Распечатать

Интервью министра жилищно-коммунального хозяйства области С.Б.Сидаша

газета "Аргументы и факты-на-Дону", № 38,
21-27 сентября 2011

Министр ЖКХ Ростовской области Сергей Сидаш: «Управляющие компании не должны перекладывать долги на граждан»

Есть такая проблема в нашей стране - пополнившиеся ряды недовольных ЖКХ. Причина не только в растущих тарифах. В приходящих квитанциях зачастую указываются суммы, понять происхождение которых обычному жителю довольно сложно.

Но мы решили никого не уличать, не клеймить, а просто разобраться, что происходит и как быть дальше. И напрямую обратились к министру жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области Сергею Борисовичу Сидашу.

Почему ЖКХ обсчитывает?

- Сергей Борисович, вам известно, что у многих возникают сомнения относительно объективности счетов за «коммуналку»?

- Об этом свидетельствует содержание приходящих к нам писем. В 2010 году из 2750 обращений с жалобами на ЖКХ от ростовчан в 1227 говорилось о неправильном начислении коммунальных платежей. Из них 480 подтвердились. Статистика вызывает тревогу, ведь речь идёт даже не о качестве содержания жилья, а об откровенных обманах.

Как показали результаты проверок управляющих компаний, в состав общего имущества многоквартирного дома включаются даже не существующие в здании помещения: лифты, колясочные, встроенные гаражи, трансформаторные подстанции. Мы обязали устранить выявленные нарушения, привлекли ряд руководителей к ответственности.

- Наверное, одними карательными мерами порядок навести невозможно. В чём первопричина проблемы?

- В заработавших реформистских процессах. Реорганизованную из ЖЭКа частную управляющую компанию никто не дотирует, она существует за счёт средств граждан - тарифа на содержание и ремонт жилья. Одновременно она должна собирать с собственников платежи за коммунальные услуги - потребляемые домом воду, тепло, электроэнергию и расплачиваться с поставщиками.

В рыночных условиях убыточно содержать многие проблемные дома. Кроме того, как показывают результаты проверок монополистов, послед­ние зачастую навязывают заранее невыгодные договоры на поставку коммунальных ресурсов. Поэтому у нечистых на руку управляющих организаций и появляется соблазн покрывать свои убытки за счёт обмана.

- Участившиеся факты обсчёта в ЖКХ происходят не от хорошей жизни?

- Я не хочу кого-либо оправдывать, но получается замкнутый круг. Ряд управляющих компаний не может эффективно работать. Если же мы их прогоним, где альтернатива?

В отличие от индивидуального домовладения собственными руками обслуживать «многоэтажку» проблематично. К третьему варианту - организовать товарищество собственников жилья большинство собственников пока также не готово. ТСЖ созданы примерно в каждом десятом многоквартирном доме, хотя мы их приветствуем и поддерживаем.

Зачем нам общедомовый счётчик?

- От собственников что-то зависит?

- Лучший вариант борьбы с обманом - установить счётчики, причём не только поквартирные, но и общедомовые. Всем станет видно, какие объёмы коммунальных услуг потребил тот или иной жилец и весь дом. В преж­ние годы многих смущала стоимость оборудования. Но сейчас мы внедрили в Ростовской области разработанную совместно с частными фирмами и банком схему установки всех видов узлов учёта в кредит.

Наш вариант позволяет минимизировать финансовую нагрузку на собственника, растянув оплату на пять лет. В результате во многих домах можно добиться дополнительной экономии, бережно относясь к коммунальным ресурсам.

- А как быть с тем, что многие собственники не хотят устанавливать счётчики, поскольку в результате как раз и окажутся вынужденными компенсировать внутридомовые потери?

- Так было совсем недавно. Не имея общего счётчика, собственники не опла­чивали внутридомовый расход энергоресурсов. Если же в доме был общий узел учёта, жильцы, не установившие поквартирного оборудования, платили по нормативу, а компенсация перерасхода ложилась на плечи тех, кто внедрил приборы и в своём жилом помещении. Но в июне в федеральное законодательство внесены поправки, уже изменена формула начисления оплаты жильцам по нормативу.

- Теперь «за нормативом» от ответственности за состояние общего имущества не спрячешься?

- Уже не выйдёт. Причём к концу нынешнего года нас опять ждут перемены: должны вступить в силу новые правила предоставления коммунальных услуг, по которым оплата за каждый энергоресурс и владельцам счётчиков, и «нормативщикам» будет начисляться по двум статьям: на нужды квартиры и всего дома. А к 1 июля 2012 года собственники жилья должны установить общедомовые и поквартирные приборы учёта практиче­ски на все виды коммунальных услуг.

В противном случае их будут принудительным методом внедрять ресурсоснабжающие предприятия. А как свидетельствует уже имеющееся у нас обилие жалоб, расценки монополистов значительно превысят стоимость нашей услуги. Самых строптивых обяжут установить оборудование суды.

- Такова воля государства?

- Этого требует федеральный закон №261 «Об энергосбережении». Политику страны можно понять: жизнь без счётчиков вступает в противоречие с рыночной экономикой и толкает отрасль в пропасть. Кто, как не жилец, должен заплатить, например, за два ведра воды, израсходованных уборщицей на мытьё подъезда, по которому он сам же и ходит, или промывку инженерных систем.

Я думаю, со временем потребители сами придут к необходимости внедрения оборудования. Хотя можно понять и собственников домов с коммуникациями, похожими на решето, где зачастую на «общие нужды» расходуется больше средств, чем на нужды квартиры.

- Счётчик лишь градусник, который всё же не лечит, а только устанавливает температуру больного?

- Не совсем, поскольку даже в столь плачевной ситуации речь можно вести лишь о примитивной, сиюминутной выгоде. Если же мыслить стратегиче­ски, оборудование позволит выявить самые слабые энергорасточительные места, на которые следует обратить внимание в первую очередь, укажет, где, возможно, разворовывается энергоресурс, с чем также должны бороться управляющие компании.

Общедомовый узел учёта решит и ряд вопросов между управляющей компанией и монополистом. Ресурсоснабжающие организации уже не смогут брать больше средств за «коммуналку», чем реально потребляет многоквартирный дом. И окажутся вынужденными ликвидировать потери на собственных сетях, а не списывать их на управляющие организации, чтобы те, в свою очередь, «сбрасывали» свои убытки на плечи жильцов. А наша страна перестанет отапливать энергоресурсами атмосферу.

Как снизить траты на «коммуналку?»

- Низкое качество содержания домов также во многом объясняется отсутствием счётчиков?

- Опираясь на их показания, можно составлять бизнес-план по наведению в доме порядка, в ряде случаев даже при безденежье. Суть идеи - ­управляющая компания выполняет текущий ремонт, расходы жильцов на содержание жилья возрастают, но зато они получают экономию за счёт снижения перерасхода коммунальных ресурсов.

Эксплуатация многих домов ограничивается лишь аварийным обслуживанием: представители управляющей компании приходят на объект, когда здесь что-то рвётся, течёт или ломается. Между тем они должны выполнять намного больше, например, проводить регулярные осмотры от кровли до подвала с последующим устранением выявленных дефектов.

- Но хватит ли профессионализма на столь гибкую политику?

- Выхода нет. Бездумное повышение тарифов или обман - путь в никуда, к разорению. Платёжеспособность многих жильцов на пределе, резко повысив стоимость «коммуналки», мы рискуем получить пропорциональный прирост задолжников. Обманывая жильцов, управляющая компания пилит сук, на котором сама же и восседает, разваливает собственный бизнес.

Необходимо перестраиваться, идти к жильцам, вести переговоры, разъяснительную работу. Объяснить, что одновременно прекратится и разрушение дома, что лучше всё-таки вложить деньги в ремонт, чем в дальнейшем решать проблемы аварийного жилья.

Главное - с чего-то начать и остановить процесс разрушения. При огра­ниченных финансовых возможностях график устранения неисправностей можно растянуть на несколько лет. И обязательно использовать в качестве дополнительного стимула сокращающиеся расходы на «коммуналку». Если чуждое пока многим слово «энергосбережение» может вы­звать неприятие, то просто тот же ремонт в подъездах у нас любят и охотнее профинансируют.

- Получается, чем хуже дом, тем дороже его эксплуатация?

- Во многом да. Ещё одна причина низкокачественного содержания жилья - отсутствие договорных отношений между собственниками и управляющими компаниями. В большинстве случаев сейчас действуют тарифы на текущее содержание и ремонт жилья, установленные городскими властями. Стоимость формируется для эксплуатации неприватизированных муниципальных домов, а собственники должны оговорить с управляющей компанией индивидуальную цену.

Ведь каждый дом уникален. Необходимо совместно составить смету, график устранения всех неисправностей и подписать соответствующий договор на управление многоквартирным домом. Но, похоже, в ближайшее время существующие нравы начнут меняться.

- Почему?

- «Закон об энергосбережении» обязывает управляющие компании снижать потребление энергоресурсов. А в проблемных домах первоочередные мероприятия заключаются преимущественно в выполнении текущего или капитального ремонта: необходимо просто заделывать трещины в стенах, менять окна и текущие коммуникации в подъездах, старую расточительную электропроводку.

- А будут ли собственники получать поддержку от государства, как раньше?

- Основным источником финансирования капремонта выступал государственный Фонд содействия реформированию ЖКХ. Он продолжит свою работу до 2013 года, но уже сейчас суммы, выделяемые им на капремонт, существенно сократились в сравнении с прежними временами. Поэтому по инициативе и поддержке губернатора Ростовской области Василия Голубева в Ростовской области утверждена долгосрочная целевая программа: «Развитие жилищного хозяйства на территории Ростовской области на 2012 - 2015 годы».

В ближайшие три года из регионального источника планируется дополнительно инвестировать 4,4 миллиарда бюджетных рублей. Хотя мы частично пересмотрим «правила игры». Например, в губернаторской программе смогут участвовать проблемные многоквартирные дома, требующие больших затрат, с износом 50 - 70%. Кроме того, возможно, изменятся пропорции долевого софинансирования собственников, ныне составляющие лишь 5% от сметной стоимости работ.

- И последний вопрос. Вы верите в успешное завершение реформы?

- Надеюсь, пройдёт 5 - 10 лет, и мы забудем крик души «какие плохие у нас управляющие компании!» Мы сделаем всё возможное, чтобы этот важный и социально значимый бизнес развивался, приносил пользу людям.

Олег Петрушин

Размещено 22.09.2011

Размещен:
22.09.2011 15:04:43|
Изменен:
22.09.2011 15:11:57

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112

Справочные телефоны, rra@donpac.ru

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации