцы, которые не только обладают высоким личностно-профессиональным потенциалом, но также понимают задачи региона и видят перспективы его развития.

Беседу вела Вера Волошинова

Размещен:
16.04.2013 15:11:47|
Изменен:
16.04.2013 15:13:54

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112

Справочные телефоны, rra@donpac.ru

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации