Распечатать

Интервью министра жилищно-коммунального хозяйства области С.Б.Сидаша

"Российская газета" ("Экономика юга России"),
№ 269 от 30 ноября 2011 года

Резервы для снижения

О проведении проверки жилищно-коммунальной сферы, борьбе со злоупотреблениями при манипуляции тарифами, внедрением энергосберегающих технологий рассказывает министр ЖКХ Ростовской области Сергей Сидаш.

— Насколько успешной вы оцениваете реализацию реформы ЖКХ в Ростовской области в сравнении с другими регионами?

— В Ростовской области наблюдается положительная динамика. Даже по сравнению с нашими соседями по региону. К примеру, с Краснодарским краем практически все контрольные цифры на сегодняшний день одинаковы. Приоритетным показателем в реформировании ЖКХ является исполнение 185-го федерального закона, по которому в Ростовской области созданы 18,14 процента ТСЖ от общего числа домов (13,42 процента в среднем по России). Выше среднероссийского в Ростовской области и процент создания управляющих компаний (59,28 против 49,48 процента). Организация коммунального комплекса это длительный и апиталоемкий процесс. По привлечению инвестиций в эту сферу министерство ЖКХ превысило цифру в 50 процентов и выполнило поставленные перед собой планы.

Есть и трудности — длинная тарифная линейка, окупаемость инвестиций более десяти лет. Здесь бизнес не спешит вкладывать деньги. Но мы проводим и в этой части серьезную работу. Смогли продвинуться вперед по крупным отраслевым предприятиям, а по средним и мелким есть специальная программа по привлечению средств и понимание, как дальше двигаться. Сегодня министерство ставит вопрос об укрупнении предприятий, о создании межмуниципальных организаций, которые будут привлекать ресурсы в нужных объемах, чтобы стать интересными для банковской сферы и для частных инвесторов. В частности, в Ростовской области необходимо создать не менее девяти межмуниципальных водоканалов. По этому вопросу министерство работает совместно с региональной службой по тарифам, просчитываем необходимые цифры. Наша задача — оптимизировать и усреднить тарифы, сделать их более доступными для граждан. Чтобы того разброса, который сегодня существует в области от 14 до 180 рублей за один кубометр воды не было. Более того, необходимо работать над снижением тарифа, особенно на шахтерских территориях, жители которых находятся в тяжелой ситуации. Не сомневаюсь, что задачи, которые поставил перед нами губернатор будут выполнены от начала до конца.

— Проблемы шахтерских территорий вообще больная тема, как и постоянное банкротство их водоканалов без всякой ответственности бизнесменов. Как областные власти намерены бороться с этой ситуацией?

— Как раз от банкротств водоканалов мы и хотим уйти. В шахтерских городах работала «Донская водная компания». Она из года в год копила долги, потом банкротилась и учреждала новую компанию. На сегодняшний день энергетики вновь подали заявление на банкротство их очередной структуры. Те же пытались зарегистрировать новую компанию с прежней аббревиатурой и реквизитами, только с измененным индивидуальным налоговым номером. И пытались вынудить всех работать с ними по прежней схеме, заключать договоры.

Наша позиция такова: нельзя допустить постоянного банкротства и ухода от ответственности. Поэтому над этим вопросом министерство очень серьезно работает. Я думаю, что старая компания будет работать под внешним наблюдением и стабилизировать свою деятельность. Все предпосылки для этого есть, тарифы хорошие для водоканала, но напряженные для населения. Уже начали делать первые шаги. У областных властей есть компания, которая давно уже занимается водоснабжением восточных районов. Она начала работать и в Шахтах, и муниципальное имущество местного водоканала на правах аренды перешло к областной компании. Параллельно заключен договор и с находящейся в банкротном состоянии другой компанией «Донбассводоснабжение», и вместо двух нерентабельных поставщиков воды населению работает теперь один. От водозабора до потребителя, отсекая всех посредников. Наконец налажена стабильная подача воды в городе Шахты.

— Именно посредники настаивали на завышенных тарифах на воду? 

— Подобная ситуация сложилась по Белокалитвенскому районному водоканалу, где собственник тоже приходил к нам и подавал документы на установку тарифа в размере 200 рублей за кубометр воды для населения, утверждая, что в противном случае вынуждены будут обанкротить предприятие. Убедили этого частного инвестора в том, что необходимо объединить этот водоканал с областным, что привело не к повышению, а к понижению тарифа на девять рублей. Кроме того, была проведена техническая работа на водоканалах, установили запорную арматуру, сумели восстановить водоводы, разводящие сети. И сегодня вода идет круглосуточно в тех населенных пунктах, которые годами ее не видели. В других шахтерских городах — Зверево, Гуково, Новошахтинске — после проведения анализа было отмечено, что там тоже существуют резервы для снижения тарифа. Так что, я думаю, у нас все получится.

— Одной из причин возникновения подобных ситуаций называли недостаточное количество приборов учета ресурсоснабжающих организаций. Ряд экспертов говорят о том, что срок установки приборов учета будет продлен еще на несколько лет, учитывая низкие темпы установки приборов со стороны потребителей. Как вы считаете насколько вероятно такое развитие событий?

— Сегодня принято изменение к федеральному закону, которое позволит и ресурсоснабжающим организациям, и гражданам установку приборов учета по электроэнергии отложить до 1 июля 2012 года, газа — до 1 января 2015 года. В министерстве ЖКХ разработана схема, которая позволит гражданам облегчить материальное бремя по установке. Это достаточно дорогое удовольствие — цена установка общедомового прибора учета тепловой энергии и воды порядка 250 тысяч рублей. А нам сегодня всего необходимо поставить 53 тысячи приборов. Пока установлено не более 58 процентов от нужного количества. Это неплохой показатель. Но ресурсоснабжающие организации не готовы еще это делать. Дело в том, что по ранее принятым нормативам, потери энергии в сетях перекладывались на плечи жителей, а теперь им придется самим покрывать затраты. Стало быть, нужна программа и по снижению потерь у этих организаций, иначе они сами станут убыточными. Поэтому задача министерства — объяснить гражданам, управляющим компаниям и ресурсоснабжающим организациям, что это прозрачная схема, понятная людям, платящим деньги. С установкой приборов учета уйдут все споры. Это позволит людям видеть, за что они платят.

— Но ведь самим ресурсоснабжающим организациям далеко не всегда выгодно ставить приборы учета, иначе они не смогут перекладывать потери на потребителей?

— В какой то части я их понимаю — они столкнутся с большими проблемами. Но мы с ними проводим работу. Обсуждаем причины их потерь и способы снижения затрат. Необходимо сделать правильный анализ своей работы, проблем, предполагаемых инвестиций.

— В каких многоквартиных домах, согласно нормативным документам предусмотрена обязательная установка общедомовых приборов учета? Попадают ли туда дома, находящиеся в аварийном состоянии, и дома, в составе которых находится не более восьми квартир?

– Если имеется центральная подводка, то должен стоять общедомовой прибор учета. Не подлежат этому только ветхие, аварийные и подлежащие капитальному ремонту до 2013 года. Если дом небольшой, то цена установки возрастает — приборы стоят больших денег. Министерство ставит вопрос, чтобы жильцам давали пятилетнюю рассрочку на выплату за приборы. Мы пропагандируем сегодня в области собственную схему установки. У правительства области есть компания «Ростовоблстройзаказчик», у которой существует своя производственная база. Банк «Центр-инвест» готов предложить деньги за установку приборов учета с рассрочкой в пять лет. «Ростовоблстройзаказчик» проводит обследование за свой счет, не перекладывая это на плечи граждан, просчитывают проект — это облегчает участь и управляющих компаний, и жителей. В Таганроге уже 178 приборов учета готовы устанавливать, 29 — заключили договоры, перечислили деньги. В 60-квартирном доме с рассрочкой в пять лет его жители будут платить 78-80 рублей в месяц за установку. Если дом больше, то плата будет еще ниже. Другое дело, что во многих домах нет технической возможности установки приборов — нет подвалов. В этой части «Ростовоблстройзаказчик» тоже готов помочь определиться с местом его расположения.

— В связи с этим особую актуальность приобретает, принятая в Ростовской области программа ресурсосбережения. Какие схемы финансирования установки приборов учета на сегодняшний день разработаны и реализуются?

— Необходим в первую очередь энергоаудит. Нужно понимать, где ты теряешь, куда надо целенаправленно направить средства, чтобы началось снижение затрат на электроэнергию. На сегодняшний день с этим согласны все ресурсоснабжающие организации, и они работают над тем, чтобы провести у себя энергоаудит. Министерство следит за тем, чтобы те производственные программы, которые они сегодня составляют, были направлены на данную работу. Мы согласовываем с ними эффективность вложения денежных средств.

— Какие пилотные энергосберегающие проекты, реализуемые в Ростовской области вы могли бы отметить?

— К примеру, в Усть-Донецком районе сегодня вместо устаревших генерирующих производств с низким коэффициентом полезного действия устанавливаются теплогенерирующие установки нового поколения, которые позволяют снизить потребление газа на 25-30 процентов, электроэнергии — в 3-5 раз, потребление воды — на 90 процентов, затраты на ремонт — до 50 процентов. Это проект должен продемонстрировать экономическую эффективность. В городе Каменск-Шахтинский специалисты нашего министерства совместно с местным МУП «Тепловые сети» проанализировали схему теплоснабжения, выявили нерентабельные котельные. Готовится проектно-сметная документация, которая позволит начать реконструкцию двух котельных и закрыть нерентабельные. Это позволит сэкономить затраты не только предприятию, но и жителям города. В Таганроге есть хороший инвестиционный проект, в который коммерческие банки вкладывают средства.

В Новошахтинске реализуется проект по использованию подземных шахтных вод. Вода откачивается из горных выработок, отбирается тепло и подается в систему. Уже реализован первый этап: в 2008 году введена в эксплуатацию первая насосная станция, которая обеспечивает теплом социальную сферу города. Второй этап будет реализован в рамках государственно-частного партнерства. Со своей стороны областные власти берут на себя разработку проектно-сметной документацию на строительство тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения. Инвестор строит вторую теплонасосную станцию. Общая стоимость проекта, который вошел в «губернаторскую сотню» — порядка 708,5 миллионов рублей.

— На ваш взгляд, государственное регулирование тарифов на услуги ЖКХ — это благо или сдерживающий фактор для реформы?

— Рыночные отношения все равно будут превалировать в жилищно-коммунальной сфере. Но необходимо учитывать и фактор экономической целесообразности, чтобы предприятие нормально работало и развивалось, а не стагнировало. Конечно, это все закладывается в тарифы и перекладывается на плечи граждан, хотим мы этого или не хотим.

Со своей стороны областные власти разрабатывают меры социальной поддержки населения. С 1 января руководство области взяло на себя обязательства выйти на стопроцентную оплату за жилищно-коммунальные услуги и уйти от перекрестного субсидирования, когда занижается тариф для населения, а разница перекладывается на промышленные предприятия. Но по закону рост платежей населения не должен превышать более 15 процентов. Поэтому правительство области начинает оказывать адресную социальную помощь тем, кто наиболее в этом нуждается. Губернатором четко установлено — жители оплачивают воду по 40 рублей, водоотведение — по 35 рублей. Все что выше, будет дотироваться из областного бюджета. Тем более, что тариф, к примеру, в Красносулинском районе, достигает 180 рублей. Денежные средства на это заложены в областной казне.

— Существуют ли в Ростовской области перспективные проекты в сфере переработки мусора?

— В Новочеркасске старый полигон в районе хутора Татарка выработал свой ресурс и до середины следующего года подлежит рекультивации. Администрация Новочеркасска подписала соглашение о привлечении частного инвестора и заключила концессионное соглашение на строительство второй, третьей и четвертой карт нового полигона, куда инвестор уже вложил более 4,5 миллионов рублей. Есть котлован, ограждение, закуплена пленка.

В Ростовской области будет реализован пилотный президентский проект по переработке и утилизации 600 тонн отходов. В Октябрьском районе компания «ЭкоСтройДон» в 2014 году должна будет ввести в эксплуатацию новый мусороперерабатывающий завод.

Разрабатывается региональная комплексная система управления отходами производства и потребления. Цель научно-исследовательских работ: коренное изменение ситуации при обращении с отходами производства и потребления, снижение нагрузки на окружающую среду и повышение экологической безопасности населения. Работы будут проходить в четыре этапа: первый этап — разработка концепции; второй этап — разработка предложений по созданию единой схемы размещения природоохранных объектов; третий этап — формирование предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы на региональном уровне; четвертый этап — разработка областной долгосрочной целевой программы «Развитие отходоперерабатывающей отрасли Ростовской области на период 2013-2017 годы». Первый этап закончится 15 декабря 2011 года. Окончание всех работ — 30 сентября 2012 года.

— Что будет с мусором дальше? Просто сжигать или разделять на фракции для дальнейшего использования?

— Весь мусор будет сортироваться. Полезные фракции (пластик, металл, картон) будут отправляться на переработку. Остатки (хвосты) планируются утилизировать путем низкотемпературного пиролиза на возобновляемые источники энергии (тепло, электроэнергия). На территории области планируется организовать приемные пункты вторсырья. На сегодняшний момент применяются технологии сортировки, уплотнения и захоронения отходов. Есть предложения у нас и по налаживанию раздельного сбора отходов в подземные контейнеры. Есть задумка попытаться реализовать пилотный проект по Ростову. Это для нас перспективно и важно.

— Как бороться с недобросовестными управляющими компаниями, которые выводят активы, не платят ресурсоснабжающим организациям, хотя исправно получают деньги с населения?

— Президент поставил задачу, чтобы ни одна копейка граждан за коммунальные услуги не должна оставаться без контроля государства. В связи с этим мы у себя с начала года и проводили аудит коммунальных платежей и тарифов. Создали две комиссии под председательством заместителей губернатора.

Есть частные рассчетно-кассовые центры и управляющие компании. Если в обоих учредителем их является одно и то же аффилированное лицо, то там тут же возникают проблемы. 98 процентов населения сегодня платят исправно, но почему то деньги до ресурсников не доходят. Так было в Новочеркасске, Батайске.

С другой стороны, есть независимый областной рассчетно-кассовый центр в Ростове, Азове, Таганроге. В его работе видна прозрачность, отсутствует задолженность управляющих компаний, идет четкое «расщепление» платежей. В РКЦ установлен программный продукт, который позволяет в режиме он-лайн показывать прохождение своих платежей. А управляющие компании получают деньги только за техническое обслуживание и содержание дома. Мы обратились в правоохранительные органы, и уже возбуждены уголовные дела на руководителей управляющих компаний города Новочеркасска. В этом городе мы провели огромную работу. Их компании «Жилремонт» готовы работать на программном интернет-продукте, утвержденном областным руководством. Октябрь — первый месяц, когда оплата от управляющих компаний прошла на 99,9 процентов.

— Для этого необходимо было вмешательство руководства области и прокуратуры?

— Ситуация с неплатежами будет исключена. Прозрачность будет восстановлена. Скоро мы забудем, что такое — плохая управляющая компания. Рынок стабилизируется. Он еще молодой. Вы посмотрите, кто пошел туда — зачастую, случайные люди. Они должны отсеяться. Останутся сильные, умеющие работать. Время нужно для рынка, но и мы должны ему помочь. И поэтому сегодня уже приняты изменения в жилищном законодательстве. В настоящее время готовится целый ряд необходимых документов. К ним относятся положение о единой расчетной квитанции, на федеральном уровне будут подготовлены стандарты предоставления жилищно-коммунальных услуг, разрабатывается порядок осуществления проверок в сфере управления многоквартирными домами надзорными органами и целый ряд других документов.

— Вообще жильцам самим реально найти общий язык с управляющими компаниями или без помощи министерства ЖКХ не обойтись?

— Считаю, что залог успеха заключается в содержании договорных отношений. Важно, чтобы они были правильно и грамотно прописаны. Министерством жилищно-коммунального хозяйства области разработаны в помощь гражданам и управляющим компаниям примерные формы договоров управления многоквартирными домами. Мы постарались прописать примерный договор таким образом, чтобы гражданин знал, за что он платит, — именно этот вопрос, как показывает практика, волнует граждан прежде всего. Новые договорные отношения позволят обеспечить прозрачность взаимоотношений с собственниками жилья. В ходе заключения договоров граждане станут более подготовленными, начнут разбираться, что к чему, и будут задавать много вопросов. В свою очередь, управляющие компании будут поставлены перед необходимостью объяснять каждый пункт данных отношений. Это послужит толчком к снижению напряженности между управляющими компаниями и гражданами и подтолкнет их к сотрудничеству. Аналогичную схему мы хотим распространить и на взаимоотношения управляющих компаний с ресурсоснабжающими организациями. Их взаимоотношения также должны быть прозрачны и понятны. Необходимо контролировать объемы и качество коммунальных ресурсов, входящих в дом.

— Вас устраивает качество выполненных работ по капитальному ремонту и обслуживанию жилья?

— Пока в сфере жилищно-коммунального хозяйства очень много еще проблем. В том числе и капитальный ремонт многоквартирных домов, и низкое качество, и срыв сроков. Ростовская область через Фонд реформирования ЖКХ получила 6,5 миллиардов рублей, из областной казны на поддержку в части капремонта выделено с 2007 по 2011 год 3,2 миллиардов рублей. Но хочется видеть конечный результат, нормальное качество выполненных работ. А пока в министерстве получаем обратную реакцию от жильцов — и крыши текут, и ремонт некачественный. Принято постановление правительства области, что без государственной жилищной инспекции ни один акт сдачи дома не будет подписан. Раньше этого не было. Ужесточен прием выполненных работ, ибо от населения идет огромный поток жалоб. Представители министерства выезжают на места, фотографируем, делаем слайды, требуем от управляющих компаний и ремонтников соблюдения качества.

Наша задача: изначально выбрать хорошую и сильную компанию, чтобы она оправдала надежды граждан. В связи с этим в настоящее время рассматривается вопрос о проведении открытых торгов, которые будет контролировать донское министерство ЖКХ. Прорабатываем механизм выбора крепкой компании, чтобы не расторгать предыдущие договоры, не убивать время. Надеемся, что с 2012 года в Ростовской области уже будет совсем другой подход к части капитального ремонта.

— Какие результаты проводимого областными властями аудита в сфере ЖКХ? Что ждать жителям в будущем году?

— Аудит показал, что в ряде территорий есть резервы для снижения цен на услуги ЖКХ. Уже со второго полугодия нынешнего года они были снижены на водоснабжение для потребителей, проживающих в ряде поселений Белокалитвинского и Волгодонского районов. А с 1 января 2012 года понизятся тарифы на водоснабжение и водоотведение в 25 районах и городах, на услуги по утилизации твердых бытовых отходов — в пятнадцати. Кроме того, в 10 районах области тариф на воду останется на уровне текущего года.

Важные решения приняты и по тарифам на электроэнергию. В 2012 году они будут сдержаны на минимальном уровне. Сейчас тариф на электроэнергию для населения — 3 рубля 8 копеек за 1 киловатт/час. На второе полугодие 2012 года Федеральная служба по тарифам России рекомендовала установить в Ростовской области тариф 3 рубля 25 копеек. Однако в результате проведенных расчетов принято решение установить тариф не выше 3 рублей 20 копеек. То есть рост тарифа на электроэнергию в области в среднем за год составит не более двух процентов. В целом же в 2012 году рост совокупного платежа граждан по коммунальным услугам в Ростовской области не превысит пяти процентов. Тогда как в среднем по России он прогнозируется на уровне шести процентов.

Беседовал Дмитрий Самболенко

Размещен:
12.12.2011 13:06:15|
Изменен:
12.12.2011 13:11:42

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112

Справочные телефоны, rra@donpac.ru

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации