Распечатать

Интервью заместителя губернатора Ростовской области В.Г.Гончарова

газета "Молот", № 157-158 от 30 октября 2012 года

Электронное  правительство – будущее начинается сегодня

         Читатели "Молота" пристально следили за информацией, приходящей на днях из южнокорейского Сеула. Там находилась донская делегация во главе с заместителем губернатора Ростовской области Виктором ГОНЧАРОВЫМ. О чем речь шла на встрече нашей делегации и президента Национального информационного агентства Республики Корея, курирующего вопросы развития электронного правительства Кима Сонтхе?  Что нового узнали представители донского правительства? Как на Дону работает электронное правительство? Об этом Виктор Гончаров рассказал корреспонденту газеты.

- Виктор Георгиевич, почему для изучения опыта была выбрана именно Корея?

- По версии ООН,  уже третий год  система «электронного правительства»  Южной Кореи признана лучшей в мире. Свидетельство об этом  было вручено министру общественного управления и безопасности страны Мэн Хюн Гю в Нью-Йорке. А ведь ситуация была мзучена в 190 государствах - членах ООН, и результаты были опубликованы в обзоре E-Government Survey 2012 в феврале этого года.. 

Южная Корея получила самые высокие оценки "по индексу развития электронного правительства" благодаря развитию и обеспечению межотраслевых приложений для iPhone и Android, доступных для скачивания на портале страны. Каждый гражданин может воспользоваться госуслугами, а также настроить их под свои личные нужды через мобильные приложения. Правительство Южной Кореи планирует превратить свои наработки в области электронного правительства в экспортный товар и уже в этом году поставить за рубеж соответствующих систем и услуг на 300 миллионов долларов.

Ростовская  делегация познакомилась с работой центра управления электронным правительством, который аккумулирует сведения о жизни Сеула. С установленных по всему городу видеокамер информация стекается в эту структуру. Круглосуточно ведется видеонаблюдение за наиболее важными социальными объектами - жилыми домами, детскими площадками, местами общественного пользования.

Делегация Ростовской области посетила действующий многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Через единый портал там можно получить практически любую услугу. 70 процентов людей ежегодно пользуются им. Система МФЦ Южной Кореи построена, как и в Ростовской области, по сетевому принципу. В Сеуле работает 25 МФЦ, дополнительно каждому из них подчиняется не менее 10 центров доступа. Хочу отметить, что  Донской край станет первым регионом, который заключит соглашение о сотрудничестве с Кореей в этой сфере.

- Где именно побывала донская делегация? Каковы "точки соприкосновения" между нашими территориями? Что особенно вас заинтересовало? В чем предполагаются перспективы сотрудничества? 

- Наша делегация приняла участие в первом международном форуме "Электронное правительство- 2012". В рамках форума проходила выставка лучших корейских организаций (Samsung, LG  и других), работающих в этой сфере. Со всеми предприятиями проведены первичные встречи и переговоры. Мы планируем приобрести программное обеспечение для электронного правительства у Республики Корея. Ростовская область формирует запрос на интересующие нас сферы информатизации: безопасный город, ситуационный центр, открытое правительство, мобильные услуги и другие. Национальное информационное агентство Кореи готовит свои предложения. Предусмотрен обмен профессиональными делегациями. Академия госслужбы готова направить двух-трех специалистов  из разработчиков нашей программы для МФЦ. Они в течение месяца будут заниматься вопросами электронного правительства в Корее. Соответствующих специалистов мы ожидаем и из республики Корея в Ростовскую область. Корейская сторона будет участвовать в подготовке наших кадров, а также в формировании на базе Академии госслужбы электронного университета.

Отмечу, что информационные технологии имеют огромное значение в территориальном планировании и привлечении инвестиций. Делегация Ростовской области посетила город Инчхон. Несколько этажей одного из зданий в городе посвящены экспозиции развития Сеула. На электронных мониторах потенциальный инвестор может выбрать и в деталях посмотреть требуемые участки для развития бизнеса. В ходе визита удалось привлечь в экономику Дона и корейские инвестиции. Так, предприятию «Селлтрион» требуется порядка 50 тысяч гектар земли в Ростовской области для развития сельскохозяйственного производства.

- Как Донской край выглядит в вопросах формирования электронного правительства? Или мы отдаем предпочтение дедовскому принципу -  "а поговорить?..." ?

- С каждым днем область движется все дальше и увереннее в направлении реализации административной реформы. Отдельные элементы электронного правительства внедряются во все сферы жизни государства, доходят до каждого жителя, до самых отдаленных поселений. Проект условно можно разделить на две составные части. Для граждан это прежде всего  возможность получения государственных и муниципальных услуг через портал государственных услуг РФ, соответствующий региональный портал, МФЦ и личное посещение организаций. Для органов власти -  это своего рода осознанная необходимость предоставления различных услуг с использованием систем межведомственного электронного взаимодействия и исполнения регламентов, веб-сервисов.

Могу сказать одно - за оказанием услуг в электронном виде будущее. Однако сила инерции такова, что  люди еще не один год будут обращаться во властные структуры непосредственно. Поэтому с нашей стороны необходимо создать условия для их комфортного общения. Основой являются многофункциональные центры. Сегодня в Ростовской области действует 31 МФЦ.

- Виктор Георгиевич, всем очевидно, что наш регион идет "впереди планеты всей" в  решении проблемы предоставления услуг гражданам. Насколько уникален этот опыт создания МФЦ? Насколько мы продвинуты в вопросе  предоставления не только муниципальных, но и региональных и федеральных услуг?

- Наш край – один из первых в России, где были организованы многофункциональные центры. В то же время мы отказались от больших гипермаркетов предоставления услуг. Для нас создание небольших, недорогих, но доступных МФЦ является приоритетным. Кроме того, на Дону осуществлена идея соблюдения единого фирменного стиля таких центров. В Ростовской области принят первый региональный закон о поддержке создания МФЦ. В донском регионе эта сеть является максимально доступной для граждан: офисы организуются не только в административных центрах, но и в  наиболее населенных и отдаленных поселениях. В Сальском и Октябрьском районах появились мобильные центры.

Представьте, в 2011 году по всей стране создано 489 МФЦ (как основных, так и центров доступа), из них 183 - в Ростовской области. Такая масштабная работа требует значительных финансовых затрат. Губернатором Василием Юрьевичем Голубевым поставлена задача: до конца 2012 года открыть МФЦ в каждом муниципальном образовании. Эта задача будет выполнена. В этой связи правительством области утверждена трехлетняя программа, предусматривающая в 2012 году выделение более 91 миллиона рублей на приобретение оборудования и программного обеспечения, а также на выполнение мероприятий по защите персональных данных в 24 создаваемых МФЦ. В прошлом году эта сумма составила более 79 миллионов.

Однако мы все еще находимся в середине пути. В МФЦ сейчас предоставляются преимущественно муниципальные услуги. Для того чтобы предоставлять и региональные, нужны новые организационные, финансовые, правовые решения. Сейчас в пилотном режиме на базе регионального министерства труда и соцразвития отрабатываются эти технологии: анализируются полномочия, разрабатываются методики, определяется финансирование. К концу года мы будем готовы распространить данный алгоритм на другие органы исполнительной власти Ростовской области.

Но здесь существует одна опасность. Это боязнь некоторых руководителей идти по пути перемен. Многие психологически не готовы передать часть функций в компетенцию МФЦ. Бессмысленно создавать такую сеть для решения сугубо муниципальных задач. Нужно передавать туда и все государственные услуги. Когда мы завершим работу с министерством труда и соцразвития, у нас появится главное – отработанная технология передачи региональных услуг на базу МФЦ.

В многофункциональные центры должны со временем перейти и федеральные услуги. Уже сегодня принят ряд нормативных актов, которыми предписано передать 28 услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти, на базу МФЦ.

Можно уверенно заявить, что свой региональный компонент мы практически создали, однако система заработает в полную силу только тогда, когда наши разработки будут объединены с федеральными. Эта интеграция проходит пока в пилотном режиме.

Мы все время движемся вперед. Скажем, с 1 июля запрещено требовать от заявителей справки других органов власти при предоставлении услуг. Это закон. Предстоит обеспечить исполнение этого требования. Для отработки различных механизмов проводится цикл семинаров по актуальным вопросам электронного правительства.

- Виктор Георгиевич, как, на ваш взгляд,  изучен и как используется  мировой опыт в вопросах внедрения электронного правительства?

- Мы идем по тому пути, на который ряд зарубежных стран (Сингапур, Корея, Германия, Эстония и другие) ступили еще 15-20 лет назад. В начале июня группа донских специалистов побывала в Эстонии. Эта страна занимает 20 место в рейтинге ООН по качеству оказания государственных и муниципальных услуг населению. Россия в этом рейтинге на 27 позиции. Представьте себе, Эстонии, маленькой стране, которая по своим масштабам в три раза меньше Ростовской области, потребовалось 10 лет, чтобы перевести государственные и муниципальные услуги в электронный вид. При этом пользуются этими техническими возможностями не более 20 процентов эстонцев. Мы действуем гораздо быстрее и ставим более масштабные задачи. В Ростовской области уже сформированы различные элементы электронного правительства. Они дадут ожидаемый эффект после интеграции в единую систему. К концу года вся система начнет давать результаты, уже не как совокупность разрозненных элементов, а как единое целое. Запуск такого проекта станет мощным толчком к развитию экономики. Использование опыта Кореи – передовой страны в данной сфере - будет новым этапом в реализации задачи внедрения электронного правительства на Дону. 

Интервью вела Любовь ЛУНЁВА

Размещен:
30.10.2012 11:50:37|
Изменен:
30.10.2012 11:53:25

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112

Справочные телефоны, rra@donpac.ru

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации