Распечатать

Интервью министра жилищно-коммунального хозяйства области С.Б.Сидаша

газета "Молот", № 51-52 от 17 апреля 2012 года

Сергей СИДАШ: Отопительный сезон окончен. Работа продолжается

На прошлой неделе отопительный период  2011-2012 годов завершился. Каким он был? Какие выводы сделаны отраслевым министерством, чтобы не повторились его ошибки? На эти и другие вопросы корреспондента "Молота" ответил министр ЖКХ Сергей СИДАШ.

- Сергей Борисович, в квартирах моих знакомых весь холодный период было тепло, в редакционных кабинетах - тоже. Понимаю, что это - частности, и что не везде было именно так. Но все же кому нужно сказать спасибо за этот комфорт и уют?

 - Рад, что было именно так. Собственно говоря, мы к этому и стремимся. Должен сказать, что на территории области в составе организаций коммунального комплекса осуществляли свои функции 495 аварийных бригад, в которых было задействовано более двух с половиной тысяч рабочих и 1 229 единиц специализированной техники, в том числе в сфере водоснабжения и водоотведения - 371 бригада, 1 877 рабочих, 935 единиц техники. Конкретно теплоснабжением занимались 124 бригады, 635 рабочих, 229 единиц техники. Губернатор Ростовской области Василий Юрьевич Голубев принял решение о создании двух мобильных аварийно-восстановительных бригад для ликвидации крупных аварий и их последствий с местами расположения в городе Шахты и Орловском районе на базе областного учреждения «Управление по эксплуатации групповых водоводов». Подразделения  укомплектованы специализированной техникой и квалифицированными кадрами. Это обеспечило своевременный маневр силами и средствами при восстановлении систем жизнеобеспечения и дало возможность устранения аварий в нормативные сроки. Нынешний отопительный период подтвердил эффективность их работы.

Для оперативного реагирования на обращения граждан по жилищно-коммунальным вопросам в министерстве ЖКХ круглосуточно работает «горячая линия», на которую за время отопительного периода поступило 1 088 обращений, из них 831 обращение по теплу, 257 по воде. Должен, однако, изменить тональность нашего интервью. Не все удавалось сделать.

- С какими же трудностями пришлось столкнуться министерству ЖКХ в минувшем отопительном сезоне?

-  За отопительный период с 15 октября по 10 апреля в области произошло 250 нештатных ситуаций, из них – крупных 44. В том числе: на объектах водопроводно-канализационного хозяйства – 139, на объектах теплоэнергетики – 111.Самым слабым звеном в нынешнем отопительном периоде оказались сети теплоснабжения и водоснабжения. Так, например, только на тепловых сетях МУП «Теплокоммунэнерго» микрорайона Сельмаш Ростова-на-Дону произошло девять нештатных ситуаций.

В результате без отопления оставались 43 жилых дома (3500 жителей)  по улицам Плужная, Сержантова, Веры Пановой, Клубная, объекты социальной сферы, в том числе корпуса 2-й областной больницы. Администрации города Ростова-на-Дону совместно с руководством МУП «Теплокоммунэнерго» необходимо провести глубокий анализ причин этих ЧП  и серьезно подойти к их устранению. А именно: разработать план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого теплоснабжения потребителей в следующем отопительном периоде и не допустить повторения подобной ситуации.

Аналогичная ситуация наблюдалась на тепловых сетях ООО «Лукойл-Теплотранспортная компания» – восемь нештатных ситуаций  в Ростове-на-Дону: в Советском районе – проспект Коммунистический оставались без тепла 14 жилых домов (3000 жителей); в Кировском районе – улицы Красноармейская,  семь жилых домов (2000 жителей), в Кировском районе по улицам Журавлева, Социалистическая, переулок Крепостной были отключены восемь жилых домов (130 жителей); в Ленинском районе – улица Серафимовича, два жилых дома (150 жителей), переулок Соборный (16 домов лишились тепла из-за отключения котельной на два часа).

Особое внимание необходимо уделить резервным источникам питания, что наглядно продемонстрировала ситуация, случившаяся в  Ростове-на-Дону. 7 февраля в 19 часов 20 минут  в министерство ЖКХ области в телефонном режиме поступило сообщение от временно исполняющего обязанности начальника главного управления МЧС по Ростовской области Валерия Синькова об аварийном отключении электроэнергии на семи котельных МУП «Теплокоммунэнерго» в Железнодорожном районе Ростова-на-Дону. В результате принятых мер к 21 часу котельные были подключены по резервно-технологической схеме, но из-за перегрузки линии был поврежден кабель. В результате чего – ограничено электроснабжение 18 котельных. Принятые меры позволили нормализировать 12 котельных. Но по состоянию на 23 часа 7 февраля электроснабжение по-прежнему было ограничено на шести котельных., например,  оставалась без электроснабжения до 2 часов 40 минут. При температуре наружного воздуха минус 21 градус теплоснабжение отсутствовало в 11 многоквартирных жилых домах. Сложившаяся ситуация показала, что в этом случае неудовлетворительно сработала схема оповещения и взаимодействия при чрезвычайных ситуациях между ресурсоснабжающими организациями – ОАО «Донэнерго»  и МУП «Теплокоммунэнерго». Причина остановок работы котельных – аварийное отключение электроэнергии без предупреждения ОАО «Донэнерго» и отсутствие резервных источников питания на котельных 3-й категории МУП «Теплокоммунэнерго». Анализ произошедшей ситуации также показал, что в городе отсутствует схема теплоснабжения, разработать которую муниципальное образование обязывает Федеральный Закон 190-ФЗ «О теплоснабжении». Оперативному штабу было сложно принимать решения по устранению аварийной ситуации и управлять потоками необходимой специальной техники.Доставленную из департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области передвижную  резервную электроустановку не удалось подключить к котельной – отсутствовали кабельные линии для сопряжения с котельной.

В связи с этим решением правительства Ростовской области от 13 февраля 2012 года № 12 «Об итогах социально-экономического развития Ростовской области за 2011 год и задачах на 2012 год» министерству промышленности и энергетики поручено разработать регламент организации и применения временного электроснабжения потребителей в условиях массовых нарушений  электроснабжения с использованием резервных источников. Министерство ЖКХ, со своей стороны, ставит задачу организациям коммунального комплекса – после утверждения регламента отработать вопрос с ресурсоснабжающими организациями по закреплению объектов тепло- и водоснабжения за резервными источникам энергоснабжения.

- Ваше министерство наверняка анализировало чрезвычайные ситуации. Какие выводы вы сделали?

 - Анализ произошедших аварийных ситуаций показал, что ликвидация самих аварий выполняется в кратчайшие либо в нормативные сроки. Однако подготовительные работы или запуск систем после ремонтно-восстановительных работ занимает много времени. Пример, тому  Батайск 9 марта. Здесь  произошел порыв теплотрассы батайского филиала «Тепловые сети» ОАО «Донэнерго» по улице Талалихина, 47 (Авиагородок). Отопление было отключено 37 жилых домов (9 тысяч человек), двух детских садах, поликлинике, в двух школах. На устранение самой аварии было затрачено всего 40 минут. Но из-за неисправности запорной арматуры не представлялось возможным приступить к сварочным работам. Пришлось полностью сливать воду из системы отопления. Это заняло несколько  часов и почти столько же  на ее заполнение.

В течение отопительного периода, когда происходили ограничения подачи холодной воды населению. Так, 23 декабря в связи с порывом водовода на очистных сооружениях второго подъема № 1, расположенных на территории ОАО ПО «Водоканал» по улице Максима Горького, 293 в Ростове-на-Дону, было отключено водоснабжение в Первомайском, Октябрьском, Ленинском и Кировском районах города (примерно 100 тысяч жителей). Для обеспечения ростовчан водой в городе не оказалось даже техники для её подвоза. Она была переоборудована для работы в зимних условиях. Из-за неисправности задвижки подачу воды по поврежденному водоводу удалось перекрыть только через несколько часов. Это привело к потерям воды, её откачке и, соответственно, дополнительным затратам предприятия.

Приведенные примеры показывают, как важно правильно, обдуманно подходить к планированию ремонтных работ, анализировать, первоочередные мероприятия  и быть к ним готовыми, чтобы можно было оперативно устранять аварии. Казалось бы, что такое  задвижка – а вот какие проблемы она со собой потянула. Поэтому хотел бы через газету "Молот" еще раз обратить внимание всех, кто задействован в планово-предупредительных работах к отопительному периоду, анализируйте ошибки, думайте, принимайте коллегиальные решения, и тогда мы добьемся экономии и времени на устранение аварий, и трудовых затрат, ресурсов. А главное -  жители будут испытывать меньше неудобств.

- Сергей Борисович,  в  марте произошла авария в направлении города Зверево на четвертом подъеме гуково-гундоровского водовода, в результате которой в течение нескольких суток город Зверево оставался без централизованного водоснабжения. Почему это случилось?

 - Предыстория случившего такова. Организация, которая эксплуатирует имущественный комплекс водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляет подъем, очистку, транспортировку питьевой воды и оказывает услуги водоснабжения населению – всем известная «Донская Водная Компания». Здания и сооружения предприятия находятся в плачевном состоянии, крыши текут, никаких мер по улучшению состояния водопроводных сетей за годы эксплуатации тоже не принималось. А ведь сети 1968-го года постройки, износ более 90 процентов, протяженность сетей порядка  13 тысяч погонных метров. Инженерное оборудование, четвертый водоподъем – все находится в удручающем состоянии. И никому ничего не нужно: ни руководству ДВК, ни самим рабочим, потому что им более двух месяцев не платят заработную плату. В связи с резким снижением объема поступающей воды в резервуары города Зверево 14 марта на заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций принято решение о плановом проведении 16 марта ремонтно-восстановительных работ. С целью координации действий по ликвидации аварии по поручению губернатора была создана рабочая группа под руководством заместителя губернатора Сергея Федоровича Трифонова и министра ЖКХ, организован подвоз воды населению 11 автоцистернами, привлечено 30 единиц техники, две  аварийно-восстановительные бригады Шахтинского филиала областного управления по эксплуатации групповых водоводов. Опыт и знание сетей инженерным составом предприятия позволили обеспечить граждан водой, оперативно ликвидировать аварию. Надо отметить, что в связи с отсутствием  резервных запасов воды останавливалась работа центральной котельной города Зверево филиала ОАО «Донэнерго» – «Тепловые сети». Необходимая потребность воды для запуска котельной – 400 куб.м. Подвоз воды осуществлялся в объеме 50 куб.м. в час из хутора Алмазный и города Гуково 18 автомобилями департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Слаженная работа и четкое взаимодействие рабочей группы  правительства Ростовской области с МЧС России по Ростовской области, департаментом по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области, аварийно-восстановительной бригадой областного управления по эксплуатации групповых водоводов,  профессионализм кадров - все это в комплексе позволило взять ситуацию под контроль и планомерно выполнить мероприятия по ликвидации аварии. Эта авария высветила не только организационные пробелы в работе Донской водной компании, техническом состоянии систем водоснабжения, но и проблемы, связанные с некачественной подготовкой к зиме многоквартирного жилищного фонда Зверево рядом управляющих компаний (МУП «УК ЖКХ» - директор Татевосов К.В., ООО «Управляющая жилищно-коммунальная компания» - директор Панов Н.И. и  МУП «ЖКХ» - директор Бородин С.А). При отключении водоснабжения произошло перемерзание стояков холодного водоснабжения в подъездах 13 многоквартирных домов. Работы по нормализации водоснабжения в этих домах заняли от двух до девяти суток. Это свидетельствует о слабой профессиональной и технической подготовке названных управляющих компаний. Факты нарушения правил технической эксплуатации жилищного фонда были выявлены жилищной инспекцией,  названные управляющие компании привлечены к административной ответственности. Этот пример должен стать уроком для других территорий для недопущения впредь подобных нарушений и недоработок.

- Где еще были "проколы" в работе? В каких муниципалитетах службы жизнеобеспечения не справляются со своими задачами ? Что предпримет правительство области, чтобы решить возникшие проблемы? Какие средства предусмотрены областным бюджетом на "латание дыр"? 

 - По данным диспетчерской службы министерства ЖКХ Ростовской области наибольшее количество дефектов в период прохождения отопительного периода происходило на водопроводных сетях ОАО «ПО Водоканал» городов Ростов-на-Дону (56), Гуково (11) и  Белокалитвинского (24), Шолоховского (6) и Цимлянского (6) районов, на тепловых сетях Ростова-на-Дону (89) и Белокалитвинского района (6).                           

Организациям коммунального комплекса, оказывающим услуги водоснабжения и теплоснабжения совместно с министерством жилищно-коммунального хозяйства, необходимо проанализировать  производственные программы и планы мероприятий по подготовке к предстоящему зимнему периоду с учетом уходящего отопительного периода и выявленной аварийности сетей и внести соответствующие корректировки в свои планы в целях снижения порывов и утечек.

В период подготовки к следующему отопительному сезону в рамках областных долгосрочных целевых программ в 2012 году намечено проведение капитального ремонта объектов водопроводно-канализационного хозяйства и теплоэнергетики. Так, по программе  "Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Ростовской области на 2012 – 2017 годы» запланирован капитальный ремонт  47 объектов ВКХ в 17 муниципальных образованиях области. В эти муниципалитеты планируется направить   251, 5 миллиона рублей, в том числе: из областного бюджета – 215, 9 миллиона рублей,  из местных бюджетов – 35, 6 миллиона рублей. По программе "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2011 – 2014 годы"  в текущем году будет произведен капитальный ремонт трех объектов теплоэнергетики в двух муниципальных образованиях:  в Чертковском районе     (один объект) и городе Шахты (два объекта) на общую сумму девять миллионов рублей, в том числе за счет областного бюджета – 7, 8 миллиона рублей, за счет местного бюджета – 1, 2 миллиона рублей. Кроме капитального ремонта в рамках указанной программы в текущем году намечено строительство и реконструкция шести объектов теплоэнергетики. Затраты бюджета на указанные мероприятия составят 102, 5 миллиона рублей,  из них:  областного бюджета – 85, 9 миллиона рублей,  местных бюджетов – 16, 5 миллиона рублей. Работы будут проводиться в Белокалитвинском, Красносулинском, Октябрьском, Усть-Донецком районах, городах Азов и Каменск-Шахтинский.

Расходы на приобретение резервных источников электроснабжения для объектов жизнеобеспечения в соответствии с программой по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с учетом областного и местного бюджетов составят  11, 4 миллиона рублей. В первоочередном порядке оборудование закупят Боковский, Каменский, Егорлыкский и Тацинский районы. Таким образом, в целом на капитальный ремонт, строительство и реконструкцию объектов ВКХ и теплоэнергетики в 2012 году в рамках двух областных долгосрочных целевых программ будет направлено 374, 4 миллиона рублей, в том числе за счет областного бюджета -  319, 5 миллиона рублей.

Интервью вела Любовь ЛУНЁВА

Размещен:
17.04.2012 15:57:39|
Изменен:
17.04.2012 16:00:32

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112

Справочные телефоны, rra@donpac.ru

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации