Распечатать

Интервью министра жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области С.Б.Сидаша

газета "Вечерний Ростов",
№215-216 от 12.10.2012

«Счетчик выгоден всем, кто хочет жить честно»

В донском ЖКХ большие перемены. Вступившие  в силу с 1 сентября новые правила предоставления коммунальных услуг гражданам обещают изменить жизнь потребителей, управляющих компаний и поставщиков коммунальных ресурсов. Нынешнее законодательство предусматривает новые принципы начисления платежей за расходуемые в домах горячую и холодную воду, электроэнергию.

С просьбой прокомментировать происходящие события мы обратились к министру ЖКХ Ростовской области Сергею Сидаш.

Что изменилось?

- Новые правила предоставления коммунальных услуг гражданам были опубликованы в мае 2011 года, до их вступления в силу прошел достаточно внушительный отрезок времени, за который каждый из нас имел возможность ознакомиться с документом. Хочется обратить внимание на следующие изменения.

Документом установлены новые правила исчисления долга, позволяющие произвести ограничение подачи коммунальных услуг в квартиру, если последний превышает сумму трех месячных платежей, рассчитанных исходя из нормативов потребления. Кроме того, предусмотрены единые сроки снятия показаний с коллективных и индивидуальных приборов учета.

Платеж за каждую из коммунальных услуг теперь будет поделен на две части. Первая часть – индивидуальное потребление в квартире, вторая – общедомовые нужды, которая будет определяться либо исходя из показаний коллективного прибора учета, либо – по дополнительно установленным нормативам потребления коммунальных услуг. Информация о расходах энергоресурсов на общедомовые нужды начнет выноситься отдельной строкой в платежных документах.

Жильцы домов с коллективными счетчиками ранее оплачивали этот энергоресурс пропорционально показаниям своих поквартирных приборов. Теперь же им будут начисляться платежи пропорционально площади квартиры в общей площади всех помещений, имеющихся в доме. При этом постоянное или временное отсутствие потребителя не освобождает его от оплаты общедомовых нужд.  

- Ранее платеж граждан за отопление был «разбит» на весь год. Новые правила ориентируют на оплату за тепло только в течение отопительного сезона. Получается, зимой нам придется выплачивать «двойную» сумму, а в теплые месяцы тратиться на нее не придется?

- Рассмотрение вопросов оплаты тепловой энергии требует отдельного внимания. Действительно,  новые правила предоставления коммунальных услуг предусматривают оплату за поступающее в дом тепло только в отопительный период, по фактическому потреблению – как жильцам, имеющим поквартирные и общедомовые приборы учета, так и оплачивающим тепло по нормативу.

Но  в части отопления действие нового порядка оплаты отсрочено. Губернатор Ростовской области Василий Голубев в соответствии с полномочиями, данными Правительством РФ регионам, подписал постановление № 878, которое в 2012-14 годах сохраняет прежний порядок начисления коммунальных платежей за отопление и прежние нормативы потребления этого энергоресурса. Пока что оплачивать тепло жильцы будут по старой схеме – как в домах, оснащенных коллективными счетчиками, так и домах, где таковые отсутствуют.

Эта схема предусматривает равномерное ежемесячное в течение года внесение платежей за тепло из расчета 1/12 в соответствии с показаниями счетчика или же по нормативу. Если в доме есть общедомовой счетчик тепла, один раз в год проводится корректировка платежей в соответствии с его показаниями. Но подчеркиваю: изъятие из новых правил сделано только в отношении отопления. Все остальные коммунальные услуги оплачиваем по-новому.

- Губернатор продлил срок действия прежних правил в части оплаты за  тепловую энергию, считающуюся самым дорогим коммунальным ресурсом, не желая создавать дополнительной социальной напряженности в домах, не оборудованных коллективными узлами учета?

- Решение предоставляет возможность гражданам адаптироваться к новому федеральному документу. За это время необходимо завершить установку узлов учета тепла, выработать конкретные меры по снижению социальной нагрузки на граждан. Мы все должны понимать, что вступление в силу новых правил предоставления коммунальных услуг не должно приводить к снижению уровня благосостояния и качества жизни.

Кому невыгоден новый порядок?

- Собственники жилья, установившие коллективные узлы учета, и в прежние годы оплачивали энергоресурсы, расходуемые на нужды дома. Получается, новые правила предоставления коммунальных услуг могут ударить по кошельку только тех, у кого нет счетчиков?

- И в прежние времена потребители после внедрения приборов учета зачастую оказывались в выигрыше. Сам по себе счетчик, конечно же, не приносит экономию, но является мощным стимулом бережно относиться к поступающим в дом коммунальным услугам. А после того, как федеральное законодательство потребовало устанавливать и нормативы потребления на общедомовые нужды, внедрять оборудование просто необходимо.           

- После оснащения дома счетчиком начисляемые управляющей компанией платежи за коммунальные услуги станут более прозрачны? Особенно если учесть, что новый документ требует подробно указывать в счет-квитанциях, сколько энергоресурса потрачено на нужды дома, а сколько - израсходовано в квартире?

- Внедряемые новшества, прежде всего, направлены на защиту прав потребителей коммунальных услуг. Некоторым из нас еще предстоит осознать, что счетчик - главный инструмент формирования цивилизованных отношений в ЖКХ, подобно весам в торговле.

Вообще, он выгоден абсолютно всем сторонам: жильцам, представителям управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций, которые хотят жить честно. И наоборот, это оборудование не выгодно мошенникам и аферистам, желающим поживиться за чужой счет.

- Насколько успешно удалось оснастить оборудованием  многоквартирные дома Ростовской области?

- В прошлом году мы объехали всю область, агитируя управляющие компании и собственников по собственной инициативе внедрять оборудование, выбрать достойного подрядчика. Но, разумеется, при столь большом объеме работ, который требуется выполнить, все не может проходить гладко.

Например, в Ростове возникла проблема внедрения общедомовых водомеров. Сейчас ресурсоснабжающие организации области начинают принудительно устанавливать приборы учета всем, кто самостоятельно так и не решил проблему.

 Отмечу: это – не прихоть, а требование Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». Теперь монополисты обязаны внедрять узлы учета, а собственники жилья – допускать в дом сотрудников коммунальных предприятий для выполнения работ. Хочу напомнить жильцам, что они вправе требовать от ресурсоснабжающей организации оказания этой услуги с рассрочкой платежа до 5 лет.

- Допустим, многоквартирный дом установил приборы учета и добился снижения объемов потребляемых коммунальных ресурсов.  Сэкономленные средства можно направить на ремонт жилья?

- Мы не только это приветствуем, но и сами требуем от управляющих компаний экономить деньги жильцов. Постановлением Правительства Ростовской области № 887 от 13.09.2012 года в новой редакции утвержден перечень обязательных работ по энергосбережению, которые должны выполняться в каждом многоквартирном доме.

Пока что речь идет об элементарном: утеплении входных дверей, систем теплоснабжения дома, ремонте окон в подъездах, замене выбитых стекол, установке энергосберегающих лампочек. Одновременно документ требует от управляющей компании ежемесячно предоставлять собственникам информацию об объемах энергоресурса, потребленного в жилых помещениях и в местах общего пользования.

Как жить по-новому?

- А если жильцы видят, что их затраты высоки, поскольку управляющая компания неудовлетворительно содержит дом и бездумно выбрасывает деньги «на ветер»? Что делать?

- Варианты решения существующей проблемы следует выбирать самим собственникам. Существуют радикальные меры: суды, обращения в контролирующие инстанции, смена фирмы, не исполняющей свои обязанности. В последние годы в ходе реформирования ЖКХ в Ростове был создан рынок частных управляющих компаний. Пока что он еще слабоват, но процесс становления набирает обороты.

Я могу предложить и другой путь – объединяться, выстраивать с управляющей компанией новые взаимоотношения, искать совместные пути решения накопившихся проблем. Законодательство призывает нас избрать совет дома из инициативных жильцов, который будет контролировать исполнение фирмой своих обязательств, решать возникающие вопросы.

Кроме того, необходимо заключить с компанией договор управления многоквартирным домом, в котором будут четко оговорены ее обязанности, список предусмотренных работ и услуг и их стоимость. Документ должен иметь и приложение с подробной описью состава общего имущества. В нем следует предусмотреть: управляющая компания может списывать деньги, поступающие на лицевой счет многоквартирного дома, только после подписания актов приемки выполненных работ собственниками жилья.

- Если работа управляющей компании не выстроена, хаос и низкое качество содержания жилья неизбежны?

- Безусловно, поскольку в таком случае ни у управляющей компании, ни у жильцов нет понимания, что делать, за что браться в первую очередь. Многоквартирный дом в чем-то тоже является неким экономическим организмом, подобно предприятию, работу которого также необходимо планировать.

При грамотном подходе в заключаемом между жильцами и управляющей компанией договоре должно быть написано: стоимость уборки пяти подъездов составляет, например, пять тысяч рублей в месяц, услуга предоставляется три раза в неделю. Не провели уборку – совет дома не подпишет соответствующий акт, управляющая компания не получит предусмотренные деньги.

- Нередко управляющие компании жалуются на безденежье. Ежегодно дорожают коммунальные услуги, стройматериалы, но почему-то в том же Ростове давно не поднимают тариф на содержание и ремонт жилья. Возникает вопрос: как работать безубыточно?

- Я против повышения так называемого «муниципального тарифа». Стоимость обслуживания отдельно взятого дома индивидуальна, размер платы должны утверждать сами собственники. Компании следует составить смету расходов, согласовать ее на собрании. А просто бездумно поднимать цены, навязывая жильцам более высокие расходы на услуги ЖКХ, бессмысленно. Повышение размера платы за содержание и ремонт должно принести экономический эффект прежде всего самим собственникам жилья.   

- Но многие собственники привыкли оплачивать содержание жилья по муниципальному тарифу. Окажутся ли они способными тратить на эту услугу большие средства?   

- Если между управляющей компанией и жильцами есть доверие, если она обосновала стоимость своей услуги, ей пойдут навстречу. Оплачивая тот же ремонт жилья, мы неизбежно на что-то потратимся, но впоследствии на чем-то и заработаем. Надеюсь, установка счетчиков растормошит даже пассивных собственников.

У большинства многоквартирных домов высокий потенциал в сфере энергосбережения, в них можно на 25-30% снизить как поквартирные расходы энергоресурсов, так и расходы в местах общего пользования. А сэкономленные средства перенаправлять на ремонт дома, после которого себестоимость эксплуатации жилья  также снизится.  Процесс уже пошел, я вижу в Ростове немало домов, где успешно внедряются инновационные технологии и материалы.

 К ним относятся и обустраиваемые «умные подъезды» с  энергосберегающими светильниками и датчиками, автоматически реагирующими на входящего жильца, и современные металлопластиковые окна, и регуляторы тепловой энергии. Причем, далеко не все дома, оснащенные передовыми материалами и технологиями,  являются новостройками или жильем для богатых.

Поинтересуйтесь у жителей, сколько стоит услуга такого качества.   Да, возможно, иногда им за что-то приходится доплатить, зато по другим расходным статьям, наоборот, выходит ощутимая экономия. А получать «дивиденды», инвестируя деньги в собственное жилье, – выгодно.

Размещен:
16.10.2012 10:06:21|
Изменен:
16.10.2012 10:10:20

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112

Справочные телефоны, rra@donpac.ru

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации