Распечатать

Интервью министра имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области Ю.С.Молодченко

ИА "Интерфакс-Юг",
31 марта 2011 года

Министр имущественных отношений Ростовской области Ю.Молодченко: "Готовится качественное изменение работы с предприятиями, у которых финансовые трудности"

Задача повышения эффективности управления государственным имуществом в настоящее время стоит не только перед федеральным центром, но и региональными властями. Об этом, в частности, шла речь на межрегиональном совещании Росимущества в Ростове-на-Дону в конце мая. О решении этой задачи, о взаимодействии со стратегически важными предприятиями, которые испытывают финансовые проблемы, в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал министр имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий и организаций Ростовской области Юрий Молодченко.

- Как вы оцениваете ситуацию с банкротством в Ростовской области?

- В настоящее время ситуацию оцениваю как стабильную, сбалансированную и предсказуемую. Число банкротств и, главное, отраслевая структура предприятий, находящихся в процессе банкротства, являются характерными для экономики любого региона. У нас, как и везде в мире в странах с рыночной экономикой, постоянно идут процессы преобразования либо ликвидации в ходе банкротства неплатежеспособных, исчерпавших ресурсы роста предприятий и возникновения новых и эффективно работающих.

Главное, на что хочу обратить внимание, - что на сегодняшний день процедуры несостоятельности не проводятся на оборонных и стратегически важных предприятиях. К сожалению, из значимых для нашей области предприятий три находятся в процедуре банкротства. Конкурсное производство введено на Новочеркасском заводе синтетических продуктов, наблюдение - в СПК "Грековский" Милютинского района, внешнее управление - на заводе "КПД" в Волгодонске. Мы следим за ситуацией на этих предприятиях для того, чтобы не были ущемлены интересы их работников.

Руководство области сделало все возможное для снятия социальной напряженности при банкротстве и ряда других предприятий, в том числе ЗАО "Рабочий": основные долги по зарплате выплачены, все предусмотренные законом выплаты работникам будут сделаны.

- Какова отраслевая структура предприятий, находящихся в процедуре банкротства?

- Значительная доля (14,8% от общего количества организаций, находящихся в процедуре банкротства) приходится на сельскохозяйственные предприятия, затем идут предприятия архитектуры и градостроительства (4,7%), промышленности и энергетики (4,4%), жилищно-коммунального хозяйства (3,4%), транспортные предприятия (2,3%) и здравоохранения (0,3%). Но наибольшая доля банкротств приходится на предприятия торговли и индивидуальных предпринимателей, оказывающие всевозможные услуги населению. Их доля в общем количестве составляет порядка 70%.

В Ростовской области, как и в целом по России, преобладает процедура конкурсного производства - это последняя стадия банкротства. Однако в настоящее время увеличилось количество дел, по которым вводится внешнее управление. В то же время, к сожалению, говорить о какой-либо устойчивой тенденции оздоровления в процедуре внешнего управления пока не приходится. В большинстве случаев внешнее управление завершается конкурсным производством, то есть выплатой долгов кредиторам и распродажей имущества предприятий. Опять же обращу ваше внимание на то, что такая тенденция сходна с общероссийской.

Так, по данным Высшего арбитражного суда России, в 2010 году всего 1,5% случаев, когда процедура банкротства завершалась в связи с восстановлением платежеспособности предприятия, то есть фактически оздоровлением. К сожалению, у нас в области подобных случаев нет. На сегодняшний день из 663 дел о несостоятельности в процедуре наблюдения находится 138 предприятий и индивидуальных предпринимателей (21%), во внешнем управлении - 28 (4,3%), в конкурсном производстве - 512 (75%).

- Какие действия предпринимает власть по финансовому оздоровлению значимых для области предприятий?

- Минимущество области осуществляет мониторинг предприятий, находящихся в банкротстве, сопровождает такие процедуры, если речь идет об областной собственности, прежде всего, представляет интересы области как кредитора по денежным обязательствам. Также министерство организует работу межведомственной комиссии по финансовому оздоровлению предприятий и организаций, имеющих признаки несостоятельности, а также находящихся в процедуре банкротства, председателем которой я являюсь.

Работа межведомственной комиссии и администрации области направлена в первую очередь на положительное решение всех вопросов, касающихся предприятий, у которых возникли финансовые трудности, и оздоровления экономики региона. Составлен и утвержден список социально значимых и градообразующих предприятий, организаций, их деятельность находится на особом контроле ведомственных министерств и Минимущества. Таким образом, мы заранее узнаем о назревающих финансовых проблемах и можем вместе с собственниками профессионально проработать варианты развития ситуации, оценить последствия и, при необходимости, принять меры по своевременному оздоровлению до того, как в арбитражный суд будет подано заявление о признании должника банкротом.

А финансовое оздоровление в рамках процедуры банкротства - это уже совсем другие экономические и правовые механизмы, и задействованы они могут быть только при условии предоставления гарантий, в том числе бюджетных, банковских или каких-то иных. Мы стараемся сейчас работать на опережение и не доводить до процедуры банкротства действующие и важные для региона предприятия. Как только видим, что у кого-то из них начинают появляться финансовые трудности, - подключаем различные ресурсы - финансовые, организационные, помогаем предприятиям на этой стадии стабилизировать свое финансовое положение, в том числе через рассрочки платежей по налогам и использование других инструментов.

Сегодня администрация области, новая команда губернатора готова к проведению качественных изменений в части работы с предприятиями, которые испытывают или у которых могут возникнуть финансовые трудности. Сейчас в стадии разработки находится вопрос о полномочиях министерства по конкретной адресной помощи, предусмотренной постановлением правительства РФ N257 о предоставлении бюджетных гарантий в отношении предприятий, на которых вводятся финансовое оздоровление либо внешнее управление. А мы знаем, что введение этих процедур - один из наиболее действенных путей для восстановления платежеспособности предприятия в ходе банкротства. Данная мера также призвана способствовать дальнейшей стабилизации ситуации в экономике области.

Приведу только один пример. В конце прошлого года на важном для области, социально значимом ОАО "Энергия" было введено наблюдение. И только благодаря содействию областной администрации и оперативному взаимодействию с УФНС России по Ростовской области было заключено мировое соглашение с кредиторами. Процедура банкротства была прекращена. Мы намерены и далее активно содействовать финансовому оздоровлению социально значимых для региона предприятий и делать все для того, чтобы не допускать остановки их финансово-хозяйственной деятельности.

- Какие бюджетные гарантии область давала предприятиям, которые начали испытывать финансовые трудности, чтобы не допустить банкротства?

- Я являюсь председателем попечительского совета гарантийного фонда Ростовской области, который малому и среднему бизнесу предоставляет гарантии под выдачу кредитов банками. Поэтому мы, конечно, рассматриваем социально значимые предприятия малого и среднего бизнеса, которые предоставляют необходимые услуги населению, мы видим, что это интересно и перспективно.

- По вашим личным ощущениям, можно ли говорить о том, что финансово-экономический кризис, который стал поводом для банкротства многих предприятий, уже завершен для экономики Ростовской области?

- Думаю, что да, потому что пик кризиса уже пройден, во многих отраслях экономики наблюдается положительная динамика. Мы видим, что и малый и средний бизнес, стратегически важные предприятия начали выравнивать свое финансовое положение, организационные и производственные программы у них все нацелены на развитие. Мы видим это и по тем запросам, которые идут в гарантийный фонд Ростовской области, и по развитию инвестиционных площадок. Полагаю, что 2011 год будет переломным вообще для экономики страны и региона в частности.

- Сколько средств получил бюджет области от приватизации предприятий и организаций в 2010 году? Каковы планы на 2011-2013 годы?

- Минимущество ежегодно представляет на утверждение законодательному собранию Ростовской области прогнозный план (программу) приватизации государственного имущества региона на год. Так, в 2009 году областной бюджет получил от приватизации госимущества 7,7 млн рублей, в 2010 - 192,9 тыс. рублей. В то же время 28 объектов казны стоимостью 19 млн 797 тыс. рублей были внесены в уставный капитал ОАО "Донэнерго". В этом году мы утвердили план в размере 5,5 млн рублей. После корректировки в связи с задачами, поставленными в послании президента по активизации процессов приватизации, сейчас он составляет 12,5 млн. рублей. В 2011 году предусмотрена дополнительная приватизация 10 объектов.

- Почему такая небольшая сумма?

- Дело в том, что за предыдущие два десятилетия Ростовская область приватизировала большую часть своих активов. В настоящее время приватизации подлежит только государственное имущество предприятий, которые не являются необходимыми для выполнения госфункций и полномочий госвласти. В этой связи мы достаточно аккуратно подходим к приватизационным процессам в регионе. При этом мы понимаем, что одной из главных наших задач является пополнение областного бюджета, а он является дефицитным на этот год, и мы должны оставлять ликвидные активы, в том числе и находящиеся в госсобственности помещения, которые приносят доходы.

Сейчас мы анализируем деятельность государственных унитарных предприятий, и если государство как собственник действует там неэффективно и не может получать прибыль, выполняя определенную функцию, то мы не исключаем, что они будут включены в план приватизации. Такое решение на уровне областной власти уже принято, это первое.

Второе. По предприятиям, где у нас нет контрольного пакета акций и где мы не можем влиять на принятие тех или иных решений, также возможна приватизация через продажу акций, принадлежащих области. Мы будем планировать этот процесс на следующий год. До середины 2011 года Минимущество намерено представить губернатору предложения по работе с такими предприятиями и наше видение эффективного использования пакетов акций и долей областной собственности.

- Можно ли назвать эффективными с точки зрения управления, менеджмента государственные предприятия?

- У нас в области сейчас действует 62 государственных унитарных предприятия, 38 из них - дорожно-ремонтные строительные управления, которые курируются министерством транспорта. До 15 июня мы должны принять отчеты данных ГУПов о финансово-хозяйственной деятельности за 2010 год, проанализировать эффективность работы и оценить, насколько они интересны области как собственнику.

Также в собственности области имеются предприятия здравоохранения, в основном это объединенные аптеки. Они сейчас также представляют отчеты. По результатам деятельности будет приниматься решение о дальнейшей судьбе этих предприятий.

Хочу подчеркнуть, администрация не ставит задачи распродать всю собственность. Мы намерены избавиться от неэффективно работающих активов. При этом обязательно будут сохранены предприятия, которые выполняют важные государственные функции по жизнеобеспечению населения региона.

- Президент страны заявлял о том, что региональным и муниципальным властям необходимо избавиться от непрофильной собственности, сказав про "газеты, пароходы". Что в этом плане предпринимается?

- В собственности областной власти находятся три средства массовой информации. Вопрос о приватизации этих газет мне задавался, когда я защищал план приватизации на 2011 год, одним из областных депутатов. Пока областные СМИ в план приватизации не включены, и официальная позиция администрации - не торопиться с их продажей. Мы внимательно относимся к этим газетам, хотели бы, чтобы они были более интересными, более современными, но при этом понимаем, что на сегодняшний день газета - это один из важных инструментов не только создания общественного мнения и освещения деятельности власти, но и разъяснительной работы, касающихся мер социальной поддержки незащищенных слоев населения.

Размещено 02.06.2011

Размещен:
02.06.2011 10:19:20|
Изменен:
02.06.2011 10:23:56

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112

Справочные телефоны, rra@donpac.ru

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации